Юбилейная статья из жж Андрея Фирсова.
9 января исполняется круглая дата – 80 лет первому полету двух знаменитых самолетов Второй мировой войны – британского Авро «Ланкастера» и советского Ту-2. История их создания интересна тем, что она отразилась зеркально – один самолет был переделан в четырехмоторный из двухмоторного, а второй в двухмоторный из четырехмоторного!
Британский бомбардировщик представлял собой фактически вынужденный экспромт военного времени: находясь в полном цейтноте после воздушной «битвы за Англию» и в условиях начавшихся ночных бомбежек, англичане просто не имели времени для создания «нормальных» самолетов. Требовалось из всего спектра проектов и уже строящихся серийно типов выбрать несколько ключевых для обороны Империи машин. В таких условиях подвисла судьба двухмоторного бомбардировщика Авро «Манчестер» — самолет был неплох, но его моторы «Велчер» были не доведены.
Для фирмы замаячила перспектива остаться без заказов. В таких условиях было решено заменить два мотора «Велчер» на четыре «Мерлина», которые считались «истребительными» двигателями, но производились массово и были в целом надежны (это кажется, что идея простая — установка тех же моторов «Мерлин» на другой четырехмоторный бомбардировщик «Галифакс» оказалось мягко говоря неудачной). Фактически у самолета менялся только центроплан, но не фюзеляж и оперение «Манчестера».
Тем более, производство было уже налажено и разбито на выпуск отдельными заводами отдельных узлов, которые поступали на сборочные линии. В результате и появился самый знаменитый бомбардировщик Британии во Второй мировой войне. Как всякий экспромт, в нем была кучка недостатков – сами англичане признавали, что если бы не война, такой самолет никогда бы не поступил на вооружение Королевских ВВС. Но затмить его славу это уже не могло.
Создание Ту-2 оказалось практически зеркальной историей: конструкторскому бюро НКВД, под началом сидевшим на ресторанном питании Туполевым было предложено создать дальний четырехмоторный бомбардировщик. Причем – пикирующий. Откуда такая возникла идея – трудно сказать. В мире тогда подобный тип самолета создавался только в Германии – печально известный Хейнкель Хе-177 (интересно, что в разгар работ НКВД предложило ознакомить конструкторов Туполева с этим проектом). Несмотря на некоторую химеричность идеи, нужно отметить, что создаваемый Туполевым, позже известный как «самолет 57», пикировщик был довольно компактным – меньше британских «Ланкастера» и «Галифакса», которые и так считались весьма небольшими четырехмоторниками. Поэтому у Туполева возникла идея создавать самолет сразу в двух вариантах – под четыре мотора М-105 (тоже «истребительных») либо под два перспективных М-120 почти вдвое большей мощности. Предполагалась даже взаимозаменяемость машин при смене консолей. Но после разгрома Польши «концепция» быстро стала меняться – стало очевидно, что теория Дуэ – вещь, конечно, хорошая, но в современных реалиях механизации войск неожиданно оказалось, что танки могут занять вражеские заводы раньше, чем их успеет разбомбить «стратегическая» авиация! Когда НКВД-шники ознакомили военных со своими работами, то представители ВВС потребовали отказаться от четырехмоторного бомбардировщика в пользу двухмоторного фронтового пикировщика. В результате «самолет 57» уже в начале 1940 г. уступил дорогу двухмоторному «самолету 58» – первому опытному самолету в семействе бомбардировщика Ту-2!
В результате так и получилось, что поднялись в воздух оба «зеркальных» «близнеца» в один день. Только «стартовые позиции» оказались разными – для «Ланкастера» уже было фактически отлаженное серийное производство и массовый и надежный мотор, а Ту-2 еще предстояло пройти лечение «детских болезней» и самого самолета и его мотора — Швецова М-82…