19

На критику уважаемых коллег выносится дополнение к тезисному черновику по капитальному кораблю Альтернативной Америки/Артиллерийской Армии в части переработки и некоторой конкретизации периода его становления. Собственно альтернативы на этом этапе крайне мало, однако расставлены акценты и намечены направления.

В начальный, самый сложный для молодого американского государства период 1775–1815 — Войны За Независимость, Квазивойны с Францией и Войны 1812 Года — Флот США кораблей линии не имел и линейной или какой-либо иной эскадренной тактики не знал. Тому было три причины: первая – финансовая: скудность федерального бюджета, крайне затруднявшая строительство и содержание столь крупных кораблей. Другая причина – оперативно-тактическая: характеристики линейных кораблей предполагали низкую скорость и в определённой степени ограниченный радиус действия, что не соответствовало нуждам объединившихся американских штатов при их количественном отставании флота и огромной береговой линии. И, наконец, третья причина была строго концептуальной: численно превосходящему противнику невозможно противостоять его же тактикой. Причём уже тогда кораблестроитель американского флота Джошуа Хамфрейз нацеливался не только на паритет, но и на превосходство. Будучи опытным кораблестроителем, он знал, насколько инертна его профессиональная среда. На кораблестроителе лежит огромная ответственность за судьбу дорогостоящего корабля, за жизни экипажа, и в конечном счёте — за морское могущество государства. Поэтому строители военных кораблей чурались экспериментов, используя надёжные проверенные временем решения. Корабли конца 18го века мало отличались от таковых 17го века. Чтобы обойти соперников при невозможности численного паритета, американцам требовалось выйти из плоскости устоявшихся взглядов в новое качество. При этом инертная масса прежних флотов могла лишь следовать за революционным воззрением, и у американцев появился бы шанс выйти вперёд в вопросах флотостроительства.

Хамфрейз предложил большие фрегаты, нёсшие на главной орудийной палубе вместо обычных для фрегатов 18ифунтовок дальнобойные 24хфунтовые пушки линейных кораблей (в меньшем, естественно, количестве), но превосходящие линейные корабли подвижностью. На баке и квартердеке они несли 32хфунтовые каронады. Ранжируясь как 44хпушечные (а реально неся гораздо больше стволов), большие фрегаты наверняка превосходили любой обычный максимум 38ипушечный фрегат, а при определённых условиях имели шанс и против линейного корабля. Подобные фрегаты существовали и ранее, но в руках американских моряков благодаря их высокой квалификации и превосходным характеристикам конструкции Хамфрейза большие фрегаты продемонстрировали свою состоятельность во время Войны 1812го Года. Немалое значение имел весьма прочный и долговечный материал корпуса больших хамфейзовских фрегатов, особый вид американского дуба — живой дуб. И хотя больших фрегатов у американцев было слишком мало для того, чтоб выполнить всё, что на них возлагалось, тем не менее, расчёт Хамфрейза оправдался – для нейтрализации всего лишь 3х больших фрегатов британцам пришлось привлечь значительные силы.

Эффект, произведенный большими фрегатами, породил важные для Флота США последствия: там высоко оценили этот тип, и он получил дальнейшее развитие, в том числе и с переходом к парусно-паровому ходу. Если «дубовые» фрегаты создавались под единоличным влиянием Хамфрейза, то паровые строили разные корабелы, а консолидатором и гарантом последовательности развития в этот период стал Начальник Бюро Паровой Инженерии Бенджамин Франклин Ишервуд. Он явился конструктором большинства корабельных двигательных установок этого времени, постепенно улучшая их от модели к модели и вырабатывая надёжную и эффективную конструкцию. Его взгляды вели к превращению паровой машины из вспомогательного корабельного движителя в основной, и далее — в единственный.

А последний довоенный парусно-паровой фрегат I класса Флота США – заложенный в 1855 USS Niagara — ознаменовал новый виток в развитии больших фрегатов. Спроектированный Джорджем Стирсом, создателем той самой яхты America, именем которой назван главный парусный приз, Niagara был первым боевым кораблем с клиперными обводами и первым боевым кораблем, у которого наибольшая ширина корпуса располагалась позади мидель-шпангоута. Фактически став корветом (в американской классификации того времени – военным шлюпом), то есть кораблём с единственной сплошной от носа до кормы открытой орудийной палубой, фрегат в лице Niagara лишился при этом, естественно, именно батареи каронад ближнего боя, оставшись лишь с батареей дальнобойных пушек. Не менее важным фактором было то, что в отличие от одноклассников у Niagara эта батарея была однородной из 12и новых аж 11идюймовок Дальгрина, способных вести огонь как сплошными ядрами, так и бомбами. Кроме того, у Niagara на поворотных установках ставились не только кормовое и носовое орудия, но и бортовые, хотя последние — с небольшими секторами огня.

Одной из проблем появившихся винтовых корабельных движителей была необходимость пропуска вала винта сквозь ахтерштевень, чем тот ослаблялся или усложнялся. К тому же расположение винта усложняло установку руля. Эти проблемы пытались решить, пропустив вал сбоку ахтерштевня. Чтоб при этом уменьшить несоосность тяги, вал старались пропускать максимально близко к штевню. Но это вело к тому, что винт и руль мешали друг другу. Поэтому винт выносили позади пера руля. Однако тогда слишком длинный свободный конец вала означал чрезмерную вибрацию.

В 1860 Флот пополнился ещё одним знаковым кораблём. Построенный известным строителем клиперов Джоном Уиллисом Гриффитсом 67 метровый 1500 тонный шлюп (фрегат II класса) Pawnee впервые во Флоте США получил два винта, установленных симметрично относительно диаметральной плоскости без усложнения ахтерштевня и навески руля, с большим отклонением и, стало быть, с короткими валами. Вращались они единственным двигателем через шестерёнчатую передачу в противоположных направлениях.

Другими знаковыми особенностями Pawnee было уменьшенное до барка парусное вооружение и отсутствие бушприта — парус на нём стал вспомогательным движителем.

Его батарея состояла из четырех 11идюймовых Дальгринов на поворотных рельсах, аналогичных таковым у Niagara, с 12ифутовыми портами. Конструктивная прочность корабля была такова, что в 1863 его довооружили двумя 100фунтовыми нарезными пушками.

 

Именно в этот момент изменились признаки классификации кораблей во Флоте США. Хотя прежде ни по отсутствию закрытой орудийной палубы ни по парусному вооружению Pawnee не считался бы фрегатом, но теперь он был сходен с новыми фрегатами не только в этих признаках, но, что принципиально важно, и в артиллерии, чем и отличался от ординарного шлюпа.

Именно 11идюймовками Дальгрина вскоре вооружился американский корабль невиданного доселе типа. Родившийся в Гражданскую Войну и многими особенностями отличавшийся от всего, что существовало прежде, этот новый тип мог получить название по любой из этих особенностей. И не только мог. В Европе, скопировавшей форму, но не знакомой с подоплёкой рождения данного класса, его называли то монитором, то броненосцем, то бэттлшипом. Но рождался этот класс под именем, точно раскрывающим его суть, его артиллерийскую природу — батарея. Тем самым в очередной раз опровергая мнение, что первым капитальным кораблём, несущим орудия только главного калибра, был Дредноут. Ведь батарея и есть артиллерийской организационной единицей, выполняющей единую задачу, а значит однородно вооружённой.

Немаловажен и другой момент. Если в парусном флоте имело значение, подошёл ты к противнику с подветренной стороны или с наветренной, то теперь всё решала одна лишь артиллерия. Корабль стал артиллерийским не только потому, что пушка была его единственным оружием – теперь исключительно артиллерийскими становились и его тактика, и его оперативность, и его стратегия.

Потому право называться родоначальником нового типа получила не казематная батарея, а Monitor, что в сравнении именно с ней он представил собой новое слово как раз в артиллерии, и лишь в ней одной. Хотя Virginia несла 12, ну пусть за вычетом гаубиц – 10 стволов, а Monitor только 2, у казематной батареи в направлении цели могла стрелять лишь меньшая часть их. Да и то, чтобы захватить цель в узкий сектор огня казематной установки, следовало ориентировать корабль в определённое положение. Monitor же со своей вращающейся башней и заваливающимися трубами имел почти круговой сектор огня обоих своих стволов. Он не нёс мёртвой массы лишних орудий, использовал имеющиеся крайне эффективно, а сэкономленный вес мог употребить для увеличения артиллерийской мощи или толщины брони. Имея перед собой две схемы использования артиллерии, прогресс воспользовался лучшей.

Итак, Британия лелеяла колонии и потому начала бронировать крейсера. Юнионистской Америке же требовалось средство для действий у берегов восставших штатов, и потому тут не очень морские конструкторы строили не очень морские корабли – без бортов, без мачт, без парусов — и отдавали их под команду не очень морским капитанам-артиллеристам. В своих батареях американцы видели не вооружённые корабли, а наоборот — плавающие орудия.

Но когда задачи внутренней войны получили это удовлетворительное средство разрешения, адмиралы Нэви озаботились противодействием угрозе иностранной интервенции. Во время Гражданской Войны скоростная тактика в глазах американцев была подтверждена опытом рейдеров южан. Поэтому когда Британия стала строить броненосные фрегаты, американцы прибегли к испытанному средству и снова ответили большими фрегатами. Характеристики Niagara вполне соответствовали направленности Флота к океанским боевым кораблям, и он оказался очевидным кандидатом на тиражирование. Таким образом, его влияние на развитие конструкции большого фрегата имело для флота большее значение, чем его собственная карьера.

В марте 1962 началась перестройка в батарею винтового большого фрегата Roanoke. Его предлагалось обрезать до корвета, лишить рангоута, и усилить конструкцию для размещения бортовой брони и 4х бронебашен, подобных таковым батарей класса Passaic. Однако инженерам вскоре стало ясно, что нагрузка будет слишком велика для корпуса корабля.

В это же время решался вопрос: поддерживать ли концептуально строительство двух типов кораблей – батарей и больших фрегатов — либо одного из них, либо выбрать что-то среднее. Первый вариант грозил тем, что при ограниченном финансировании как батарей, так и больших фрегатов окажется слишком мало, чтоб каждый из типов удовлетворительно выполнил свою задачу. Вариант с бронированными фрегатами, объединяющим свойства обоих типов, уже был взят на вооружение британцами, а значит, как и прежде, противостоять большому британскому флоту его же тактикой было невозможно. Если строить Флот из какого-то одного типа, то очевидно, что батарея была совершенно неспособна к океанским операциям, тогда как большой фрегат с прибрежными худо-бедно, но справлялся бы. Приходилось снова уповать на скорость. Было ясно, что броня не позволит британским кораблям быть максимально быстрыми, и в этом был выход – бронированный корабль не способен был уничтожить скоростной фрегат. Но и наоборот, большой фрегат не мог уничтожить бронированный, если его защитой была только неподвластная артиллерии дистанция. Чтобы выйти из этой патовой ситуации американцам требовалось иметь артиллерию, превосходящую дальностью артиллерию противника. Для этого они собирались применять на больших фрегатах нарезные 8идюймовки Парротта (7300 м/35°, 7,5 т, 86-91 кг) или Дальгрина.

Итак, адмиралам требовался корабль для морских операций, на что изначальный проект переоборудования Roanoke был не способен. Поэтому от плана снижения нагрузки за счёт отказа от части башен пришли к более радикальному: ликвидации всей брони — как бортовой, так и башенной. Пока нарезных пушек не хватало, лишь одна из установок получила их. На остальные временно поставили сходные по весу всё те же стандартные гладкоствольные 11идюймовки Дальгрина (3300 м/15°, 7,1 т, 75 кг). А вот планировавшуюся установку дополнительного цилиндра главной машины, а также вспомогательного котла и машин для поворота башен (правда, слабее проектных) выполнили в полном объёме. Уже произведенный демонтаж мачт сочли ошибкой, но обратного пути не было. Если одноорудийные поворотные установки имели устройство, позволявшее их подвод в порты как одного, так и другого борта, где такелаж не мешал значительному сектору огня, то установки с паровым приводом были фиксированы осями в диаметральной плоскости, и множественный такелаж серьёзно ограничил бы их сектора. Зато теперь на треть меньшее число орудий, чем у Niagara, давало на один ствол больший бортовой залп. С конверсией Roanoke цель Ишервуда – сделать механический движитель единственным для большого фрегата — была достигнута. После войны все оставшиеся в строю фрегаты подверглись подобной модернизации.

Набеги рейдеров CSS Alabama и CSS Florida, построенных на английских верфях, достигли пика в 1863, и мирные отношения между Соединенными Штатами и Великобританией оказались под серьезной угрозой. Конгресс отреагировал санкционированием строительства нового класса больших фрегатов в рамках законопроекта о морских закупках этого года. 108иметровый класс Wampanoag проектировался архитектором клиперов Бенджамином Франклином Делано как самый быстрый в мире и предназначался для набеговых операций против британских портов и коммерции. Он содержал множество невиданных в американском военном кораблестроении конструктивных особенностей. Корпус имел необычно большое удлинение — 6,32 вместо 5,78 у Niagara. Если до этого корпуса формировались корабелами исходя из их представления о наиболее обтекаемых формах, а потом инженеры каким-то образом устанавливали там свои машины, то теперь Ишервуд призвал Делано к взаимодействию, чтобы описать обводы корпуса вокруг больших компаундных (двойного расширения) машин Wampanoag с их небывалыми 8ю главными котлами и еще двумя котлами для перегрева пара. Машины, разработанные Ишервудом, имели редуктор, понижавший частоту, оптимальную для силовых установок, до частоты, оптимальной для винтов. Споры, вызванные этой конструкцией, задержали строительство, не позволив завершить Wampanoag вовремя, чтобы он смог принять участие в Гражданской Войне. На полном ходу корабль достигал беспрецедентных 18 узлов.

Прежде руль подвешивался к ахтерштевню по всей своей кромке; у Wampanoag его закрепили лишь в двух точках оси: вверху на валу руля и внизу на массивном литом кронштейне-продолжении кильбалки. При этом ось пера не совпадала с его кромкой, и таким образом руль получился скомпенсированным.

Новый Флот

Италия во все времена была далека от статуса ведущей морской державы. Но имелся в истории момент, когда тренду итальянского кораблестроения следовала даже Владычица Морей. Это были 1870е-80е – время работы великого итальянского корабела Бенедетто Брина. На его тяжеловооружённые высокоскоростные и защищённые мощной, но небольшой цитаделью броненосцы класса Caio Duilio, заложенные в 1873, британцы в следующем же году ответили Inflexible, а также классами Ajax и Colossus в 1876 и 1879. Однако, ещё в 1871 на заседании комиссии, расследовавшей причины гибели HMS Captain, известные оружейники Армстронг и Уитворт заявили, что готовы поставлять орудия, делающие бессмысленной вообще какую-либо броню. Брин, далее развивая свою концепцию капитального корабля в направлении максимальной артиллерийской мощи, также пришёл к соображению, что раз даже самая толстая броня не делает корабль неуязвимым, значит ради больших пушек и мощных машин от неё можно отказаться совсем. Его следующий класс броненосцев, заложенный в 1876 – Italia — полагался лишь на мощь артиллерии и на скорость. В Британии Натаниэль Барнаби также представил проект «значительно усовершенствованного Italia», однако его, как и точку зрения Амстронга и Уитворта, британское Адмиралтейство проигнорировало.

Поэтому неудивительно, что следящие за британцами американцы, приступая к строительству Нового Флота, тоже, хотя и с замедленной реакцией, обратили свои взоры на творенья итальянского гения. Представления американских флотоводцев были издавна близки к последним идеям Брина. Кроме того, американские адмиралы не упускали случая продемонстрировать свою прогрессивность. Потому они не последовали лордам британского Адмиралтейства, в данном конкретном вопросе представившихся им ретроградами, и не стали отвергать авторитетно обоснованные доводы. Однако американцы рассмотрели возможный бой Italia и выяснили, что тот способен держаться вдалеке от обычного броненосца, но не способен его уничтожить. Чтобы дать залп, требовалось сблизиться с противником, а для итальянского корабля это было опасно. Хотя орудия Italia имели большую дальность, но всё же недостаточную, чтоб вести бой наверняка находясь вне досягаемости снарядов противника. А за срок службы Italia соперники вполне могли получить подобные же орудия. Таким образом, американцы нашли, что им требуются пушки не столько сверхтяжёлые, сколько сверхдальнобойные, которые обеспечили бы превосходящую дальность наверняка и надолго. Если бы это удалось, тогда отпала бы необходимость в огромном весе снаряда. Итальянцам он требовался, чтоб успеть нанести как можно больший урон противнику за то короткое время, на которое Italia могла позволить себе с ним сблизиться. Но если вы можете обстреливать противника, совершенно не входя в зону действия его артиллерии, в вашем распоряжении имеется теоретически бесконечное время – главное, чтобы ваши снаряды могли пробивать его броню. Этот же фактор, несмотря на значительную дистанцию огня, делал ненужным и какое-то особое превосходство в точности. Ведь раньше или позже, но цель вы накроете.

Ориентиром для ходовых качеств новых больших фрегатов стали новейшие британские крейсера типа Blake.

Большой фрегат был прежде всего эскадренным кораблём, что подразумевало строительство эскадр кораблей близких характеристик. Серийности требовало и стремление к экономии. Желательным размером серии сочли эскадру из 6и единиц. Флот должен был состоять из 2х эскадр. В мирное время одна в плавании, другая на ремонте и переоборудовании. Флотов требовалось два: Атлантический и Тихоокеанский.

Источники:

en.wikipedia.org

Largas M. American Heavy Frigates 1794-1826.

Canney D. The Old Steam Navy. Vol.1. Frigates, Sloops and Gunboats 1815-1885.

shipbucket.com

Моделист-Конструктор. Морская Коллекция.

И многое другое, чего уже не вспомнить.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account