Дешевый и простой автомобиль «поставил ГДР на колеса». Он назван в честь запущенного СССР спутника (по-немецки «спутник» — Trabant).
Исторический момент: 25 лет назад, в полдень 30 апреля 1991 года, из заводских ворот народного предприятия VEB Sachsenringwerk в саксонском Цвиккау (Zwickau) выехал малолитражный автомобиль ярко-розового цвета с крупной надписью на капоте: Trabant — Legende auf Radern («Трабант — легенда на колесах»), Медленно миновав собравшихся на проводы работников завода — у многих на глазах слезы, — последний из всех выпущенных 3.051.485 трабантов отправился в свой первый и последний путь — в музей. Закончилась эра Траби — так осси, восточные немцы, называли свою малолитражку.
Партия сказала: надо!
А начиналась жизнь Траби после военного поражения Германии и ее раздела. В 1954 году Президиум Совета министров принял постановление о выпуске малолитражного четырехместного автомобиля массой не более 600 кг, расходом бензина менее 5,5 л/100 км и розничной ценой до 4.000 марок — почти столько же стоил мотоцикл с коляской. Обязательное требование: ввиду дефицита в стране листового стального проката кузов должен изготавливаться из пластического материала.
Пр названию предприятия VEB Sachsenringwerk автомобиль получил логотип — стилизованную букву S. Производственной базой стали бывшие заводы Horch и Audi. Через четыре года началось.серийное производство первой модели — Trabant 500 с двухтактным двухцилиндровым двигателем 18 л.с.. Отдельные его характеристики не укладывались в директивы: расход бензина составлял 6,8 л/100 км, а цену пришлось установить более высокую, но приемлемую для широких масс — 8.360 марок.
Прототип Трабанта заметно отличался от серийной машины
Первый серийный вариант — Trabant P50 (он же Trabant 500)
Рентген Trabant P50
Двигатель Трабанта
У первенца на приборной доске отсутствовал датчик количества топлива в баке, его уровень контролировался пластиковым щупом с делениями. У двигателя не было бензонасоса, и топливо поступало в карбюратор самотеком из бака, размещенного рядом с двигателем, что требовало исключительной аккуратности при заправке.
В то же время автомобиль имел прогрессивные по тому времени передний привод с поперечным расположением силового агрегата, переднюю и заднюю независимую подвеску, рулевое управление реечного типа. Часто пишут о цельном пластиковом кузове машины, но на самом деле выбрали комбинированный вариант: к сварному каркасу из стальных профилей крепились наружуные панели из дуропласта. Этот новый материал инженер Вольфганг Бартель (Wolfgang Barthel) изобрел специально для трабанта: прессованные плиты из синтетической смолы — продукта переработки отечественного бурого угля и хлопковых очёсов, отходов производства на текстильных фабриках. Снабжать очесами автомобилестроителей Цвиккау взялся СССР. Со временем появились новые модели — Universal, военная модификация — открытый автомобиль с упрощенным кузовом без боковых дверей, его гражданская версия — Trabant Tramp. С 1964 года серийной стала модель 601, выпускавшаяся до самого конца производства трабантов.
Классический Trabant 601
Trabant 601 с кузовом универсал
Военный Trabant 601 Kübel
Надежный вклад капитала
В 1980-х годах техническая отсталость трабанта по сравнению с автомобилями других стран стала настолько очевидной, что правительство ГДР было вынуждено издать очередное постановление. Так появилась новая модель Тrabant 1.1 с четырехтактным двигателем 40 л. с. от автомобиля VW Polo, изготавливаемым по купленной лицензии. Цена новинки — 19.865 марок ГДР — вызвала шквал возмущения населения, способствовала, как пишут некоторые авторы, усилению недовольства режимом и даже ускорила его падение.
Trabant 1.1 внешне отличался новой решёткой радиатора и бамперами
В ГДР трудящиеся считали покупку трабанта надежным вкладом капитала. Десятилетние очереди держали цены на высоте, и пятилетний трабант в хорошем состоянии на рынке подержанных автомобилей уходил по цене нового автомобиля. Поэтому в очередь на машину записывалось почти все взрослое население страны. К тому же владение автомобилем повышало общественный престиж владельца.
Трабанты шли на экспорт преимущественно в социалистические страны — Польшу, Венгрию, Чехословакию, а также в некоторые капиталистические — Нидерланды, Грецию, Англию и даже в ЮАР. Имела место попытка проникновения на автомобильный рынок ФРГ. Некий импортер из Гамбурга в 1960-х годах решил продавать трабант западным немцам и рекламировал «восточногерманское чудо» на оригинальном плакате: Temperamentvoll, Rasant, Ausdauernd, Bequem, An-prechend Na, Sie wissen schon, Trabant 601 («Темпераментный, стремительный, выносливый, удобный — итак, вы уже поняли, что это Trabant 601»). Число клюнувших на эту рекламу покупателей установить не удалось.
На дорогах Советского Союза эта гэдээровская малолитражка почти не встречалась, ее знали лишь по фильму «Комедия давно минувших дней» (1980), в котором на трабанте ездят Трус и Бывалый (великолепная пара — Георгий Вицин и Евгений Моргунов).
Трабант стоит в одном ряду с такими автомобилями, как немецкии Volkswagen Beetle (обновленный «Жук»), американский Ford T, французский Citroen 2CV, итальянскии FIAT 600 и советский ВАЗ-2101. Все они, доступные семьям среднего достатка, «поставили на колеса» целые нации. А о трабанте так и говорили: гэдээровский Volkswagen (в значении «народный автомобиль»). По стране и за ее пределами ходили анекдоты про Траби, поводов хватало. Например, грохочущий двухтактный, как на мотоциклах, двигатель: «Чем отличается трабант от самолета-истребителя? — Истребитель сначала видят, потом слышат; трабант сперва слышат, потом видят». Вопрос на засыпку: «Почему у трабанта нет ремней безопасности? — Чтобы его не приняли за рюкзак!» Детский вопрос: «Почему у некоторых трабантов заднее стекло с обогревом? — А чтобы не мерзли руки при толкании!» По поводу частых неисправностей двигателей в пути: «Жаль, что у Траби всего одна выхлопная труба! Были бы две — вставь в них жерди и кати домой машину, как тачку». Почему так долго приходится ждать, когда подойдет очередь на приобретение Траби? Оказывается, из-за самого названия марки автомобиля Trabant 601 — «шестьсот человек записываются в очередь, а получает только один». И каких только прозвищ ни давали Трабанту: «двухтактный карлик» и «пластиковый порше», «гоночная коробка» и «четырехместный мотоцикл с общим шлемом». По обилию прозвищ и анекдотов с Траби мог соперничать разве что «горбатый запорожец»!
Символ свободы
После открытия в ноябре 1989 года границы между ФРГ и ГДР трабант стал символом свободы, обретенной осси. Многотысячный поток дуропластовых малолитражек покатил на запад — мечты наконец стали реальностью!
Неудивительно, что роль главного героя в первой киноленте, снятой совместно западными и восточными немецкими кинематографистами, досталась трабанту. Встреченный публикой с восторгом фильм Go Trabi Go повествует о забавных приключениях восточногерманской семьи, сразу же после немецкого объединения рванувшей на своем старом трабанте в отпуск по Италии. За кадром остался тот факт, что постановщикам фильма для съемок понадобилось ни много ни мало 13 таких автомобилей!
Осмеянный и многими забытый, трабант на радость верным поклонникам продемонстрировал свои незаурядные возможности в 1997 году в Швеции при проведении «Лосиного теста» (Elchtest) — проверки автомобиля на занос и опрокидывание при двойном резком повороте — влево и сразу же вправо. Такой маневр необходим, например, если из леса на дорогу вдруг выбежит лось. Трабант прошел тест без сучка, без задоринки, а другой участник — «Мерседес-Бенц» класса А — с позором провалил, опрокинувшись при скорости 60 км/ч.
Поклонники у Траби не переводятся до сих пор. Хотя по состоянию на 1 января 2015 года в Германии числились допущенными к эксплуатации всего 32 тысячи трабантов, в стране не ушел в забвение культ любимого автомобиля осси. В наши дни трабант — культовый автомобиль не только, в восточных землях Германии, но и в других странах, даже за океаном. Он стал символом «остальгии» — ностальгии осси по тем временам, когда им хорошо жилось в ГДР: ведь они были тогда такими молодыми! В некоторых городах (например, Берлине и Лейпциге) туристам предоставляется возможность совершить экскурсионную прогулку по городу в трабанте, чтобы некоторое время почувствовать себя настоящими осси.
Вложенные когда-то в долгожданную покупку с трудом сэкономленные гэдээровские марки могут окупиться сегодня за счет коллекционеров. Аукционные цены на трабанты в хорошем состоянии доходят до 5.000 евро и с каждым годом будут расти. Владельцы Траби, берегите свои автомобили!
источник: Евгений Байзер «Золотая эра Траби» «КОНТАКТ-ШАНС» 20/2016