История о том, как мясной король Карл Людвиг Швайсфурт (Karl Ludwig Schweisfurth) перешел от производства дешевой колбасы к биопродуктам.
В далеком 1897 году мясник Людвиг Швайсфурт открыл лавку в вестфальском Хертене (Herten). Тогда он представлял собой захолустный поселок. Рисковал, конечно, ведь местные жители был бедны, покупательная способность населения низкой. Или догадывался, что Хертен вскоре станет немецким Клондайком, хотя и не золото там нашли, а лишь уголь. Но уже к 1900 году население поселка увеличилось в три раза, а в 1901-м пустили по улицам первый трамвай! Благоприятная экономическая ситуация оказалась на руку и Людвигу Швайсфурту, который к тому времени открыл сеть мясных магазинов и колбасную фабрику.
История фирмы Herta GmbH (ее название с 1947 года) напоминает истории многих известных немецких предприятий, среди создателей которых не было ловких «приватизаторов». Успех достигался благодаря личным усилиям, а дело переходило от отца к сыну. Наш герой Карл Людвиг (родился 30 июля 1930 года) – внук создателя фирмы.
Это ему выпало превратить скромное предприятие в огромный процветающий концерн. И по сей день у него в рабочем кабинете на самом видном месте висит диплом мастера-мясника, полученный еще в далекой юности, – уж он-то не понаслышке знает, как делается колбаса! В начале 1950-х довелось ему пару месяцев поработать практикантом на знаменитых чикагских бойнях, поразивших его размахом.
Всем колбасы!
Вспомним: в Германии, еще не оправившейся от войны, мясо был далеко не каждому по карману. Тогда-то Карл Людвиг и поставил перед собой цель – сделать сей продукт доступным каждому. Уже в 60-х ФРГ заняла первое место в мире по потреблению мясных изделий на душу населения, о чем с гордостью сообщали газеты: знай, мол, наших! Способствовал этому рост общего благосостояния жителей Западной Германии, но и заслуга Швайсфурта очевидна. Со временем Herta GmbH стала самым крупным предприятием по производству мясных изделий в Европе — с десятками фабрик в Германии, Франции, Бельгии, Англии, тысячами сотрудников, миллиардными оборотами. Продукция его пользовалась безупречной репутацией.
Швайсфурт первым ввел правило (добровольно!) указывать на упаковке все составные части продукта: столько-то мяса, столько перца и соли. И если больше ничего не указано, значит, лишнего больше ничего и нет – все как в аптеке!
Первые биопродукты
А в 1984 году случилось непредставимое: Карл Людвиг продал процветаюшее предприятие концерну Nestle, это было равносильно продаже курицы, несущей золотые яйца! Но почему? Оказывается, взрослые уже дети Швайсфурта отказались идти по стопам отца. Более того, они вслух высказали то, в чем Карл Людвиг не желал признаться себе: в развитом: обществе «фабрики по производству дешевого мяса» не имеют (и не должны иметь!) будущего.
«Мясо, полученное от животных в стрессе, не может быть полезным для людей».
И что дальше?
«Играть в гольф я не умел, а плавать на яхте мне показалось скучным»,
– с улыбкой вспоминает Швайсфурт. И тогда он вложил часть миллионов в созданный им фонд, задачей которого в числе прочего является контроль пищевых продуктов.
Но был он не ученым, а предпринимателем-практиком. 30 лет назад никто о «био-бауэрах» понятия не имел – и бывший мясной король Европы стал первым производителем экологических продуктов. В имении Хермансдорф (Herrmannsdorf) в округе Зберсберг (Ebersberg) под Мюнхеном (Mimchen) начали с выращивания «счастливых свиней» – свободно разгуливающих под открытым небом хрюшек. Затем появились просторные сараи, ферма, цеха по переработке мяса и молока, пекарня, пивоваренное предприятие. Вокруг – поля, луга. Лошади пасутся, кошки на солнышке греются. Идиллия! В имении проводятся ярмарки и праздники, любой желающий может приехать посмотреть, попробовать и купить продукты. К такому делу и сыновья Карла Людвига давно уже с охотой подключились.
Чего он хочет сейчас?
Известное нынче симбиотическое (от греческого «симбиоз» – «совместная жизнь») сельское хозяйство – это и есть развитая и опробованная Швайсфуртом концепция производства продуктов питания высшего качества. Сегодня у него есть последователи, но их не так много, как хотелось бы. Проще ведь катиться по накатанной: больше – быстрее – дешевле. Да и владельцы концернов не готовы добровольно расстаться с миллиардной прибылью, как это когда-то сделал Швайсфурт. Происходящую же в мире глобализацию можно цинично объяснить чем угодно – заботой о людях планеты, например. На фоне этой «политической трескотни» теряется негромкий голос Карла Людвига.
Чего же он, собственно, хочет? Чтобы и через 20 лет колбасу делали мясники, а хлеб пекли пекари, а не бездушные машины! Чтобы помидоры имели вкус помидоров. Чтобы пищевой продукт не превращался в совокупность органических элементов… Выходит, он еще и идеалист? Немного нынче их осталось.
источник: Сергей Нечипоренко «Жил да был один король» «Контакт-шанс» №24-2015