Юрий Пашолок. Японский средний танк с Шумшу со скоростным методом приведения в порядок
История японского среднего танка Тип 97 Шинхото Чи-Ха, ныне находящегося на Поклонке
Открытая площадка музея на Поклонке, ныне именующаяся как Г.О.Р.А., формировалась в не самых простых условиях. Дело в том, что к тому времени прошло полвека с окончания Великой Отечественной войны. Это существенно усложнило процесс получения образцов вооружения и военной техники, особенно зарубежного производства. В России мест, где такая техника стояла, было совсем немного. Поэтому музей выкручивался, как мог, да и экспонаты оказывались, скажем так, весьма специфичного вида.
На территории открытой площадки находится ряд тематических экспозиций, некоторые из которых открылись относительно недавно. Одна из них, носящая название «…и на Тихом Океане», открылась в сентябре 2011 года. Ее основу составляет техника, привезенная несколькими экспедициями с острова Шумшу Курильской гряды. В том числе и японский средний танк Тип 97 Шинхото Чи-Ха. Машина с весьма специфичной реставрацией, которая обусловлена рядом факторов. Поскольку к этому имел отношение, могу немного рассказать.
История Тип 97 Шинхото Чи-Ха началась ближе к 1941 году. Номонханский инцидент, как в Японии называют бои в районе реки Халхин-Гол летом 1939 года, дал много пищи для размышлений. Особенно относительно перспектив среднего танка Тип 97 Чи-Ха. Впервые эти танки применили в начале июля 1939 года, результаты оказались крайне противоречивыми. Стало ясно, что ставка на двухместную башню и короткоствольную 57-мм пушку оказалась ошибочной. Если шасси танка было вполне неплохим, вооружение и башня требовали существенных изменений.
Результатом стало переосмысление башни и вооружения советского колесно-гусеничного танка БТ-7, главного героя боёв у реки Халхин-Гол. Японские военные и инженеры здраво взглянули на этот танк, и особенно на его башню. В результате на свет родилась концепция новой японской танковой башни. Сходство с БТ-7 несомненное, но само исполнение чисто японское. Башня стала трехместной, с командирской башенкой. Вместо спаренной установки вооружения была использована привычная для японцев схема с плечевым упором и пушкой без спаренного пулемета.
Само орудие, 47-мм пушка Тип 1, также было абсолютно новым. При его разработке явно смотрели на 45-мм танковую пушку, но получилась самобытная конструкция. Бронебойный снаряд этого орудия позволял пробивать броню толщиной больше 50 мм. Это делало его опасным, на коротких дистанциях, для танков с легким противоснарядным бронированием. Да и в целом новый танк, получивший обозначение Тип 97 Шинхото Чи-Ха, оказался относительно неплохим. По факту это был лучший из воевавших японских танков.
Главной проблемой данного танка стало то, что он устарел к 1943 году. Японские военные это отлично понимали, но так получилось, что Тип 97 с новой башней (а именно это означает «Шинхото») не получил достойного сменщика. Точнее, они-то появились, но до поля боя не доехали. Отдуваться пришлось этому танку. Часть ранее выпущенных Чи-Ха получили новые башни, благо переделка не составляла больших проблем. Требовалось заменить подбашенный лист и укладки. Таким образом переделали несколько сотен ранее выпущенных танков.
20 таких танков находились в составе 11-го танкового полка, который появился в 1944 году на острове Шумшу. Перебросили его сюда из Маньчжурии, для усиления гарнизона одного из ключевых островов Курильской гряды. Командиром полка назначили полковника Икеду Суэо, весьма авторитетного человека, который являлся автором ряда пособий для обучения японских танкистов. Предполагалось, что 11-й танковый полк будет прикрывать военно-морскую базу Катаока (после войны Байково), которую периодически атаковал американский флот.
В итоге единственный и главный бой 11-го танкового полка состоялся не там, не так, и с крайне противоречивыми результатами. По этому поводу как-нибудь будет отдельная статья, но в общем и целом стоит сказать — танки гарнизону Шумшу мало помогли. Командир полка недооценил как собственные силы, так и стойкость наших десантников. По итогам боевых действий 18 августа 1945 года из 65 танков полка погибло 24, то есть больше трети. Погиб почти весь офицерский состав полка, включая и командира. Если бы боевые действия продолжились дальше, участь оставшихся танков была незавидной.
После окончания боевых действий судьба у этих танков была разной. Некоторые из них до сих пор валяются на местах последнего боя Второй мировой войны. Это иногда называют мемориалом, но звучит это слегка, гм, занятно. Особенно учитывая то, что Шушму необитаем (несколько маячников и рыбаков не в счет), а добраться туда непростой. А валяются танки абы как. После войны часть танков порезали, часть использовали в качестве тракторов, снимая башни и пулеметы. Некоторое число вывезли в ходе экспедиций.
Танк, который ныне стоит на Поклонке, уехал с Шушму осенью 2010 года. Ранее это был, скорее всего, трактор, башня от него нашлась в другом месте. Вытаскивание танка с ремзоны оказалось еще тем аттракционом. Ходовая часть выгнила намертво, гусениц не было, так что его можно было только тащить волоком. Для этого сварили лыжи из того, что нашли в Байково, трактор полдня ехал до места, еще полдня обратно. Потом машина еще два месяца добиралась до Москвы.
Для понимания, танком это можно называть с некоторыми оговорками. Корпус лишился трансмиссионной плиты, надмоторой плиты, всей «жести», гусениц, и много чего еще. То есть даже для того, чтобы привести его в вид статичного экспоната, требовалось немало усилий. Впрочем, ничуть не меньшей проблемой является юридическая сторона вопроса. Приведение в экспозиционный вид (слова «реставрация» тут запретное, ибо вы плохо понимаете, чего но за собой влечет) имеет ряд хитростей.
Если кто-то думает, что на Поклонке специально ваяли «уродов», сильно ошибается. Частникам тут всё на порядок проще. А государственный музей оказывается в прокрустовом ложе выделяемого бюджета, а также сроков. В результате процесс приведения танка в надлежащий вид превращается в еще ту веселуху. Особенно когда вам этот самый бюджет, по ходу действа, урезают. Часть этого всего сделано типа для борьбы с коррупцией, но итогом стала дичь. Например, для проведения работ надо сначала, внимание, устроить конкурс. Уже весело, правда?
Результатом всего происходящего стало то, что процесс «приведения танка в экспозиционный вид» занял от силы месяца полтора. Это не считая, естественно, подготовительных работ. И это не музейное руководство такие звери, тут общий привет тем, кто такие законы придумывал. По уму, такой проект делается минимум полгода, за это время можно получить более-менее нормально выглядящий танк. А тут, даже при том, что люди старались, некоторые мелочи сделать хорошо просто было невозможно.
За отведенное время получилось привести в порядок ходовую часть, изготовить имитацию МТО, крыши трансмиссионного отделения, крылья. Денег и времени на изготовление аутентичных траков не дали, поэтому сделали имитацию. Даже поддерживающие катки первое время представляли собой… блины для штанги. Потом, конечно, сделали вполне похожие на себя катки, но поначалу да, стояли блины. Веселое время было, не пересказать.
31 августа 2011 года оба Чи-Ха приехали на новую экспозицию. На следующий день наша малярная бригада занялась камуфляжем танка. Всё как обычно, то есть нанесение мелом границ пятен, дальше нанесение камуфляжа. Старались сделать схему похожей на ту, что была у танков 11-го полка. Были известны и маркировки для данных танков, они не секрет. Но по неизвестной причине последовала команда их не делать. Так, до сих пор, без опознавательных знаков и стоит.
Ранее утро 2 сентября для меня началось с того, что пришлось приехать из дома, нацепить рабочий камуфляж, и подкрашивать у танка гусеницы. К моменту, когда состоялось торжественное открытие экспозиции, работы если не завершились, то прекратились. Из интересных моментов, сказанных с данной эпопеей, стало открытие системы дублирования серийных номеров. Японские танки, видимо, собирались весьма специфично, то есть каждый танк имел свой набор деталей. Поэтому серийные номера были на КПП, ступицах ведущих колес и других крупных узлов. Видимо, узлы одного танка к другому не подходили.
На тот момент это был второй в России Тип 97 Шинхото Чи-Ха, находившийся в музейной экспозиции. Позже часть тех людей, которые занимались данным танком, восстанавливали еще один Тип 97 Шинхото Чи-Ха. Причем там была только «ванна», без башни. Но и условия были совсем другими. В результате есть ходовой танк, не с родным мотором, но родной КПП (собрали из трех). И выглядит тот танк гораздо лучше, чем машина, осенью 2011 года прописавшаяся на Поклонке. Почему так — описал выше.
После того, как в начале 2013 года наш отдел по сути уничтожили, людей, которые имели отношение к данным работам, в музее не осталось. Периодически в музее бываю, уже как посетитель, смотрю, что там с экспозицией. В принципе, не так всё плохо, главной ее проблемой стали. Вместо стланика они воткнули обычные ёлки. Так что танки уже оказались в лесу. Разгребать это теперь предстоит руководству Г.О.Р.А., и это точно придется делать. Тип 97 Шинхото Чи-Ха уже с одного борта деревом прикрыт, еще хуже ситуация с Тип 97 Чи-Ха. Он достоин отдельного рассказа.
История того, как Тип 97 Шинхото Чи-Ха приводили в порядок, для Поклонки не является единичной. Причем лишний раз должен сказать — музей тут, по большей части, не при чем. Те, кто писал законы и нормативы, явно не думал, чего творил. Вот и получается, что за примерно сравнимые деньги частники получают ходовой танк, похожий на себя, а госмузей… ну вы поняли. И оптимизма насчет изменения ситуации не особо видно. Нет, можно сделать хорошо. Но при условии, что музей просто купит, а не будет восстанавливать сам. В противном случае получится как обычно.
источник: https://dzen.ru/a/ZluYYNaOF0UWSmYA