История малых танков Т-60, выпускавшихся на территории завода №264
Содержание:
Легкие танки, массово появившиеся на поле боя в 1918 году, имели перед более тяжелыми машинами ряд преимуществ. Это и дешевизна производства, и массовость, и возможность использовать для производства заводы, имеющие ограниченные возможности по подъемному оборудованию. Также такие танки часто строились с использованием автомобильных агрегатов. Все эти признаки отлично проявились в ходе создания Renault FT, первого массового легкого танка. Строились они, по большей части, автомобилестроительными заводами. Конечно, в ряде случаев легкие танки имели моторы специальной разработки, да и заводы часто привлекались иной производственной направленности. Но во время Второй мировой войны ситуация повторилась. Например, американские легкие танки строили как паровозостроители из American Car & Foundry, так и автомобилестроители из Cadillac. Причем в последнем случае и мотор был автомобильного происхождения. Да и в других странах нередко наблюдалась похожая ситуация.
В Советском Союзе легкие танки с использованием автомобильных агрегатов выпускались довольно массово. Предполагалось, что основным советским легким танком станет Т-50 с боевой массой около 13 тонн и специальным танковым мотором В-4. Но судьбе было угодно перевернуть ситуацию с ног на голову. Вместо Т-50 в крупную серию пошел Т-60, мобилизационный танк на базе плавающего танка-разведчика Т-40. С автомобильными агрегатами, а также ГАЗ им. Молотова как основной производитель. Танк не выдающийся, зато его можно было производить тысячами. Более того, подходили те заводы, которые не подходили для выпуска Т-34. Одним из них оказался завод №264 в поселке Красноармейск (бывшая Сарепта), к началу войны уже часть Сталинграда. Судостроительная верфь стала танкосборочным заводом.
От судостроения к танкостроению
Основанная в 1931 году Красноармейская верфь поначалу не имела к военной продукции ровно никакого отношения. Главной задачей верфи, появление которой совпало с присоединением Красноармейска к Сталинграду, являлось строительство гражданских судов. В 1935 году здесь построили цельносварную бензоналивную баржу «Нева» грузоподъемностью 4000 тонн. Военных Красноармейская верфь привлекла к 1940 году. Производственные возможности верфи позволяли выпускать тут бронекатера проекта 1124. Решение о строительстве «речных танков», как их нередко именовали, было датировано 1940 годом. Это решение подтвердили в апреле 1941 года, по планам сдавалось 8 бронекатеров. Впрочем, вскоре вместо речных танков в Красноармейске занялись сухопутными боевыми машинами.
Еще в 1939 году Красноармейская верфь превратилась в завод №264 НКСП (Наркомат Судостроительной Промышленности). Помимо бронекатеров, завод получил задание на организацию производства корпусов для танка Т-34 (они предназначались для Сталинградского Тракторного Завода). Этому способствовали возможности завода по сварочному оборудованию. И если с бронекатерами на заводе №264 дела обстояли очень скромно, то по корпусному производству всё оказалось совсем иначе. Уже в мае 1941 года завод сдал первые корпуса, постепенно наращивая выпуск. Также в декабре 1940 года завод получил задание на производство бронекапсул для штурмовиков Ил-2. При этом корпусное производство Т-34 становилось приоритетной задачей.
Новая глава в истории завода №264 началась 13 сентября 1941 года. Спустя 2 дня после образования Наркомата Танковой Промышленности завод оказался в его подчинении. Такое решение выглядело абсолютно правильным решением, поскольку корпусное производство Т-34 выглядело более важной работой. Впрочем, далее события развивались еще интереснее. 16 сентября 1941 года Сталин подписал постановление ГКО №681сс «Об утверждении плана эвакуации предприятий из г. Харькова и Харьковской области». Согласно ему, моторное и тракторное производство ХТЗ (Харьковский Тракторный Завод) уезжало на СТЗ. Но по факту ситуация изменилась. Особенно это касалось танкового производства ХТЗ. В Харькове осваивали выпуск малых танков Т-60, правда, сдали их всего 7 штук. 4 октября последовало новое постановление ГКО — №731сс «Об эвакуации второй очереди Харьковских заводов: № 183, 75 и ХТЗ и Мариупольского завода имени Ильича». Согласно ему, завод №264 становился новой площадкой для выпуск Т-60. Туда эвакуировалось танковое производство ХТЗ, включая и заводское КБ. Так из судостроительного завода сформировался танкостроительный завод.
Первые эшелоны из Харькова прибыли в Красноармейск в октябре 1941 года. Станки стали монтировать в недостроенных корпусах, без отопления, складских и бытовых помещений. Тем не менее, постепенно на заводе №264 начали формировать производственные цепочки, а также организовывать сборочный и механические цеха. Также начал работу и отдел главного конструктора, который возглавил инженер Фролов. Основные кадры были харьковские, больше того, некоторые из чертежей поначалу носили штамп ХТЗ. Главной задачей стала организация выпуска танка на новом месте, а это оказалось совсем не просто. Требовалось запустить производственные цепочки, при том, что они не должны были мешать выпуску Т-34.
Результатом стало то, что танковое производство на заводе №264 оказалось едва ли не самым специфичным. Задание по корпусам Т-34 являлось крайне важным, поэтому сам завод выпускать корпуса и башни Т-60 не стал (хотя мог). Смежником по корпусам оказался завод «Красный Октябрь». Кооперация по тракам, каткам, радиаторам, бензобакам и ряд других деталей была возложена на СТЗ. Оба завода, скажем так, по Т-34 тянули резину, а тут еще и эвакуированное производство Т-60. Естественно, проблемы были и у самого завода №264. Ему пришлось, до полного освоения производственных цепочек, выпускать детали по обходным технологиям. Вместе с тем, отчет военинженера 2-го ранга Плахова, который на заводе №264 был назначен военпредом, красноречиво показывал главные проблемы производства танков в Красноармейске.
Согласно постановлению ГКО №876сс «О восстановлении танковых заводов, эвакуированных из Харькова, Москвы и Ленинграда», монтаж оборудования на заводе №264 заканчивался 1 декабря. При этом к указанной дате завод сдавал первые 30 танков, а в декабре сдавалось уже 150 штук. Потенциально такой срок выглядел реалистично. В эвакуацию бывшее танковое производство ХТЗ прибыло не с пустыми руками. Например, имелось 50 корпусов (из них 13 без башен), которые изготовил Ворошиловградский паровозостроительный завод. Но имелись некоторые узлы, которые являлись критичными. Прежде всего моторы ГАЗ-11 модель 202. Первые 3 мотора прибыло в Красноармейск только 29 ноября, посему в ноябре ни одного танка не сдали. Сверху спустили программу выпустить за декабрь 1941 года 200 танков, но удалось только 45 штук. Ровно на столько танков имелось агрегатов. Например, радиаторов и бензобаков СТЗ прислал на 45,5 комплектов. «Отличился» и «Красный Октябрь». При плане в 100 корпусов за декабрь он их прислал 7, причем 1 забраковали, остальные пришлось доделывать. Про военную приёмку СТЗ и «Красного Октября» Плахов мог писать разве что междометиями.
При такой ситуации производство Т-60 на заводе №264 оказалось перманентной производственной драмой. «Красный Октябрь» начал реальные поставки корпусов с января 1942 года, причем цифры явно не бились с планами. Вместо 200 корпусов завод прислал 92, причем они были такие, что в Красноармейске приходилось корпуса с башнями дорабатывать. Отдельно стоит упомянуть внешний вид изделий «Красного Октября». Помимо того, что выглядели эти корпуса весьма грубо, так еще и со штамповкой на заводе дела обстояли плохо. Посему от округлых форм люков и воздуховодов там очень быстро перешли к угловатым конструкциям. 8-гранные створки люков, а также повсеместный переход от заклепок к грубой сварке — это визитная карточка «Красного Октября». Традиционно срывал объемы поставок и СТЗ. Итог закономерен: вместо 240 танков завод №264 сдал 101. В свою очередь, завод №264 сдал 250 корпусов и 255 башен Т-34. Также в январе 1942 года Плахов указывал, что кончились катки с обрезинкой.
Проблема с резиной стала головной болью всех заводов еще в конце 1941 года. На ЧКЗ полностью перешли на цельнометаллические опорные катки, СТЗ и завод №183 также внедрили опорные катки с внутренней амортизацией. По тому же пути в январе 1942 года пошел и ОГК завода №264. Еще в первой половине января прошли первые испытания катков с внутренней амортизацией. Поначалу они положительных результатов не дали. Вместе с тем, испытания продолжились. В период с 3 по 26 января 1942 года танк с опытными катками прошел 1502 километра. Поначалу к данным опорным каткам в ГАБТУ КА отнеслись прохладно. Обнаруженные в ходе испытаний дефекты привели к тому, что конструкцию катков не утвердили. Снова об этих катках вспомнили в апреле 1942 года, когда проблема с обрезинкой катков стала угрожать выпуску танков. Зато в январе 1942 года утвердили предложение завода №264 красить танки белой нитрокраской. Причиной стало то, что на заводе отсутствовало теплое помещение, где имелась возможность красить легкосмываемой белой краской.
Несмотря на то, что завод №264 продолжал работать по улучшению ситуации с Т-60, она по факту только ухудшалась. В феврале главным тормозящим фактором стали моторы. Прислали их всего 67 штук, столько же сдали и танков (при плане 200 штук). Понимая, что «Красный Октябрь» не справится, к производству корпусов подключили завод №180 в Саратове. Изначально он должен был выпускать корпуса Т-50, но после решения о снятии его с производства завод переключили на Т-60. Правда, в феврале из Саратова ни одного корпуса не пришло, а «Красный Октябрь» прислал 159 штук при плане в 250. Традиционно свою часть заваливал СТЗ, причем в следующий месяц это стало еще очевиднее. Вместо 250 танков завод смог сдать за март 1942 года всего 80. Особенно сильно был завален план по радиаторам. Вместо 350 штук их прислали всего 35. Привлечение Горкома и Обкома партии положительных результатов не принесло.
Для решения вопроса обеспечения завода №264 дефицитными узлами пришлось привлекать другие предприятия. Завод №469 НКАП им. Громова (г. Горький), который изготавливал радиаторы для заводов №37 и ГАЗ, в середине февраля получил расширенный заказ. Теперь он обеспечивал масляными и водяными радиаторами все заводы, выпускающие Т-60. Выпуск радиаторов с СТЗ не снимали, но становилось очевидно, что там будут только заваливать выпуск. Для решения проблем с поставками радиаторов (из 350 СТЗ прислал 190 штук россыпью) завод №264 организовал сборку радиаторов на собственных мощностях.
Наконец, еще с марта 1942 года на ГАЗ им. Молотова начал подготовку к выпуску новых танков — Т-70. Отчасти это высвободило моторы ГАЗ-11 модель 202 (на Т-70 требовалась спаренная версия этих моторов — ГАЗ-203), одновременно стали высвобождаться и корпуса с башнями. С апреля 1942 года на завод №264 стала поступать продукция завода №176 (г. Муром). Всё это привело к тому, что апрельский план в 250 машин завод перевыполнил, сдав 255 штук. Не без проблем, особенно это касалось корпусов и башен. Самым громким разбирательством стали трещины в продукции завода №180, хотя если смотреть внимательно, лидером по дефектам стал «Красный Октябрь». В 96 (!) корпусах сталинградского завода были найдены трещины. По причине трещин заводу пришлось ремонтировать, с полной разборкой и сборкой, 9 танков. Тем не менее, на фоне предыдущих месяцев апрель 1942 года стал для завода №264 прорывным.
Помимо главной задачи, то есть увеличения объемов выпуска танков, ОГК завода №264 занималось модернизацией танка. Во многом то, чем занимались в Красноармейске пересекалось с тем, что еще с ноября 1941 года прорабатывали на ГАЗ им. Молотова. Направлений модернизации было два — переделка башни, а также утолщение брони. Надо сказать, что и без этого «Красный Октябрь» и другие заводы сначала перешли на экранированные корпуса с башнями, а весной 1942 года окончательно случился переход на утолщенные листы. Это позволило поднять стойкость корпусов с башнями, теперь их 3,7 cm Pak не пробивала со средних дистанций. А вот модернизированная башня в работу так и не пошла. Согласно проекту, с лобовой детали убирали воздуховод, а вместо него появлялся «грибок» на крышке башенного люка. Впрочем, некоторые видоизменения продукция «Красного Октября» всё же имела. Люки и воздуховоды стали еще более примитивной формы.
Проблемы с поставкой радиаторов, а также неритмичные отправки моторов продолжали мешать заводу №264. Тем не менее, такой драмы, как на заводе №37 в Свердловске, не наблюдалось. В мае 1942 года завод №264 сдал 275 Т-60, полностью выполнив план. В виду недопоставок радиаторов ставились «оборотные» радиаторы, таких поставили 102 штуки (в войска такие танки не пошли). Также СТЗ еще в апреле 1942 года завалил поставку опорных катков с обрезинкой. Поэтому с апреля было решено всё же запустить в серию опорные катки с внутренней амортизацией. Массово они пошли в серию с мая. Также в Красноармейск хлынули корпуса и башни заводов, которые ранее обеспечивали выпуск Т-60 на ГАЗ им. Молотова. Всё это привело к тому, что Т-60 завода №264 стали самыми разнообразными машинами данного типа. Несколько видов катков, корпусов, башен, ящиков ЗИП, число комбинаций внешнего вида достигало 300.
Пиком выпуска Т-60 на заводе №264 стал июнь 1942 года. При плане в 300 танков их сдали 311. Двигатели с ГАЗ им. Молотова продолжали поступать неравномерно, в результате завод имел 5 дней простоя в производстве. Никуда не делись и проблемы с обрезинкой и поставками траков. Тем не менее, имелись все признаки того, что завод вышел на проектную мощность. Вероятнее всего, в июле завод №264 смог бы снова перевыполнить план, но тут уже имелась проблема другого характера. Время Т-60 уходило, а более нужным танком был Т-34. Это прекрасно понимали и наверху. 3 июля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70». Согласно ему, выпуск Т-60 на заводе №37 и №264 прекращался. Несмотря на подобный поворот событий, заводу №264 удалось сдать в июле 51 танк. В виду несвоевременного поступления двигателей и ГАЗ и траков с СТЗ, доукомплектование последних Т-60 закончилось 26 июля. Большинство танков июльского выпуска было отправлено на комплектование частей Сталинградского и Воронежского фронтов. Впрочем, наступающих на Сталинград немцев и румын встретили не только танки: часть башен Т-60 из задела было использовано в качестве неподвижных огневых точек. Несмотря на все трудности, завод №264 оказался на втором месте по числу выпущенных Т-60: всего в Красноармейске было выпущено 1174 танка. Сам же завод №264 продолжил заниматься корпусным производством. Например, он занимался рубками для ИСУ, а также являлся смежником по Т-44.
Совсем не лишний малыш с окраин Сталинграда
В последнее время пошла довольно сильная волна в сторону Т-60. Дескать, это был ненужный танк, лучше бы выпускали тягачи и так далее. По этому поводу я уже высказывался, но всё же есть смысл немного поразится неуспеху авторов этой волны. Даже если абстрагироваться от того, что мотор ГАЗ-11 не очень-то подходил для тягачей (неспроста его туда не ставили), а его выпуск к осени 1941 года только налаживался, есть один тонкий момент. За 1941 год, когда этот танк был «не нужен», по мнению теоретиков, их сдали всего четверть от общего объема выпуска. Пик производства «малышей» пришелся на 1942 год, как и пик их боевого применения. И вот ведь незадача — они оказывались отнюдь не бесполезными.
В полной мере это касается танков, которые выпускались на заводе №264. По производственным причинам выпуск танков на южной окраине Сталинграда шел в довольно скромных объемах. Поэтому на фотографиях зимы-весны 1942 года танки с характерными ящиками ЗИП, а также восьмигранным башенными люками, попадаются нечасто. Пик выпуска (892 танка) на заводе №264 датирован апрелем-июлем 1942 года. К тому моменту снег растаял, одна из ключевых проблем Т-60 (недостаточная проходимость по снегу) исчезла естественным путем.
Безусловно, выдающимся танком на поле боя Т-60 отнюдь не был. Кроме того, в 1942 году противник существенно усилил противотанковую артиллерию, что еще сильнее ухудшило ситуацию на поле боя. Естественно, лучшим танком наши танкисты считали Т-34, и наверху это услышали. Прекращение выпуска Т-60 оказалось напрямую связано с наращиванием темпов производства Т-34. Тем не менее, воюют обычно тем, что есть на вооружении, посему Т-60 оказался вполне востребован. Он вполне подходил на роль легкого танка поддержки пехоты, использовались они для связи и разведки.
Продукция завода №264 применялась довольно широко. Воевали эти танки и на Калининском фронте, причем 60-ки нередко оказывались единственными, кто смог добраться до вражеских позиций. Впрочем, летом 1942 года основными местами, где использовалась продукция завода №264, стали Воронежский и Сталинградские фронты. Этому способствовали как сложная ситуация, сложившаяся летом 1942 года, так и то, что основной объем Т-60 завод №264 сдал в мае-июне 1942 года. В условиях степной местности эти танки, увы, несли большие потери. Но надо быть справедливыми — точно так же потери несли и Т-34, и КВ-1, и зарубежные танки. Воевали Т-60 из Красноармейска и на Северном Кавказе, где 60-ки были одними из наиболее массовых танков.
Самое активное участие танки выпуска завода №264 приняли в битве за Сталинград. Тут нельзя не вспомнить Екатерину Петлюк, одну из первых советских женщин-танкистов, которые сражались непосредственно на фронте. 2 июля 1942 года сержант Петлюк была назначена механиком-водителем Т-60, получала она свою машину непосредственно на заводе №264. Танк Петлюк воевал в составе 56-й танковой бригады, далее она оказалась в 90-й танковой бригаде, именно там и появилось прозвище «Малютка». Исходя из воспоминаний Петлюк, это оказалось связано с тем, как в 90-й ТБр обозначали танки. КВ-1 назвали «большими коробками», Т-34 «маленькими коробками», а Т-60 — «малютками». Имя танку родилось само собой. Позже Петлюк воевала на Т-70Б, причем каноничный танк «Малютка» — это уже 1943 год. В той истории некоторые факты сильно перемешались.
Высокие потери Т-60 (на 1 января 1943 года числилось 1977 танков) привели к тому, что их постепенно стали заменять на более совершенные боевые машины. После войны практически все Т-60 были порезаны, до недавнего времени в России оставалось всего 2 танка. Помимо Т-60 в Кубинке (танк выпуска ГАЗ февраля 1942 года), на постаменте в поселке Глубокий Ростовской области стоит танк, выпущенный заводом №264. Ныне, благодаря работе реставраторов, число танков родом из Красноармейска стало больше. Один из них не так давно был восстановлен на ОАО «Волгоградский судостроительный завод» (ныне покойный, что не смогли немцы, смогли «реформаторы»). Был использован танк, найденный на дне реки Доброй Суровикинского района Волгоградской области. Ныне эта машина используется в военно-исторических мероприятиях, которые проводятся в Волгограде. Части танка выпуска завода №264, включая характерный 8-гранный люк, присутствуют на Т-60, который находится в коллекции Музея отечественной военной истории.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Память Народа
- vzsm34.ru
- Документы Советской Эпохи
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/t60-s-iujnyh-okrain-stalingrada-62f36a486e56541557198ade?&