Юрий Пашолок. Среднетоннажный англичанин для Красной Армии

14
Юрий Пашолок. Среднетоннажный англичанин для Красной Армии

Юрий Пашолок. Среднетоннажный англичанин для Красной Армии

Английский грузовой автомобиль Austin K6, который в 1941-42 годах поставлялся в Красную Армию

Так исторически сложилось, что английская колесная техника не так известна, как немецкая. Этот факт выглядит слегка несправедливым, особенно если учитывать то, что всего две армии мира (английская и американская) смогли максимально приблизиться к тотальной моторизации. Англичане использовали лошадей разве что на второстепенных ТВД, а так у них имелась масса автомобилей, как грузовых, так и легковых. И если с легковыми военными машинами у англичан еще имелись проблемы, то про грузовые так сказать очень сложно. Один только Bedford изготовил более 280 тысяч грузовиков разных типов. На этом фоне тем, кто что-то рассказывает про немецкие машины, должно быть стыдно. Причем речь идет именно о военных грузовиках по заказу Военного Министерства, а не отчасти гражданских моделях, коими являются немецкие Opel Blitz и продукция кёльнского Ford.

Austin K6 на НИБТ Полигоне, февраль 1942 года. В документах он проходил как Austin K3

Austin K6 на НИБТ Полигоне, февраль 1942 года. В документах он проходил как Austin K3

Не менее важным моментом было то, что у англичан имелось куда больше фирм, которые могли выпускать военные автомобили массово. Например, английский Ford поработал явно получше кёльнского филиала. Английское подразделение и выпустило больше, и производило специальные военные модели (семейство WOT). Большой объем автомобилей для английской армии выпускалось силами Morris Commercial. Какие-то марки известны хорошо, какие-то меньше, в любом случае, предприятий, которые были способны выпускать военные автомобили тиражом больше 10 тысяч штук, у англичан оказалось куда больше. В их числе была и Austin. Более известная по знаменитой малолитражке Austin 7, с которой пошли многие производители спортивных автомобилей, Austin к началу войны занималась и грузовыми машинами.

Он же с установленным тентом

Он же с установленным тентом

Первые поставки союзной помощи для Красной Армии прибыли в Советский Союз осенью 1941 года. Помимо танков, англичане поставляли и грузовики. Обычно по их поводу говорят о том, что речь шла исключительно об английских машинах, что не совсем так. Согласно советскому отчету за годы войны, из 400 грузовиков, прибывших за 1941 года, половина была Ford-Marmon-Herrington HH6-COE4. Машина весьма специфичная и не то, чтобы сильно массовая. Что не помешало ей повоевать в Красной Армии, и как грузовик, и как носитель систем залпового огня. Не менее бурная судьба оказалась у второй машины, которая массово поставлялась в конце 1941 года. Речь идет об английском грузовом автомобиле Austin K6. Грузовик далеко не самый известный, но тоже вполне повоевавший в Красной Армии.

Типовой загрузкой стала 122-мм гаубица М-30, вместе с передком

Типовой загрузкой стала 122-мм гаубица М-30, вместе с передком

История этой машины началась в 1939 году, когда Austin запустила работы по модели K3. Машина грузоподъемностью 3 тонны являлась прямым одноклассником такой модели, как Bedford OY, одного из самых массовых английских военных грузовиков. По тогдашней «моде», грузовик имел открытую кабину с брезентовыми дверьми, данная модель именовалась как Austin K3/YB. Выпускалась она недолго: в дальнейшем K3 стали выпускать с закрытой кабиной, более универсальной. Но до того на свет появилась трехосная модель, получившая обозначение Austin K3/YF. Она оснащалась тем же 60-сильным мотором объемом 3,46 литра, что и обычный K3/YB. Такой же оказалась и открытая кабина. Выпуск Austin K3/YF продолжался до 1941 года, после чего было решено запустить в серию более солидную машину.

Также за машиной возилась 76-мм пушка Ф-22 УСВ

Также за машиной возилась 76-мм пушка Ф-22 УСВ

Новый образец машины, который получил обозначение Austin K6, довольно сильно напоминал K3. Вплоть до того, что в советской переписке он проходил как K3, не знающих подвоха это может сбить с толку. В случае с советскими специалистами это простительно, потому что K6 шли к нам параллельно с другой моделью Austin — K30. Кабины у них очень похожи, вместе с тем, K6 можно легко отличить по фальшрадиаторной решетке. Если у K3/K30 она, традиционно для грузовиков Austin, выпуклая, то у K6 ее сделали плоской, более простой в изготовлении. Более простой конструкции стали и крылья — плоские вместо выпуклых. Наконец, у более крупной машины и резина стала больше. У K3 диаметр колесных дисков составлял 16 дюймов, а тут 20 дюймов. Спутать их сложно, тем не менее, в наших описаниях машина всё равно проходит как K3.

Для езды по бездорожью предполагалось использовать цепи, но помогали они слабо

Для езды по бездорожью предполагалось использовать цепи, но помогали они слабо

На фотографиях, впрочем, машина угадывается безошибочно. Кроме того, на то, что к нам приходили совсем не Austin K3/YF, намекает мотор. Модель K6 получила новый мотор, объемом чуть менее 4 литров, который развивал мощность 82 лошадиные силы при 2900 об/мин. В отчетах указывается мощность 72 лошадиные силы при 2800 об/мин, но это совсем не 60 «лошадей», которые имелись в распоряжении K3/YF. Да и полная масса в 7815 кг, которая указывалась в отчетах, очень близка к официальной полной массе K6, составлявшей 7874 кг. Получился вполне приличный армейский грузовик, по характеристикам очень близкий к немецким армейским машинам колесной формулы 6×4 (Henschel 33, например). Таких моделей английская армия получала около десятка типов, из них Austin K6 стал самым массовым. Выпустили их немногим более 13 тысяч, причем большая часть ушла не в армию, а в RAF (Королевские ВВС). На базе Austin K6 выпускались различные спецмашины, включая мастерские, автокраны и пожарные машины. В армию же больше шли более легкие грузовики вроде Bedford OY и Bedford QL.

На испытаниях поставили лыжи от ЗИС-42, но проблема оказалась с задними колесами. Они вязли сильнее

На испытаниях поставили лыжи от ЗИС-42, но проблема оказалась с задними колесами. Они вязли сильнее

То, что Austin K6 поступал в Красную Армию, известно давно. Всего в СССР прибыло 366 таких грузовиков, правда, посчитали их вместе с Austin K30, коих поставили 125 штук, отсюда и общая итоговая цифра в 500 «Остинов». Несмотря на столь небольшой объем поставок, машина оставила свой след в истории. Дело в том, что в феврале-марте 1942 года грузовик проходил сравнительные испытания вместе с американскими одноклассниками — Studebaker US6 и International M5-6. Испытывали их, что называется по хардкору, то есть с катанием по снегу и с крайне необычным грузом. Вряд ли создатели автомобиля могли подумать, что за него зацепят 122-мм гаубицу М-30.

Буксирный крюк, развитые "уши" стали проблемой

Буксирный крюк, развитые «уши» стали проблемой

Причины столь жестких испытаний были предельно простыми. Красная Армия испытывала острый дефицит тягачей дивизионной артиллерии, а самой тяжелой из дивизионных систем была как раз М-30. Поэтому как только проскочила информация, что из-за рубежа прибыли трехосные грузовики, за них вцепились мертвой хваткой. Помимо М-30, испытывалась и 76-мм дивизионная пушка Ф-22 УСВ, как типовое на тот момент дивизионное орудие. В общей сложности машины прошли 4250 километров, из них 860 с гаубицей М-30, еще 700 с пушкой Ф-22 УСВ, плюс 600 с полной нагрузкой, но без орудия. Остальной километрах пришелся на дополнительные испытания. Естественно, английская машина, имевшая колесную формулу 6×4, имела более низкую проходимость, чем американские полноприводные грузовики. Машина снабжалась цепями «Оверолл», но они не очень-то помогали, поскольку имели низкое сцепление, особенно со снегом. Также замки цепей оказались не особо надежными.

Наличие ступеньки заметно упрощало процесс попадания внутрь кабины

Наличие ступеньки заметно упрощало процесс попадания внутрь кабины

Имелись претензии к буксирному крюку Austin K6, поскольку он мог наносить повреждения деталям станин лафета. Вместе с тем, далеко не во всём английская машина была хуже американских грузовиков. Проходимость, конечно, похуже, но вполне достаточная для использования в качестве артиллерийского тягача. Да и экономичность у машины оказалась повыше полноприводных грузовиков, что вполне ожидаемо. Кузов был удобнее, поскольку на задней стенке имелась ступенька, благодаря которой забираться внутрь оказалось удобнее. Более проработанными оказались сиденья, хотя откидные лавки американских грузовиков делали кузов более универсальным. Наконец, все три машины признали одинаково подходящими для использования как тягачи орудийных систем массой до 3 тонн.

Трофейный Austin K6 с системой М-13, эту машину применяли итальянцы

Трофейный Austin K6 с системой М-13, эту машину применяли итальянцы

Применялись «Остины», как правило, как артиллерийские тягачи, в таком виде некоторые машины дожили аж до 1945 года. Кроме того небольшое число Austin K6 использовали как шасси для систем залпового огня М-13. Конечно, полноприводные машины для такой цели выглядели более подходящим выбором, но с учетом того, что поначалу поставки грузовиков шли неспешно, это лучше, чем ничего. Эти машины даже «засветились» как итальянские трофеи, причем итальянцы их применяли летом 1942 года.

Некоторые "Остины" дожили до конца войны, применялись они как тягачи дивизионной артиллерии

Некоторые «Остины» дожили до конца войны, применялись они как тягачи дивизионной артиллерии

Несмотря на малочисленность в Красной Армии, Austin K6 оказался вполне полезной машиной. Особенно если учитывать тот факт, что ЗИС-6 перестали выпускать еще осенью 1941 года, да и был он похуже англичанина. Машина, может, не выдающаяся, но вполне добротная. Кроме того, стоит помнить тот факт, что за 1942 год Красная Армия получила чуть больше 6 тысяч зарубежных 3-осных грузовиков, не считая Austin K6. Так что и эти 366 машин были вполне посильной помощью.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАКФД
      3. Historic Military Vehicles Directory, Bart H. Vanderveen, Hheels & Tracks, 1992

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/srednetonnajnyi-anglichanin-dlia-krasnoi-armii-6262f39da170d44beb962198?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account