Юрий Пашолок. Содрание сочинений в мировом танкопроме
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Содержание:
На просторах этих наших интернетов, да и на различных печатных носителях, существует прослойка всёпропальщиков, очень любящих рвать правду-матку. Одной из любимых их тем является копирование советской промышленностью зарубежных разработок. Касается это и танков. Видимо, им никто никогда не рассказывал страшную тайну: любое удачное решение, особенно военного плана, неминуемо копируют. Это может быть лицензионная копия, частичное идейное копирование идей, а порой и прямое их воровство. Так вот, еще со времен первой дубины копирование военных идей являлось нормальным явлением. Кроме того, хорошо работающая скопированная идея всегда лучше своей, но работающей плохо. На поле боя как-то уже всё равно, лицензионные у вас диски к пулемету, или нет. Ну и порой правдорубов очень сильно обманывает зрение, а также абстрактное мышление. Это приводит к довольно смешным последствиям. Например, МС-1 у этих болезных скопирован с Renault FT, хотя там настолько большая разница, что впору выписывать талон на приём к окулисту. Общее у этих машин концепция, да пара-тройка технических решений, не более того.
Еще одним важным моментом, который ускользает от понимания от подобной категории комментаторов, является то, каким образом происходило заимствование идей. Молодой советской промышленности создавать танкостроение пришлось с нуля, при этом за первыми успехами пришли и первые провалы. Это касалось целого ряда направлений — моторостроения, танкового вооружения, конструкции ходовой части и приборов наблюдения. В таких условиях поступили ровно так же, как и за рубежом. То есть поехали в зарубежный вояж и закупили образцов техники. При этом часто упускается момент, который являлся принципиальным. Помимо закупок, упор делался на том, чтобы договориться о лицензионном производстве. То есть наша промышленность училась делать то, что ранее не делалось. Вслед за почти полными копиями зарубежных танков появились собственные, а даже те, что ранее копировались, по мере выпуска очень сильно изменились. Ради интереса рекомендую посмотреть на Vickers Mk.E начальных выпусков, а потом самых последних серий, а затем то же самое в случае с Т-26. Внезапно выяснится, что по технологиям советский потомок существенно обогнал прародителя. При этом танки конца 30-х годов уже комплектовались полным набором деталей и узлов отечественного производства, а не зарубежными. В отличие от танков целого ряда стран, где электрооборудование так и осталось фирмы Bosch, а прицелы носили логотип Carl Zeiss. Одним словом, такие танки, как Т-34 и КВ появились не просто так. Без Т-26, БТ и Т-28, которые либо полностью являлись зарубежными копиями, либо состояли из зарубежных узлов и агрегатов, прорыва конца 30-х не случилось бы. Стыдиться тут вообще нечего.
За чуть ли не обвинениями во «всё украли» сетевые и книжные всёпропальщики от мира танков порой доходят до крайностей. Между тем, в случае с советским танкостроением, особенно межвоенного периода, чаще речь шла о лицензионном копировании. Копирование без лицензии шло только в случае, если не удавалось договориться, либо образец попадал в виде трофея. Так вот, спешу огорчить, но в том «цивилизованном мире», на который часто показывают правдорубы, чаще всего шло вполне себе открытое воровство технологий. Особенно это касалось танков и их составляющих. Совесть при этом вообще никого не мучила, да и требований покаяться как-то не слышно. В своих публикациях я на такие факты часто обращаю внимание, но явно пришло время для обстоятельного материала по поводу «содрания сочинений». В нем пойдет речь о случаях откровенного плагиата в мировом танкопроме, от начала и до конца Второй мировой войны.
Германия
Итак, первыми у нас на очереди те, против кого первыми применили танки и кому пришлось первыми догонять своих противников. Разумеется, это немцы. Следует признать, что Йозеф Фольмер, главный человек в немецком танкостроении Первой мировой войны, использовал, в основном, оригинальные идеи. И A7V, и KL, и K-Wagen, являлись танками, похожими только на самих себя. Вместе с тем, первыми за бронетанковым плагиатом были замечены как раз немцы. Речь идет об A7VU, попытке немцев создать аналог английского «ромба». Попытка оказалась неудачной, поскольку боевая масса танка получилась на 10 тонн больше оригинала. Естественно, полной копией A7VU не являлся, но что послужило прототипом, очевидно.
Окончание Первой мировой войны стало не только финалом Германской Империи, но и началу работы по танкам с чистого листа. Насчет легких танков, правда, имелись явные параллели с LK-II, но совершенно на ином техническом уровне. А вот со средними танками однозначно влияние английской концепции, а именно Medium Mark D. Скоростной танк, обладающий еще и плавучестью — это именно оно. Правда, тут заимствование не более чем концепции, но уже во второй половине 20-х годов немцы занялись техническим плагиатом. Первыми они обнесли Адольфа Кегресса, который ввел моду на полугусеничную схему, а также резинотканевые гусеничные ленты. Конструкция лент постоянно совершенствовалась, к середине 20-х годов появился вариант с металлическими башмаками. Так вот, эту самую конструкцию немцы и позаимствовали. Судя по происходящему, автором содрания сочинений являлся Генрих Книпкамп. Правда, у немцев с резинотканевыми лентами дела не задались, поэтому они быстро от них отказались.
Французы, впрочем, пострадали от кражи интеллектуальной собственности не сильно. Куда веселее отказалась история с англичанами. Должен сразу сказать, что про них в этом материале не будет ничего. Англичане были самодостаточными, им вообще никакого смысла чего-то воровать не имело. Либо деловые связи с другими странами, либо, что чаще, своё. Максимум, что можно предъявить — это разработку 20-фунтовой (84 мм) танковой пушки на основе 8.8 cm KwK 43 L/71. Да и она своя. А вот немцы «англичан» пограбили порядочно. Когда кто-то рассказывает про уникальную немецкую танковую школу, где-то начинают грустно смеяться Джон Карден и Вивиан Лойд. Дело в том, что разработка своих танков зашла в тупик, поэтому немцы, через подставную фирму, купили три транспортера Vickers-Carden-Loyd. Тонкость момента в том, что фактически этот транспортер являлся вариацией на тему легкого экспортного танка, более известного как «Виккерс 4-тонный». В январе 1932 года первый транспортер прибыл на полигоне в Куммерсдорфе, а полгода спустя на испытания вышел первый образец Kleintraktor. Эволюция этого «трактора» привело к созданию La.S., он же Pz.Kpfw.I, далее все немецкие крупносерийные танки создавались по той же концепции. Даже «Тигр» с «Пантерой» являются потомками трактора V.A.E. 393. Но наши сетевые правдорубы только и умеют, что вспоминать про танк Кристи и Vickers Mk.E. Которые, если кто забыл, были куплены с лицензией на производство. Но «это же другое», правда?
Кстати говоря, господина Кристи немцы тоже обнесли. Самый первый вариант Z.W., он же Pz.Kpfw.III Ausf.A, оснащался свечной подвеской. Ее немцы честно срисовали, когда крутились в Раувее в начале 30-х годов. Правда, в отличие от американского Департамента Вооружений, также советской стороны (у них лицензия и патенты имелись), у немцев что-то пошло не так. Как и с упомянутой гусеничной лентой Кегресса. А еще на опытном немецком тяжелом танке D.W. ставился механизм поворота Clatrac. Да и не только на нём: хитрый Книпкамп поставил его на полугусеничный тягач Sd.Kfz.10, например. Наверное, я что-то в географии не знаю, но Кливленд, откуда Cletrac, находится совсем не в Германии. Если дальше копать, то выяснится еще всяких забавных мелочей про «своё».
Обнесли немцы и советское танкостроение. История про Т-34 и рациональные углы броневых листов хорошо известна, но тут еще можно как-то спорить. В конце концов, Т-34 был не первым таким танком, хотя всё указывает именно на советский след. Гораздо интереснее другое, про что обычно мало обращают внимание. Если про рациональные углы наклона листов еще можно спорить, то с башней Т-34 как-то неудобно получается. Вплоть до 1941 года конструкция немецких башен была примерно такой же монополией Генриха Ольбриха, как шасси танков — монополия Генриха Книпкампа. Так что каждый раз получавшиеся «подковки» — это совсем не случайность. Так вот, после знакомства с Т-34 осенью 1941 года что-то явно пошло не так.
Последними башнями по концепции Ольбриха стали «Тигр» и «Пантера», а вот дальше появились башни, явно «растущие» из Т-34. Особенно это заметно по башне VK 45.02, которая вообще явная копирка с Т-34 (той башни, которую моделисты прозвали «пирожком», форма у нее такая). Даже башня Pz.Kpfw.Maus имеет к Т-34 прямое отношение. Естественно, оригинальных решений у немцев более чем хватало, но тут надо вспомнить про любимые аргументы «правдорубов». Если вдруг сыграть с ними в их же игру, как-то вдруг обидно будет.
США
На втором месте, как не странно, совсем не Советский Союз. Американское танкостроение, в отличие от немцев, развивалось, можно сказать, под опекой французов и англичан. Оно и немудрено, ведь США предполагалась как большая строительная площадка для обеспечения английской и французской армий. Поэтому первый американский тяжелый танк — это английский Mark VIII, а первый легкий танк — это местная, лицензионная копия Renault FT. Далее развитие американских танков поначалу шло с учетом английских идей, в связи с тем, что там контакты шли плотные, в тему этого материала они не попадают. А вот в начале 30-х годов ситуация радикально изменилась.
Развитие американских легких танков семейства T1, в начале 30-х годов, зашло в тупик. Вроде мотор есть, а танка не получается. Решение оказалось очень простым. Весной 1931 года, так сказать, на посмотреть, американцы взяли Vickers Mk.E. А в марте 1932 года арсенал Рок Айленд сдал Light Tank T1E4, который выглядел угадайте как что. Причем украденные элементы американцы еще и запатентовали. Это уже даже не наглость, а какая-то хуцпа. Смех ситуации в том, что воровать надо с умом. Дело в том, что ходовая часть Vickers Mk.E подходила только для небольших скоростей. Поэтому и появились более легкие танки с совершенно другой ходовой частью. Американцам тоже пришлось помучиться. Тем не менее, от Light Tank T2, прямого потомка T1E4, происходят все американские легкие и средние танки, имеющие подвеску VVSS. А это, на всякий случай, Light Tank M2/M3/M5, а также Medium Tank M2/M3/M4. Плюс САУ на указанных базах. Так что основные немецкие танки происходят от транспортера Vickers-Carden-Loyd, а основные американские танки — от Vickers Mk.E. Еще, кстати, американцы хотели сделать нелицензионные копии танкетки Carden-Loyd Mk.VI, но чего-то пошло не так.
Еще можно вспомнить историю про торсионную подвеску. Торсионами американцы занимались еще до войны, но поначалу дела шли не очень. Ситуация изменилась только в конце 1942 года, когда началась работа по легким и средним танкам, оснащенных торсионной подвеской. Впрочем, первенцем стала GMC T70, она же позже GMC M18. Что послужило базой для создания торсионной подвески американского типа, само по себе интересно. Во-первых, в 1942 году прибыли трофейные Pz.Kpfw.III, во-вторых, мы передали КВ-1. Советская и немецкая торсионные подвески имели общего предка — Landsverk L-60. Если немцы получили ее напрямую от разработчика, то есть Porsche K.G., то мы подсмотрели идею, а дальше советские КБ, на Кировском заводе, а также заводе №37, создали свои аналоги. Американцы же взяли саму идею от КВ-1, балансиры ближе к Т-34, амортизаторы сначала рычажные, а затем по типу Pz.Kpfw.III. И если на GMC T70 подвеска кое-как работала, то со средними танками пришлось помучиться. Вылечили свою торсионную подвеску американцы только во второй половине 1944 года, да и то не до конца. Как и в случае с немцами, всяких нелицензионных мелочей у американцев хватает, но на фоне истории с Vickers Mk.E это реально мелочи.
Франция
Французы в межвоенный период поначалу являлись едва ли не главными разносчиками бронетанковых технологий. В такой ситуации не стоит удивляться, что ряд танкостроительных школ начинало с попытки клонировать Renault FT, либо сделать его аналог. Дальше у французов случился кризис, прежде всего кризис идей. Концепции еще начала 20-х годов они, конечно, домучили, но получилось не очень. По концепциям танков в 30-е годы французы безнадежно отстали. Больше того, наиболее массовыми танками и гусеничными боевыми машинами стали те, что в реальности оказались не совсем ими. Как-то упускается момент, что в самом начале 30-х годов случилась история, по уровню наглости похожая на американскую. А в некоторых моментах даже покруче.
В 1930 году командование французской пехоты захотело себе маленькую бронированную гусеничную машину. Официально «машина снабжения», фактически многоцелевая машина. Короче говоря, французы захотели себе танкетку Carden-Loyd. У Vickers-Atrmstrongs даже было два французских партнера — Brandt и Latil. Поначалу речь шла о лицензионных танкетках, одной из них была Latil N. Но победу одержала Renault UE, которая являлась видением Renault той же танкетки. Естественно, безо всяких лицензий. И это только начало истории. Прямым развитием стало Renault UE Casemate, полный аналог Carden-Loyd Mk.VI. Дальше началась эволюция, которая привела к появлению Renault VM, он же AMR 33 VM. И пошло-поехало… Renault R 35, кавалерийские танки той же фирмы, и даже Hotchkiss H 35/H39 являлись продолжением волшебной истории, случившейся в конце 1930-начале 1931 года. Конечно, можно вспомнить чехов, японцев, итальянцев, а также СССР, но вот ведь в чем загвоздка. Из перечисленных стран 3 имело лицензии на выпуск, а японцы официально закупали танкетки. Поэтому про плагиат там даже и не пахнет.
Вторая волна танкового грабежа по-французски началась в 1944-45 годах. Первыми французы обнесли, нет, не немцев. Американцев. Башня Panhard 178B делалась однозначно по мотивам Light Tank M3. Дальше была попытка использование немецких моторов в ARL 44, которая закончилась крайне спорно. В дальнейшем известна история AMX M4, он же AMX 50, по сути адаптация немецких технологий, которая привела к самому большому и тяжелому в истории среднему танку. Но смотреть надо немного пониже уровнем. А именно на AMX 13. На этом танке стояла переделанная пушка от «Пантеры», немецкие приборы наблюдения (перископы командирской башенки являлись точной копией «Пантеры»), а опорные катки сделали по мотивам Light Tank M24. А еще можно вспомнить светотехнику, которая являлась вариацией на американскую. Ну и далее французская танкостроительная школа во многом лишилась оригинальности. Ряд технических решений имела зарубежное происхождение. Никто, правда, по этому поводу руки не заламывает, ибо это глупо и смешно.
СССР
Наконец, мы подошли к отечественному танкостроению. И вот тут начинает вылезать масса забавных моментов. Для начала, не было ни одного советского танка или САУ, за исключением «Рено-русского», который бы нелицензионно копировали. При этом между «Рено-русским» и МС-1 разница настолько огромная, что говорить о «МС-1 является копией Рено» может только слепой. Даже история с плавающим танком Т-33, который изначально делался нелицензионно, происходила одновременно с закупкой 8 «Виккерсов». То есть фактически не украли, а начали делать на базе уже закупленных тракторов Vickers-Carden-Loyd. От прямого копирования у нас в принципе ушли довольно быстро, потому как зарубежные танки не полностью вписывались в наши тактико-технические требования.
Советскую сторону обычно интересовал не сам танк, а технологии. У нас полно всяких странных людей, которые до сих пор пишут удивительные истории о копировании «Виккерса 16-тонного», в результате чего якобы получился Т-28. На самом деле в большей степени этот танк «немец». В нем стоял немецкий мотор, ходовую часть взяли с Großtraktor Krupp, даже командир изначально сидел в корпусе спереди-справа, как на немецком танке. От англичанина фактически только двухбашенная схема. У немцев же позаимствовали перископические прицелы, часть орудий имело немецкое происхождение, изучение корпусов немецких танков дало понимание о сварных соединениях. Да и поручневые антенны — это немецкое изобретение, Одним словом, на фоне тех веселых вещей, которые проворачивали немцы, американцы и французы, это вообще сущие мелочи.
Естественно, у нас хватало и нелицензионных заимствований, особенно это касается военного периода. Но объем не особо велик, причем он вполне пересекается с тем, что происходило в других странах. Если немцы так и не смогли сделать полноценный клон перископа MK-IV, то у нас это удалось. Американцы, кстати говоря, тоже имели очень похожий перископ, кто прародитель, там не особо секрет. Телескопические прицелы семейства ТШ имели немецкого прародителя, но не потому, что у нас были плохие прицелы. Шарнирный прицел удобнее с точки зрения установки, только и всего. Естественно, смотрели и на технологии сборки корпусов, кое-что было применено и немецкое. Например, технология сборки толстых броневых листов на ИС-4 имеет отношение к, не поверите, Pz.Kpfw.Maus. Так или иначе, уровень «криминала» никак не превосходит то, что проворачивали в войну американцы, а также немцы.
Советский танкопром, кстати говоря, «обносили» не только немцы с американцами. В 1939 году японцы познакомились а танками БТ. В их числе оказались и БТ-7 с коническими башнями. Бои в районе реки Халхин-Гол показали, что идея «Чи-Ха» с двухместной башней и короткоствольной 57-мм пушкой уже не соответствует реалиям современной войны. Так что коническая башня и 45-мм пушка послужили основой для трехместной башни «Шинхото Чи-Ха» и 47-мм пушки Тип 1. Естественно, по итогу получилась своя конструкция, но тем не менее.
Напоследок советую быть бдительными и поменьше слушать «правдорубов». Часто так получается, что ежели внимательно поковырять тему в разных местах, обнаруживаются удивительные вещи. Что за рубежом, которым нас поучают, порой происходили более интересные истории. Только почему-то за это там и не думают каяться. Нам-то зачем, в таком случае, каяться?
Список источников
-
-
- РГВА
- US NARA
- ЦАМО РФ
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
-