Юрий Пашолок. Штабной Додж 3/4 по-английски

12
Юрий Пашолок. Штабной Додж 3/4 по-английски

Юрий Пашолок. Штабной Додж 3/4 по-английски

Рассказ об английском штабном автомобиле Humber FWD Heavy Utility, единственной полноприводной машине подобного класса в английской армии

Английское автомобилестроение во время войны в чем-то пересекалось с тем, что творилось у англичан с танками. С той разницей, что если не в качество, то уж точно в количество они более-менее смогли даже на начало Второй мировой войны. Отчасти это связано с тем, что армия у англичан была сравнительно небольшой. Это и позволяло худо-бедно обеспечивать свою армию автомобильной техникой в необходимых объемах. Конечно, без ситуации вроде немцев, когда в одном классе было по несколько моделей машин, не обошлось. Тем не менее, на фоне тех же самых немецких производителей англичане смотрелись явно лучше. Одна только Bedford за 1939-45 годы произвела 282,5 тысячи военных грузовиков. Остальные производители были, конечно, поскромнее, но серия 10 тысяч штук и выше для англичан совсем не являлось чем-то сверхъестественным. Так что тотальная механизация английской армии совсем не выглядит чем-то удивительным. Порой немного странные, но зато вполне массовые, английские грузовики даже в небольшом количестве поступали в Советский Союз. Кроме того, английские грузовики стандартизировались по кузовам, так что разнобой им мешал не так сильно.

Humber FWD в ходе динамического показа. Цифра 3 в круге - это мостовой индекс. Означал, что машина может пройти по мосту грузоподъемностью 3 тонны и выше

Humber FWD в ходе динамического показа. Цифра 3 в круге — это мостовой индекс. Означал, что машина может пройти по мосту грузоподъемностью 3 тонны и выше

Более сложная ситуация ситуация складывалась у англичан с военными легковыми автомобилями. Да какая там сложная — их по факту не имелось. Особенно это касалось легковых машин повышенной проходимостью. Ситуация несколько удивительная на том фоне, что именно англичане активно экспериментировали с легковыми машинами повышенной проходимости в 20-е годы. Как не парадоксально это не прозвучит, но даже чего-то вроде немецких «кюбельвагенов» у англичан на начало войны не имелось. Отчасти роль командирских машин в частях исполняли армейские грузовики самой легкой категории — 8 CWT (8 хандредвейт, или 406 кг). Кстати говоря, такую же грузоподъемность имели немецкие единые легкие командирские машины Stoewer R 180. Это точно не случайность. Незадолго до начала войны английское Военное Министерство стало закупать гражданские легковушки таких марок, как Humber, Morris, Austin, Hillman, Vauxhall, Wolseley и других. Впрочем, это скорее выглядело как жест отчаяния. Не стоит удивляться, что позже по программе ленд-лиза стали поступать Willys MB. И если у нас хотя бы имелись ГАЗ-64 и ГАЗ-67, ничего подобного «Виллису» англичане вообще не выпускали.

Требования максимальной функциональности привели к тому, что машина выглядит весьма брутально

Требования максимальной функциональности привели к тому, что машина выглядит весьма брутально

Во время Второй мировой войны английская автомобильная промышленность сконцентрировалась на грузовиках и бронемашинах. Военные легковые автомобили повышенной проходимости оставили в низшем приоритете, на что имелись веские причины. С одной стороны, в 1941 году начались поставки Bantam BRC 40 и Willys MB, смысла делать свой аналог англичане не видели. Вместо этого они строили легкие броневики-разведчики. С другой стороны, собственный аналог Dodge T214 им как-то особо не требовался, тем более что машины класса 15 CWT (762 кг) они выпускали сами. В основном заднеприводные модели, но имелись и полноприводные канадские Ford/Chevrolet. С третьей стороны, именно как штабные чаще применяли обычные гражданские машины. Но имелась и модель, которая оказалась наиболее близкой к военным Dodge со штабным кузовом Carryall. Речь идет о Humber FWD с кузовом Heavy Ulility, единственной по-настоящему массовой английской военной машине с полным приводом, которую можно назвать армейским внедорожником. На днях ее можно было видеть в движении на выставке «Моторы Войны», об этом автомобиле и поговорим. Тем более что есть повод. Такая же машина была в кортеже Уинстона Черчилля во время Ялтинской конференции. Как раз сейчас годовщина ее проведения.

Кому-то в минувшую субботу повезло

Кому-то в минувшую субботу повезло

История этого автомобиля началась в 1938 году, когда на свет появилась модель Humber Super Snipe. Идея машина оказалась предельно простой. За основу была взята легковушка Humber Snipe, в которую воткнули более мощный мотор с модели Humber Pullman. Рядный 6-цилиндровый мотор объемом 4,07 литра имел мощность 85 лошадиных сил при 3400 об/мин. За счет нового мотора более короткая и легкая, чем Humber Pullman, машина стала заметно быстрее. Автомобиль быстро заметили в Военном Министерстве. Летом 1939 года Humber Super Snipe «забрили» в армию. С декабря 1939 года началось производство Humber Super Snipe Mk.II. Она получила стандартный для забритых в английскую армию набор дополнений. Прежде всего это касалось колес: вместо гражданских шин 7×16 дюймов автомобиль стал получать резину Dunlop Trak Grip размерностью 9х13 дюймов с внедорожным протектором. На крыше появились дуги для крепления багажа, крылья стали больше, одним словом, типичная конверсия.

Кузов Heavy Utility был создан специально как штабная машина

Кузов Heavy Utility был создан специально как штабная машина

От таких изменений машина внедорожником, естественно, не стала, но высокая удельная мощность свою роль сыграла. Car, 4-seater, 4×2, как официально именовался Humber Super Snipe Mk.II, производили в нескольких вариантах. Помимо седана (Staff Saloon Mk.II), штатной версии, появился фаэтон, который оказался весьма популярен у английских военачальников. У будущего маршала Бернарда Монтгомери была как раз такая машина — Tourer Mk.II. Ныне эта машина хранится в Имперском Военном Музее, Лондон. Третьим вариантом оказался легкий грузовик с упрощенной кабиной и стандартным для 8-CWT кузовом. Наконец, четвертым кузовом стал штабной фургон Heavy Utility. Типичный «вуди», то есть с деревянными боковинами кузова. С 1940 года выпуск Humber Super Snipe Mk.II стал быстро снижаться, по целому ряду причин. Одной из них стало появление бронемашины-разведчика Humber Light Reconnaissance Car. Машины весьма примитивной, но с учетом того, что англичане всерьёз ждали немецкий десант, лучше, чем ничего. Тем более что поначалу у англичан с броневиками дела обстояли так себе.

Помимо английских шин, на машине могла использоваться американская резина

Помимо английских шин, на машине могла использоваться американская резина

А вот вторая причина явно связана с тем самым броневиком-разведчиком. Прекрасно понимая, что машина с задним приводом на бездорожье будет чувствовать себя плохо, в 1940 году английские военные заказали у Humber полноприводной автомобиль. Так на свет появился Humber FWD. Его колесная база стала на 2 дюйма короче базовой машины, но если вы увидите раму Super Snipe и FWD, всё встанет на свои места. По большому счету, это была полноприводная версия Super Snipe, у которой сохранилась независимая подвеска передних колес с поперечной рессорой. Появилась такая подвеска еще у Humber Snipe в 1936 году. Также полностью изменилась носовая часть машины. Вместо обычного бампера появилось что-то вроде «кенгурятника», форму капота, фальшрадиаторной решетки и передних крыльев существенно упростили. При этом упрощение скорее пошли машине на пользу. Выглядеть она стала откровенно брутально, как и полагается военному автомобилю. Понятное дело, на вкус и цвет, но по мне так самый красивый из английских легковых автомобилей военного периода.

На машину нанесена эмблема 7-й бронетанковой дивизии, Desert Rats. Иногда ее переводят как "пустынные крысы", но вообще это тушканчик

На машину нанесена эмблема 7-й бронетанковой дивизии, Desert Rats. Иногда ее переводят как «пустынные крысы», но вообще это тушканчик

Выпуск Humber FWD начался с 1941 года (иногда указывают 1940 год, но первая цифра ближе к истине). Гамма кузовов расширилась за счет санитарного фургона, также появилась радийная версия. Никуда не делся и грузовик. Наконец, сохранилась открытая версия автомобиля, не такая изящная, как Super Snipe, но зато куда более подходящая к условиям боёв в пустыне. Наконец, шасси Humber FWD пошло на строительство броневиков-разведчиков Humber Light Reconnaissance Car Mk.III/Mk.IIIA. Эта версия стала самой многочисленной в семействе бронемашин. За счет более «проходимого» шасси машина стала вполне полноценным броневиком-разведчиком. Впрочем, долго машина не выпускалась. Уже в 1942 году на свет появился Humber Scout Car, с более короткой базой и мотором в задней части машины. Эта машина и стала для Humber приоритетной.

Машина максимально утилитарная, про дизайн тут вообще не думали. Функциональность прежде всего

Машина максимально утилитарная, про дизайн тут вообще не думали. Функциональность прежде всего

Самым массовым вариантом Humber FWD, впрочем, стала совсем другая машина. Она заняла место Staff Saloon и предыдущего варианта Heavy Utility. И если ранее Heavy Utility был скорее что-то типа гражданского универсала-woody на военной службе, то теперь машина получилась полноценным штабным фургоном. Прямым ее аналогом был Dodge WC-53, который выпускался с кузовом Carryall. Конечно, официально английская машина полегче заокеанского Carryall, но в 1941 году еще производился «полутонник», то есть армейский Dodge WC-10/WC-26 грузоподъемностью 0,5 тонны. А вот он к Humber FWD был весьма близок. Как и предшественник, Heavy Utility имел деревянный кузов (из ясеня), обшитый металлом. На крыше которого могли размещаться дуги для крепления багажа. Нередко в машине монтировали радиостанцию. В общем, полноценная штабная машина.

Передняя подвеска независимая, на поперечных рессорах. Для защиты передней подвески поставили специальные отбойники

Передняя подвеска независимая, на поперечных рессорах. Для защиты передней подвески поставили специальные отбойники

За характерную форму корпуса Humber FWD с кузовом Heavy Utility получил прозвище Box, то есть «коробка». Из 5199 выпущенных с 1941 по 1945 годы Humber FWD в варианте Heavy Utility произвели 3960 автомобилей. Они делятся на ранние и поздние, наиболее характерным отличием поздней машины является закругленная рамка лобового стекла. Может показаться, что серия небольшая (аналогичные по назначению Ford WOA, с задним приводом, изготовили 11750 штук), но всё относительно. Как уже говорилось выше, приоритетными для англичан были грузовики и броневики, а легкие внедорожники и так шли по ленд-лизу. Если же считать штабные фургоны, то тут и вовсе ситуация неоднозначная. Dodge WC-53 изготовили 8402 штук, причем это менее удобная машина, нежели Heavy Utility. С учетом того, что часть WC-53 ушла по программе ленд-лиза (включая 200 штук в Красную Армию), а также куда более крупной американской армии, цифры оказываются сопоставимыми. В английской армии «коробки» любили, это была по-настоящему удачная модель. Логично, что именно такой штабной автомобиль оказался в кортеже Черчилля.

Сзади обычный неразрезной задний мост на продольных рессорах

Сзади обычный неразрезной задний мост на продольных рессорах

Служба Humber FWD Heavy Utility продолжилась после окончания войны, пока их не сменили более современные модели. Ныне эти машины изредка, но появляются на военно-исторических мероприятиях. В России таких машин сейчас две штуки. Первая, очень редкий открытый вариант, ныне находится в коллекции Музея внедорожных автомобилей, Самара. Вторую же можно видеть на выставке «Моторы Войны». У машины своя судьба, которая забросила ее в США. Это один из экспонатов Музея Победы, который находился в Оберне, штат Индиана. В 2012 году музей было решено закрыть, а его экспонаты распродали на аукционе. Так автомобиль, с еще несколькими редкими машинами, показался в России. Ныне он находится в коллекции Вячеслава Лен, машина, которой чаще всего управляет Людмила Лен. Она периодически участвует в различных мероприятиях. По ее словам, машина более легкая в управлении, нежели тот же Dodge WC-56. С учетом того, что FWD произошел от Super Snipe, такое вполне объяснимо.

Людмила Лен на трассе, слёт "Моторы Войны" в Самаре, май 2021 года. Она на этой машине выступает регулярно

Людмила Лен на трассе, слёт «Моторы Войны» в Самаре, май 2021 года. Она на этой машине выступает регулярно

Если начать внимательно изучать английские армейские автомобили, то в них можно заметить одну общую черту. Зовется она «утилитарность». Особенно когда речь идет о тех моделях, которые изначально строились для военных. В полной мере это касается Humber FWD Heavy Utility. Красавцем его вроде и не назовешь, но когда начинаешь разбираться в мелочах, понимаешь, что перед тобой ладно скроенная машина, проработанная в мелочах. В отличие от немецкой машины, где порой многое делалось по принципу «потому что мы так можем», у английского автомобиля просматривается разумный баланс. Это, в том числе, влияло и на массовость производства.

Доступ к мотору осуществляется через боковые створки капота

Доступ к мотору осуществляется через боковые створки капота

Даже в случае с капотом автомобиля наблюдается эта самая утилитарность. В то время весьма распространенным явлением были капоты, состоящие из трех частей — верхней части и боковин. У немцев такая система обычно означала либо съемные, либо откидывающиеся вверх боковины, полностью капот не открывался. Капот, конечно, при особом желании можно было снять полностью, но это так себе решение. У Humber FWD капот строился по совсем другой системе. Вы могли откинуть вверх боковины, получив доступ к основным агрегатам двигателя. Если же нужен более существенный уровень доступа, просто откручиваете два барашка в передней Части, и поднимаете капот вверх. При этом капот весьма крепкий, это не тоненькие немецкие детали, где железа «как украли». Так и хочется воскликнуть «а что, так можно было что ли?»

В случае чего капот открывается полностью

В случае чего капот открывается полностью

Точно такая же утилитарность у Humber FWD наблюдается и дальше. Это и передние крылья, довольно простые, но куда более технологичные, чем то, что можно видеть у аналогичных машин других стран. Это и фары (в разные годы их могло быть разное количество, и разные типы), которые крепились на стойке передних крыльев. У этого экземпляра фара унифицирована с танковой. Вместо передних дверей боковые зеркала, как и у английских танков, крепились на передних крыльях. Также у машины имело крепление под 2-галлонную канистру. Крепление непростое, с защитой от любителей поживиться чужими запасами.

2-галлонная канистра - типичный спутник английских машин того периода

2-галлонная канистра — типичный спутник английских машин того периода

Функциональность можно легко найти и в передней части кузова. Он, как уже говорилось ранее, изготовлен из ясеня, причем в ряде мест он даже не прикрыт панелями из листового железа. Это касается и передних стоек. Выбор ясеня объясняется просто: это довольно крепкое дерево, которое одновременно более подходит для механической обработки. По бокам установлены поворотники, работающие по типовой для того периода схеме. То есть выдвигается флажок и он начинает мигать. Такая же функциональность наблюдается и в случае с лобовым стеклом. Выполнено оно из двух половинок, как на ряде грузовиков того периода, их можно поднимать вверх.

Половинки лобового стекла могут подниматься независимо

Половинки лобового стекла могут подниматься независимо

Крайне интересные технические решения можно видеть сзади. Задняя «дверь» состоит из двух частей, верхней и нижней, которые могут фиксироваться в открытом положении. Сделано это не просто так: по задумке, при откинутых задних сиденьях получается место, где может спать два человека в полный рост. Еще одним интересным решением является установка двух откидных сидений. В случае необходимости там может разместиться еще пара человек. Ныне что-то похожее можно видеть на современных внедорожниках.

Задняя часть машины хорошо продумана. Да, пол деревянный, как и кузов в целом

Задняя часть машины хорошо продумана. Да, пол деревянный, как и кузов в целом

Ровно такая же утилитарность наблюдается и внутри салона. Надо сказать, что Humber FWD Heavy Utility, на фоне ряда других английских машин аналогичного класса, еще более-менее комфортный. По крайней мере, нови водителя не располагаются справа от мотора, как это можно видеть у военных машин Morris Commercial. Тем не менее, нарочито кондовые панели корпуса — это вполне норма. Для того, чтобы облегчить конструкцию, крыша сделана жестяной, но за счет продольных и поперечных стальных балок обеспечивается крепкая конструкция. Она и позволяла размещать дуги на крыше, на них крепилась дополнительная поклажа.

В передней части машины аскетично, но удобно. Между водителем и передним пассажиром размещается аккумулятор

В передней части машины аскетично, но удобно. Между водителем и передним пассажиром размещается аккумулятор

Вполне удобно и сзади. Можно даже сказать, что тут обеспечивается приличный комфорт. Тут как минимум не хуже, чем в командирских фаэтонах американского и немецкого производства. В ряде случаев перед задними пассажирами ставился раскладной столик для карт. Еще одной приятной особенностью кузова машины является то, что на задние откидные сиденья можно просочиться, не открывая заднюю дверь. Этим в субботу воспользовались пассажиры, которым позволили проехаться в ходе динамического показа. По вполне понятным причинам на сей раз зрителей было немного, но кто пришел, вряд ли пожалел.

Задние пассажиры размещаются с комфортом

Задние пассажиры размещаются с комфортом

Напоследок стоит лишний раз отметить, что англичане создали крайне интересную машину. Она была не такой массовой, как Horch 901 или Dodge WC-56/57, но и особого смысла выпускать Humber FWD Heavy Utility тиражом в несколько десятков тысяч не имелось. Приоритеты в английского Военного Министерства были другие. После войны на свет появились знаменитые Land Rover, чья служба продолжается и по сей день. А вот с аналогом Willys MB у англичан как-то не задалось. Austin Champ (официально Truck, 1/4 ton, CT, 4×4, Cargo & FFW, Austin Mk.1) получился дороже Land Rover и оказался не особо популярен. Более удачной оказалась идея двух вариантов Land Rover, с короткой и длинной базой. Ну а их предшественника можно видеть на выставке «Моторы Войны». Выставка работает со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2, для входа необходим QR-код.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/shtabnoi-dodj-34-poangliiski-6200071cdd215e071cea2f67?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account