Рассказ о BMW R 12 W, военной версии самого массового из немецких тяжелых мотоциклов
Несмотря на то, что мотоциклы массово появились уже после автомобилей, они довольно быстро нашли своё место в армиях мира. Особенно этот процесс стал виден после начала Первой мировой войны. Мотоциклы оказались отличным средством связи, применяли их и в разведке. Тогда же началась эксплуатация военных мотоциклов, оснащенных колясками. Появление колясок стало весьма важной вещью — это позволило ставить на мотоциклы различное вооружение. Поначалу, впрочем, мотоциклов с колясками было немного, в том числе и у немцев. Собственно говоря, будущий главный производитель немецких тяжелых мотоциклов появился, в текущем виде, уже после Первой мировой войны. У производителей авиационных моторов из Мюнхена было два варианта — либо закрыться, либо найти сторонний бизнес. Разумеется, речь идет о BMW, чья деятельность до сих пор неразрывно связана с мотоциклами.
Начинались мотоциклы BMW с моделей, имевших оппозитные моторы воздушного охлаждения объемом около 500 кубических сантиметров. Далее появились более легкие мотоциклы, с 1-цилиндровыми моторами. Наконец, в 1928 году появилась первая «туристическая» модель — R 62. Она получила 745-кубовый оппозитный мотор, став первым тяжелым мотоциклом компании. Следующим шагом стало появление более совершенной модели — R 11. Это был большой шаг в развитии баварских мотоциклов, кроме того, модель заметили немецкие военные. В военном исполнении появилась коляска, вполне логичная для тяжелого мотоцикла. Фактически это был первый тяжелый мотоцикл рейсхвера, проложивший путь более совершенным моделям.
Успех тяжелого мотоцикла BMW R 11 закрепила новая модель, появившаяся в 1935 году. Прямой наследник, получивший обозначение BMW R 12, впитал лучшее, что было реализовано на первом крупносерийном мотоцикле из Мюнхена. Одновременно на R 12 реализовали последние технические новинки, благодаря чему мотоцикл ждал большой успех. Заметили его и в немецкой армии. В результате BMW R 12 стал не только самым массовым тяжелым мотоциклом немецкой армии, но и самым массовым мотоциклом BMW на несколько десятилетий. На выставке «Моторы Войны» представлено обе версии этого мотоцикла — гражданская и военная. Обе восстановлены силами мастерской «Военный Ангар» Игоря Шишкина. На минувшей неделе состоялся динамический показ BMW R 12 W, военной версии мотоцикла, о ней и поговорим.
Одной из слагаемых успеха BMW R 11 и его потомка было то, что в Германии у них конкуренты попросту отсутствовали. В 1933 году появился Zündapp K 800 с 800-кубовым 4-цилиндровым оппозитом, но он был существенно тяжелее и имелись проблемы с эксплуатацией мотора. В этом плане R 11 был более интересен. Кроме того, BMW являлась одним из новаторов в области разработки новых мотоциклов. Наконец, в гамме мотоциклов BMW имелся выбор. В дополнение к более тяжелому R 11 предлагался похожий, но более мощный и легкий R 16. Такая политика в дальнейшем принесла свои плоды.
К 1935 году набралось достаточное количество новых технических решений, которые реализовали на 750-кубовом R 12. Представили его в феврале 1935 года, совместно с развитием R 16 — модели R 17. И если преемник R 16 не имел существенных отличий, то R 12 явно привлек к себе пристальное внимание. Он стал первым серийным мотоциклом, на котором реализовали вилку переднего колеса с телескопическими амортизаторами. До того типовым решением было использование параллелограммной передней подвески. Уже вскоре гидравлические амортизаторы стали визитной карточкой мотоциклов BMW.
Модель R 12 стала универсальной. Это был и «турист», способный передвигаться на дальние дистанции, и, в доработанном виде, гоночный мотоцикл. Несмотря на большую массу, R 12 вполне применялся на спортивных трассах, использовался он и для установки рекордов скорости. Наконец, мотоцикл зарекомендовал себя как надежный «внедорожник». Последняя особенность привлекла внимание немецких военных. Вермахт, образованный в марте 1935 года, нуждался в тяжелых мотоциклах с коляской. На момент появления BMW R 12 оказался попросту безальтернативен.
Поначалу имелись некоторые проблемы с рамой, которая, как и в случае с R 11, была штампованной. Позже детали частично начали сваривать, но история не прошла бесследно. Появившиеся в 1938 году модели R 51, R 61 и, наконец, R 71 имели трубчатую раму. Вместе с тем, ряд производителей, в том числе Zündapp, сохранили верность штампованной раме. К тому же проблему с рамой R 12 решили, а сам мотоцикл стал одним из символов надежности. Эта модель хорошо чувствовала себя и вне дорог, что было важно для армейской эксплуатации.
Удачная конструкция сделала BMW R 12 очень популярным, кроме того, этот мотоцикл стал долгожителем. Всего с 1935 по 1941 годы сдали около 36 тысяч таких мотоциклов. Минимум треть из них ушла в Вермахт, но это только официальные цифры. На самом деле сколько их реально оказалось в войсках, вопрос открытый, особенно после того, как начали хватать все подходящие для службы мотоциклы. А по ходу войны годными к строевой службы записали даже модели, которые ранее не трогали. Поэтому BMW R 75 является самым массовым военным BMW официально, а вот неофициально — всё может быть. В армию забрили и мотоциклы-одиночки, такой R 12 представлен на выставке «Моторы Войны».
Типовым решением для вермахта стало использование BMW R 12 W с коляской производства фирмы Steib. В ходе выпуска появилась стандартная коляска BW 40, имевшая торсионную подвеску. Коляска была и преимуществом, и недостатком мотоцикла. С одной стороны, коляска позволяла ставить пулемет, а также перевозить грузы. С другой стороны, на бездорожье она действовала как якорь. Это не было секретом еще до войны, поэтому еще в 1939 году появились первые образцы тяжелого мотоцикла Zündapp KS 750 с приводом на коляску. Позже, скрипя зубами, BMW была вынуждена взять на вооружение ноу-хау конкурента. Ну а далее появился BMW R 75, в котором совместили надежность R 12 и трубчатую раму R 71.
Благодаря массовости и передовой конструкции немалое число R 12 пережило войну. Менее «внедорожный», чем R 75, этот мотоцикл был удобнее в повседневной эксплуатации. Основная часть их, впрочем, навсегда осталась в Советском Союзе. Те, кто не сгорел в огне войны, стали трофеями, после войны их долго эксплуатировали. Такая судьба и у представленного экспоната. После 8 месяцев работы мотоцикл стал, как новый. Есть, кстати, такой тонкий момент. У нас больше знают либо R 75, либо R 71, последний с 1941 года выпускался в Советском Союзе. Но R 71 имел весьма скромные объемы выпуска, а R 75 массово пошел в серию уже после начала Великой Отечественной войны. Так что типовой образ немецкого тяжелого мотоцикла начала войны с коляской — это BMW R 12.
Для своего времени появление передней вилки с телескопическими амортизаторами было настоящим достижением. Неудивительно, что в дальнейшем телескопические амортизаторы стали ставить почти на все новые модели BMW. А вот в других странах не торопились с этим решением. В дальнейшем, на модели BMW R 71, появилась и подвеска заднего колеса, но по некоторым причинам армейский мотоцикл BMR 75 ее не получил. Не было ее и у Zündapp KS 750.
Иная ситуация оказалась со штампованной раме. Впервые появившись на R 11, далее эволюция ей не оставила место в линейке мотоциклов BMW. К концу 30-х годов произошло возвращение к трубчатым рамам. У R 12 же хватало клепаных соединений. Судя по всему, жесткости рамы оказалось недостаточно, хотя штампованную раму можно видеть на том же Zündapp KS 750. Тут уже скорее кому что удобнее делать.
Мотор у мотоцикла традиционный для BMW — 2-цилиндровый оппозит воздушного охлаждения. Мощность была не то, чтобы очень высокой, но для такого мотоцикла скорее важна тяговитость. В конце концов, для любителей быстрой езды были и спортивные мотоциклы. Мотоцикл оснащался 4-скоростной КПП, а привод на заднее колесо производился при помощи карданного вала. Вполне типовое для BMW решение.
Военный вариант мотоцикла отличался небольшими деталями, при этом гражданская модель постепенно эволюционировала с оглядкой на версию для вермахта. Это касалось, в том числе, и переднего крыла. Версия с несколько вычурным передним крылом прожила недолго, поскольку оно сильно забивалось грязью. Впрочем, встречаются разные варианты передних крыльев, что лишний раз говорит о наличии проблемы. Также военный вариант мотоцикла штатно имел два сиденья и кофры для вещей. Сами кофры могли быть как кожаными, так и металлическими.
Еще одним признаком военного мотоцикла было наличие коляски. Ее традиционно выпускала фирма Steib (Josef Steib Spezialfabrik für Seitenwagen) из Нюрнберга. Коляски Steib можно было видеть у самых разных производителей мотоциклов. Вместе с тем, более подходящим вариантом было использование тяжелых мотоциклов. К слову, в некоторых странах считали, что и 750-кубовый мотор для таких дел слабоват. Не только в США, но и в Европе хватало стран, которые предпочитали 1200-кубовые мотоциклы. Ну и японцы передают привет.
Если вы видели материал по Zündapp KS 750, то ничего нового по поводу коляски не увидите. Модель BW 40/BW 43 являлась прямым развитием коляски, установленной на представленном экземпляре. Больше того, те, кто увлекается мотоциклами М-72, тоже ничего нового не увидят. Вместо торсионной подвески здесь пока еще только подрессоривание люльки, а уже дальше появилась BW 40 с торсионной подвеской. «Лодка» Steib стала классической, она получилась универсальной, в дальнейшем очень похожие коляски стали выпускать у нас.
История BMW R 12 стала типичным примером эволюции военных мотоциклов. Даже такая удачная модель, после установки коляски, получила немало проблем в тяжелых дорожных условиях. Выход был логичным — привод на коляску. К этому пришли не только немцы: до них то же самое сделали французы и японцы, такие мотоциклы можно видеть на «Моторах Войны». Всего же здесь представлено более десятка военных мотоциклов. Увидеть их можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.