Рассказ об английском разведывательном бронеавтомобиле Daimler Dingo Mk.II с выставки «Моторы Войны»
Еще до начала Первой мировой войны появился такой вид военной техники, как бронеавтомобиль. Изначально «пулеметовоз», постепенно бронеавтомобиль получал второстепенные задачи. Особенно это стало очевидно после появления танков, имевших более высокую проходимость. В межвоенный период броневики всё чаще выполняли функции связи и разведки. При этом у разных стран был свой подход к созданию броневиков. В основном выпускали относительно крупные бронемашины на базе грузовых шасси. В этом плане, до определенной поры, английские броневики мало чем отличались от продукции других стран. Но ближе к началу Второй мировой войны появилось новое ответвление.
Английские бронеавтомобили времен Второй мировой войны известны, но далеко не все их типы. Поскольку англичане воевали на разных театрах боевых действий, их автопарк оказался весьма разнообразным. При этом самыми массовыми у них оказались броневики класса Scout Car, то есть разведчики. Машинки в габаритах нашего БА-64, двухместные, с пулеметным вооружением. И если у нас БА-64 был скорее вынужденным решением, то герой данного материала, Daimler Scout Car Mk.II, или Daimler Dingo Mk.II, являлся детищем вполне осознанной концепции. Причем эта самая концепция у англичан никуда не делась и после окончания войны.
Само появление Daimler Scout Car выглядело несколько неожиданно. Дело в том, что англичане в 30-е годы строили более солидные броневики. Конечно, можно вспомнить Morris Armoured Reconnaissance Car AC9/CS9 , работа над которым началась еще в 1935 году, но маленьким его назвать сложно. Что по массе, что по габаритам он схож с Sd.Kfz.222, а экипаж из 4 человек больше, чем у немца. Откуда же у английских военных появился такой таракан? Как это нередко бывало, исходник зарубежный, в данном случае австрийский.
В 1937 году на свет появился легкий броневик-разведчик Austro-Daimler ADSK. Изготовили их всего 5 экземпляров, но именно они послужили катализатором для появления английских «скаутов». Масса чуть больше 3 тонн, высота чуть больше полутора метров, полный привод, мотор в кормовой части — всё это привлекло внимание английского Военного Министерства. В 1938 году стартовал конкурс на создание английского Scout Car. От австрийской машины осталась только концепция.
Всего в конкурсе участвовало три фирмы — Alvis, BSA (точнее, Birmingham Cycles Ltd) и Morris Commercial. Из них английских военных заинтересовали две модели — Alvis Scout Car (Dingo) и BSA Scout Car. Обе машины получились странными, но BSA сделала более разумную модель. Впрочем, ее всё равно пришлось дорабатывать. Если Austro-Daimler ADSK имел закрытый кузов (с дыркой в крыше под пулеметную установку), то английские производители делали «кабриолеты» (то есть открытые сзади и сверху). Позже похожее решение было на броневиках Beaverette.
Финальный вариант Scout Car от BSA был уже более проработанным. Боевое отделение сделали закрытым, с подъемной крышей. При этом ряд технических решений, особенно связанных с передней частью корпуса, инженеры Birmingham Cycles Ltd позаимствовали у Alvis Dingo. Да и само имя позже также перекочевало на другую бронемашину. При этом производство броневика было решено запустить силами другой фирмы — Daimler. Она входила в Birmingham Small Arms Company, поэтому случилось простое перераспределение заказов внутри одной компании.
Может показаться странным, зачем делать такую маленькую боевую машину. Секрет прост: обратите внимание, англичане практически не пытались делать джипы. Это всё потому, что такой маленький броневичок (а он на полметра короче БА-64 и на 40 см его ниже) отлично подходил на роль разведчика и машины связи. Неспроста во время войны «скауты» делали на Humber и Morris Commercial. При этом детище BSA, выпускавшееся Daimler, отличалось передовой конструкцией шасси. Оно было не только полноприводным, но и полноуправляемым.
Daimler Scout Car начали выпускать с 1939 года. Надо сказать, что развитие бронемашины шло довольно быстрыми темпами. Связано это оказалось с отзывами из частей. В исходном виде Daimler Scout Car Mk.I выпускался недолго. Уже вскоре появилась версия Daimler Scout Car Mk.Ia, у которой крыша складывалась назад, ее клали на специальные опоры. Схожая конструкция была и у Daimler Scout Car Mk.Ib, на ней заодно изменили систему охлаждения. Также идея герметичного моторного отделения оказалась излишней, поскольку Daimler Scout Car редко ездили вброд.
Daimler Dingo Mk.I, как эти броневики еще называли, выпускались недолго. Наиболее массово их применяли во Франции в 1940 году (часть бронемашин захватили немцы) и в Северной Африке. Выяснилось, что концепция броневика, способного быстро ездить как вперед, так и назад, не особо востребована. Именно для этого и было нужно делать две управляемые оси. Возникла разумная идея отказаться от управления задней осью, впервые это реализовали на Daimler Scout Car Mk.Ib. Но в полной мере нововведение внедрили на Daimler Scout Car Mk.II, или Daimler Dingo Mk.II. Как раз о такой бронемашине и пойдет речь.
Следует отметить, что «каноничные» признаки разных модификаций, в случае с Daimler Dingo, являются условными. Дело в том, что Daimler Scout Car Mk.II выпускался несколько лет (начиная с 1941 года), за это время он несколько раз менялся. Но обычно это не прописывается. Автор данного материала тоже попался на данном моменте. С точки зрения конфигурации броневик больше похож на Daimler Scout Car Mk.III, именно так он и прописан на «Моторах Войны». Но совсем недавно проходила реставрация броневика, в ходе которой нашелся ее оригинальный шильдик. На нем написано Scout Car Mk.2, машина 1943 года выпуска, по серийному номеру аккурат экватор производства (всего 6626 броневиков, у этого экземпляра серийный номер 3523). Судя по наличию цвета Light Stone, исходно бронемашина находилась на африканском ТВД, но вскоре оказалась в другой местности.
На текущий момент это единственный Daimler Scout Car, находящийся в России. Вообще их сохранилось довольно много, но у нас они не особо известны. Хотя у броневика очень долгая карьера. Растянулась она на более чем полвека, при этом бронемашину часто дорабатывали. Прежде всего с точки зрения боевого отделения. Если во время Второй мировой войны с крышей боролись, то после войны крышу начали наращивать. А кое-где и ставили башни. Такова специфика применения.
В этом смысле БА-64 выглядит совсем не так плохо, как может показаться. В.А. Грачев создавал мобилизационную, но всё же полноценную бронемашину, с вращающейся башней. У Daimler Scout Car вооружение являлось скорее опциональным оснащением. То есть ручной пулемет BREN, конечно, поставить можно, но при этом придется открывать специальную заслонку в лобовом листе корпуса. Он, кстати, имеет толщину 30 мм. Вроде бы много, но добрую треть занимают лючки. То есть броня вроде и есть, а на самом деле…
Вообще тех, кто восхваляет Daimler Dingo, считая, что он лучше БА-64, неплохо сажать внутрь английского броневика. На «Моторах Войны» как-то раз мы проводили такой сравнительный показ, очень многое стало понятно. В том числе и то, почему отказывались от крыши. Она была по сути нужна только от дождя. Голову водителя защищала довольно узкая полоска брони, чтобы не попасть под пулю, требовалось пригнуться. Уже так себе удобство. А еще водитель сидит чуть бочком. Спасибо форме корпуса с «клювом».
Еще более интересно места командира/пулеметчика. При таком тесном боевом отделении/отделении управления сиденье сделано вращающимся. Нет, это не прихоть инженеров, имеется минимум два обоснования. Первое — слева находится эвакуационный люк, чтобы выйти, надо сиденье повернуть. Правда, чаще делали ноги через крышу, которую обычно держали сложенной. Вторая причина менее известная. Опционально могла крепиться зенитная установка Lakeman Mount, на которой подвешивался всё тот же пулемет BREN. Она, правда, была неудобной, поэтому применялась редко.
Очень маленькие габариты привели к тому, что компоновка у броневика очень плотная. Настолько, что топливный бак находится прямо внутри боевого отделения. Если что, экипажу Daimler Scout Car будет очень жарко. Впрочем, ругать тоже надо без особого пристрастия. Как машина для разведки Daimler Dingo вполне удачная. Да и пользоваться радиостанцией вполне удобно, для этого, в том числе, сделано поворотное сиденье командира.
Пару слов стоит сказать про съемный верх. Как раз с ним связана ошибка с определением модификации. Считается, что брезентовый верх появился на Daimler Scout Car Mk.III, но на самом деле нет. У броневика 1943 года выпуска он тоже брезентовый. Одновременно появилась одна интересная штука. На машинах с жестким верхом имелись подушки с внутренней стороны крыши. Они были нужны не только для того, чтобы не биться головой, но и использовались как сиденья. Так вот, откидная походная сидушка была введена вместе с мягким верхом. На ней восседал командир.
Чем же так приглянулась концепция Austro-Daimler ADSK, что во время войны английская промышленность выпускала аж несколько типов «скаутов»? Ответ лежит на поверхности. Броневик не очень удобный, но очень шустрый. В отличие от джипа, у него имелась противопульная броня, что важно при встрече с пехотой противника. Машинка довольно дешевая и массовая, с высокой проходимостью. Неудивительно, что у Daimler Scout Car появились наследники. Австрийского прародителя очень быстро забыли, в отличие от английского идейного потомка.
Напоследок следует отметить, что после войны в СССР и Англии по-разному подошли с точки зрения концепции бронемашины-разведчика. У нас взяли на вооружение американский «Скаут», создав БТР-40, а затем БРДМ. Получилась удачная многоцелевая бронемашина. Англичане же взяли на вооружение концепцию Daimler Scout Car, но теперь, подобно БА-64, экипаж сидел не плечом к плечу, а один за другим. Daimler Ferret также получился удачным броневиком, но по иной концепции. То есть универсальных решений задач не бывает, у каждого свой подход.
источник: https://dzen.ru/a/ZKkPsAB_-RzubIwW