Юрий Пашолок. Ранний Pz.Kpfw.IV из Музея Техники для киносъемок

14

Рассказ о раннем варианте Pz.Kpfw.IV, который был восстановлен мастерской Музея Техники Вадима Задорожного для киносъемок

Когда раньше были нужны танки для съемок военно-исторических картин, все дороги вели к военным, что вполне логично. Но одно дело, когда речь идет о более-менее современной технике, а другое, когда требуется техника старая, тем более зарубежная. Некоторое время, конечно, можно было использовать танки, которые находились в музеях (в 60-е годы они иногда появлялись в фильмах), но в дальнейшем приходилось искать чего попроще. Обычно вопрос решался изготовлением макетов на базе советских танков, а порой и вовсе минимальной доработкой вроде рисования крестов.

На съемках фильма "Василий Тёркин"

На съемках фильма «Василий Тёркин»

Прогресс, как известно, не стоит на месте, касается это и киноиндустрии. Поскольку на технику времен Второй мировой войны есть спрос, то постепенно появляется и предложение. Результатом стало появление более-менее нормально выглядящих макетов танков и другой бронетехники. Нередко это не полные новоделы, а машины, частично состоящие из фрагментов, найденных на полях сражений. К таким машинам относится танк, который находится в собственности студии «Военфильм». Это Pz.Kpfw.IV, восстановленный по типу машин ранних версий.

Он же на съемках "Подольских Курсантов"

Он же на съемках «Подольских Курсантов»

Когда-то единственным доступным танком данного типа, находящимся на территории России, был Pz.Kpfw.IV Ausf.G из Кубинки. В самом начале 2000-х танк восстановили до ходового состояния, после чего его ждали не только праздничные мероприятия, но и несколько фильмов. После того, что с ним творилось на «Утомленных Солнцем-2», стало понятно — лучше уж делать макеты, чем так издеваться над музейным уникумом. К счастью, эти времена прошли.

Тактические знаки тогда использовались съемные

Тактические знаки тогда использовались съемные

Спустя лет эдак 10 ситуация изменилась. Во-первых, заход к военным больше не работает, из парка «Патриот» технику не вытащить на съемки. Только ради этого можно было построить парк, Pz.Kpfw.IV Ausf.G теперь стоит в музейном секторе парка и никуда ехать не собирается. Во-вторых, постепенно у нас дошли до изготовления техники, которая выглядит вполне прилично, а главное, ее не жалко использовать для киносъемок. И с каждым годом данный процесс набирает обороты.

Для кинотанка получилось вполне убедительно

Для кинотанка получилось вполне убедительно

В этом смысле крайне полезным оказался художественный фильм «Подольские Курсанты». Специально для него в мастерской Музея Техники Вадима Задорожного было построено несколько танков. Среди них было и два Pz.Kpfw.IV. Про один из них уже рассказывалось, эта машина больше похожа на Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Вторая машина создавалась с претензией на схожесть с более ранним танком — Pz.Kpfw.IV Ausf.C. Эта версия была самой массовой на начало Второй мировой войны, да и в 1941 году их хватало.

Всего лет 10-15 назад немецкие танки для кино выглядели совсем иначе

Всего лет 10-15 назад немецкие танки для кино выглядели совсем иначе

Получилось сделать именно такую модификацию отчасти, поскольку машины изготовляются из кусков, а нужные детали попадаются далеко не всегда. Pz.Kpfw.IV Ausf.C был далеко не самым массовым танком, детали от него — большая редкость. Поэтому частично машина имеет детали от более поздних танков. В этом смысле стоит заострить внимание на один важный момент. Дело в том, что данный танк воссоздавался, прежде всего, для съемок в кино. Поэтому внимание к деталям, конечно, дело важное, но не первоочередное.

Где могли, брали подходящие по периоду детали

Где могли, брали подходящие по периоду детали

Стоит вспомнить, что не так давно альтернативой такому танку были мосфильмовские поделки на базе Т-44, похожие на немецкий танк, если сильно выпить и смотреть на них в темноте. Поэтому использование деталек от более поздних версий «четверки» именно в данном случае не является особо критичным. Безусловно, более аутентичный вид приветствуется, но стоит напомнить, что ранних Pz.Kpfw.IV сохранилось всего 5 штук, из них ходовой всего один, а вопросов по аутентичности нет только к 4 танкам.

Агрегаты, естественно, современные

Агрегаты, естественно, современные

Подход в виде изготовления танков из фрагментов является для киноиндустрии оптимальным. Да и не только для нее. Ранние Pz.Kpfw.IV, как и Pz.Kpfw.III, крайне востребованы на самых разных активностях, включая военно-исторические реконструкции. Для последних, кстати, реплики Pz.Kpfw.IV уже строили, но они явно не дотягивают до того уровня, что указанный танк. Тут можно придираться к мелочам, но в целом машина выглядит очень даже убедительно.

У Pz.Kpfw.IV Ausf.B-C лобовая плита подбашенной коробки была спрямленной. Позже ее сделали снова ломанной, окончательно вернув прямой лист на Pz.Kpfw.IVAusf.F

У Pz.Kpfw.IV Ausf.B-C лобовая плита подбашенной коробки была спрямленной. Позже ее сделали снова ломанной, окончательно вернув прямой лист на Pz.Kpfw.IVAusf.F

Одним хитрым, и одновременно правильным моментом является ситуация с пушкой, точнее, с ее макетом. При сборке машины было сделано так, что его опционально можно заменить на более длинный «хобот», то есть на 7,5 cm KwK 40. Тем самым танк конфигурации 1941 года можно оперативно переделать в машину конфигурации 1942-44 годов. Такая опция есть у обоих Pz.Kpfw.IV, которые восстановлены в музейной мастерской.

Кормовой фонарь NOTEK

Кормовой фонарь NOTEK

Не менее важным моментом является то, что данный танк хорошо ездит. Внутри современные агрегаты, которые позволяют использовать «четверку», что называется, на все деньги. Для этого танка «Подольские Курсанты» были первым, но далеко не последним фильмом. В данном случае рабочие моменты картины «Василий Тёркин», которая снимается режиссером Кареном Геворкяном. Там танк очень убедительно возглавлял колонну немецкой техники.

Пушка у танка съемная, чтобы можно было ставить более длинное орудие

Пушка у танка съемная, чтобы можно было ставить более длинное орудие

Можно уже смело говорить о том, что на ниве реквизита для кинокартин у нас наблюдается существенный прогресс. Кое в чем уже обгоняем зарубежные картины. По крайней мере, создать полноценную колонну немецкой техники на первую половину войны можно только у нас. За рубежом, правда, тему боев 1939-42 годов редко охватывают, ибо зрителю более интересна Нормандия. Тем не менее, есть чем гордиться (без иронии), прогресс в вопросе кинотехники впечатляющий.

Наиболее заметная условность - смотровые приборы в бортах башни. В целом же "шляпа" получилась вполне неплохо

Наиболее заметная условность — смотровые приборы в бортах башни. В целом же «шляпа» получилась вполне неплохо

По большому счету, для полноты картины не хватает только ходовых Pz.Kpfw.III. Такие танки музейная мастерская восстанавливала, но в статическом исполнении. Как будут ходовыми, вопрос с немецкой бронёй для «фильмов про войну» с временным периодом 1941-42 годы будет снят окончательно. В этом плане выиграют, прежде всего, зрители. Всё меньше шансов увидеть мосфильмовскую фанерную бутафорию.

источник: https://dzen.ru/a/ZtSU5cw7p2kO1TVf

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account