История польского артиллерийского тягача C2P, построенного на базе танкетки TK-S
В 20-е годы появилась мода на разработку различных спецмашин, базой для которых служили танки или их более мелкая разновидность — танкетки. В то время имелся большой дефицит подобной техники, и столь рациональное использование уже имеющихся в наличии шасси выглядел разумным. Ввели эту моду англичане, прежде всего благодаря танкеткам Carden-Loyd. Путем нехитрых действий из танкетки получался, например, легкий артиллерийский тягач. Этот фокус довольно быстро оценили в армиях других государств, причем бывали случаи, когда сама танкетка не получалась, а вот тягач на ее базе — вполне. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить историю Renault UE. Именно танкетку французская армия так и не получила, а вот транспортер, родившийся из концепции танкетки, стал самой массой гусеничной боевой машиной французской армии.
В дальнейшем англичане перешли от танкеток к более тяжелым «патрульным» танкам, которые также обзавелись различными вариациями. Впрочем, на сей раз именно трактора не особо получились. Хотя всё же эти разработки имели определенный результат для мирового танкостроения. Порой неожиданный: немецкий Pz.Kpfw.I родился как раз из результатов изучения подобного тягача, купленного немцами окольными путями. Насмотревшись на подобные эксперименты, артиллерийские тягачи подобной концепции создали в СССР и Японии. Наконец, кто-то снова внимательно посмотрел на танкетки и решил, что эта база всё же не так безнадежна. В данном случае речь идет о польской армии.
Так исторически сложилось, что основная масса бронетанковой техники польской армии имела английское происхождение. Самым массовым из них стала танкетка семейства TK (TK-3, TK-F, TK-S). Польский вариант танкетки Carden-Loyd Mk.VI довольно быстро стал рассматриваться как многоцелевая машина. На вооружение польской армии TK-3 приняли в июле 1931 года, а уже вскоре появилась идея создания на этой базе артиллерийского тягача. Впервые польский Генеральный Штаб поднял вопрос о создании такой машины в октябре 1931 года. Несмотря на то, что работы по созданию машины шли долго, итоговый результат получился вполне удачным. На свет появился легкий артиллерийский тягач C2P. Он стал самым массовым гусеничным тягачом польской армии.
Существенным отличием идеи польского Генерального Штаба от похожих разработок стала весовая категория орудийной системы, которую должен был таскать перспективный тягач. В то время, как та же Renault UE предназначалась для перевозки миномета, а позже противотанковой пушки, польская машина должна была тащить 75-мм полевое орудие. Тем самым задача усложнялась. Задание на разработку получил WIBI (Wojskowy Instytut Badań Inżynierii, Военный Институт Конструкторских Исследований). Машиной занялось конструкторское бюро по разработке бронетанковой техники (Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych, сокращённо — BBT Br.Panc.). Непосредственное руководство работами по тягачу возглавили Януш Лапужевский, а также инженер А.Шмидт. Общий надзор по программе тягача осуществлял Рудольф Гундлях. Первые проектные наработки по машине появились в 1932 году, а опытный образец машины построили в марте 1933 года.
К моменту, когда опытный образец тягача вышел на испытания, под руководством Эдварда Габиха создавалась улучшенная танкетка — TK-S. Одним из главных отличий стал мотор FIAT 122, который ставился на грузовик FIAT 621. Также была доработана ходовая часть, включая элементы трансмиссии. По этой причине опытная машина именовалась как «артиллерийский тягач TK-S». Как и предполагалось, основной задачей тягача была перевозка 75-мм полевой пушки wz.1897 (французская полевая пушка Canon de 75 Mle.1897). Поскольку пушка имела деревянные колеса, перевозить ее предполагалось на специальном прицепе. Опытный образец тягача выглядел немного неказисто, но внешний вид тут не главное. Машина получил доработанную ходовую часть, в частности, ленивец опустили вниз, увеличили в диаметре, также он получил индивидуальную пружинную подвеску.
Испытания машины шли в 1933-34 годах. Общие их итоги оказались скорее положительными, машина вполне уверенно таскала полевую пушку. Вместе с тем, некоторые выводы отлично пересекаются с теми, которые можно увидеть в отчетах НИБТ Полигона по арттягачам. Польские испытатели указывали, что для подобных машин требуется иной мотор, в идеале дизельный. Как раз такой мотор Saurer предполагался на новом танке 7TP. Вместе с тем, мотор этот был не особо массовым и дорогим, а для машины подобного класса грузового мотора FIAT, в принципе, вполне хватало. На испытаниях средняя скорость тягача, вместе с орудием, составила 13,5 км/ч, для езды в колонне более-менее сносно. Естественно, была высказана масса пожеланий по поводу доработки машины, но в целом она выглядела вполне неплохо.
Работы по машине шли довольно долго, при этом опытный образец машины постепенно дорабатывался. Наконец, в 1936 году у машины появилась новая задача. На вооружение польской армии вставало зенитное орудие 40 mm wz.36 Bofors, которое требовалось чем-то таскать. Для обычного грузовика зенитка была тяжеловата, а вот перспективный тягач выглядел вполне подходящим вариантом. Тем более что по итогам доработок машина, получившая мотор FIAT 122B, стала порезвее. С прицепом массой 1,5 тонны она развивала скорость около 30 км/ч, это уже что-то. Испытания, проводившиеся с января по сентябрь 1936 года, показали, что машина неплохо справляется с поставленными для нее задачами. Возил тягач и 40 mm wz.36 Bofors. Результаты испытаний стали основанием для того, чтобы начать рассмотрение о запуске тягача в серию.
В переписке машину именовали C2T (Ciągnik 2-tonowy), но в 1937 году ее приняли на вооружение как C2P. По сути ничего особо не поменялось — 2-тонный артиллерийский тягач. Теперь, вместо 75-мм пушки, он становился штатным тягачом 40 mm wz.36 Bofors. Во всё том же 1937 году началось серийное производство машины. В целом она вполне неплохо соответствовала задачам, для которых создавалась. За счет удлинения базы с 2120 до 2380 мм машина имела более высокую продольную устойчивость, чем танкетка TK-S. Также машина имела более современную конструкцию, например, она получила планетарные бортовые передачи. Правда, имелось одно «но» — машина была очень маленькая. Экипаж составлял всего 4 человека, включая водителя, а расчет у 40 mm wz.36 Bofors был 6. Да и расчет других орудий оказывался больше числа посадочных мест.
Отчасти проблема вместимости машины стала причиной того, что C2P рассматривали скорее как временное явление. По сути поставки в войска начались к 1938 году, к тому моменту тягач на базе танкетки смотрелся слегка архаично. Посему началась работа над потенциальным сменщиком — колесным полноприводным тягачом PZInż. 343. Польские военные внимательно смотрели на то, что делала французская армия, а там активно шла работа по колесным тягачам с полным приводом. Также еще в 1937 году появился второй потенциальный сменщик — PZInż 152, на базе танка-разведчика PZInż 140. Что же касается C2P, то он скорее был той самой синицей в руках. Да и не таким уж и плохим был этот тягач, особенно если сравнивать с Renault UE. Ни к удельной мощности, ни к подвижности вопросов явно не имелось, машина получилась довольно резвой. Стоит также добавить, что на базе C2P прорабатывался легкий истребитель танков TKS-D, правда, далее двух опытных образцов дело не продвинулось.
Несмотря на вопросы о перспективах C2P, машина получилась вполне массовой. К началу Второй мировой войны PZInż успел изготовить и передать в войска 196 таких тягачей, которые, как и предполагалось, использовались как тягачи 40-мм зенитных пушек. Помимо самих орудий, C2P использовались как подвозчики боеприпасов. В дальнейшем предполагалось сдать еще 117 штук, судя по всему, что-то даже успели выпустить. По крайней мере, среди польских исследователей нет единого мнения.
C2P разделили судьбу польской армии. Те тягачи, которые не были уничтожены, оказались в руках немцев. Позже они получили обозначение Artillerie Schlepper C2P (p). Разговор обычно идет о единичных экземплярах, но вообще трофейных C2P попадается не так уж и мало. Машина была довольно простой и надежной, а проблем с деталями на мотор FIAT 122B не наблюдалось. Это стало причиной, почему некоторые экземпляры прослужили довольно долго. Один и вовсе судьба забросила в Испанию. Далее машину помотало по миру, наиболее известна она по Музею Победы в Оберне, США. После банкротства музея тягач вернулся в Польшу. Ныне его можно видеть в танковом музее, что в Познани. Еще один C2P был восстановлен коллекционером Адамом Рудницким, ныне он находится в военном музее Варшавы. Наконец, есть еще третья машина, которая еще ждет своего часа.
Напоследок стоит упомянуть, что один из C2P оказался в Советском Союзе. Это был двойной трофей: 6 октября 1939 года ее утащили с немецкого СПАМ, который сформировали в Томашув-Любельском. Лихой отряд 24-й легкотанковой бригады умудрился оттуда дернуть целую кучу машин, включая даже пару немецких Pz.Kpfw.II. Захваченный C2P оказался в неходовом состоянии. По этой причине на НИБТ Полигоне, куда прибыла машина, использовали запчасти с танкеток TK-S. Благодаря этому удалось провести сокращенные испытания машины.
В начале 1941 года C2P, или, как его назвали на полигоне, тягач PZInż, преодолел 148 километров, из них 118 по заснеженному шоссе, и 30 по проселку. Средняя скорость по шоссе составила 29 км/ч, с прицепом 26,2 км/ч, а по проселку с прицепом 11,6 км/ч. Столь низкая скорость по проселку связана с изношенностью мотора и крайне тяжелыми дорожными условиями. Машине пришлось преодолевать снег глубиной 40-50 см. В целом испытатели довольно прохладно отнеслись к машине, интерес вызвали только планетарные бортовые передачи. Такое отношение вполне объясняется тем, что к началу 1941 года машина явно устарела. Но по факту для Польши C2P выглядел вполне себе достижением. Из танкетки создатели машины смогли выжать максимум.
Список источников:
-
-
- Czołg rozpoznawczy TK-S Militaria I Fakty 31, AJAKS, 2006
- derela.pl
- РГВА
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/YpdRCzppHFQIf3xK?&