Юрий Пашолок. «…плюс электрификация всей страны»
Проект самоходной мины «Электротанк» от инженера-электрика Богун-Добровольского.
Одним из наиболее известных образцов «секретного оружия» немецкой армии является самоходная мина Goilath, она же Leichte Ladungsträger. Данная конструкция, созданная фирмой Borgward из Бремена, создавалась как инженерная машина, предназначенная для создания проходов в линиях обороны, включая и минные поля. Особенностью «Голиафа» было использование электромоторов как движители (впрочем, позже появилась более дешевая версия Sd.Kfz.303, оснащенная двигателем внутреннего сгорания) и управление по проводам. Впрочем, какой-то высокой эффективности одноразовые инженерные машины не добились. Одно дело пропагандистские ролики, а совсем другое — реальность. А вот в реальности получилась довольно дорогая штука (цена от 1000 до 3000 рейхсмарок), также не особо высокой оказалась и эффективность. Попытки использовать «Голиаф» как истребитель танков тоже оказались не особо успешными. Самое же главное, что немцы были едва ли не последними, кто создал подобные аппараты. На самом деле предки Leichte Ladungsträger существовали еще в годы Первой мировой войны, прежде всего, ими занимались французы. Подобные аппараты даже существовали в виде серийных изделий, но не успели применить. Основной их задачей было совсем не уничтожение танков, создавали их для уничтожения вражеских заграждений и преодоления линий обороны. Собственно говоря, ровно то же самое, что и позже сделали немцы. Так что немецким данное изобретение является ровно так же, как и электромеханические трансмиссии для танков. Французы в этот момент начинают громко смеяться.
Смеяться начинают по этому поводу и в Советском Союзе. Первые идеи для чего-то подобного также появились еще в Первую мировую войну, а инженерные машины с зарядом взрывчатки применяли с советско-финскую войну. Причем это была машина посложнее — с радиоуправлением. Впрочем, к одноразовым машинам у нас быстро охладели, поскольку дорого, посему основной идеей было использование «зарядного ящика», который должен был довозить телетанк и сбрасывать. После начала войны данные работы прекратились, но при этом военинженер 3-го ранга А.П. Казанцев (тот самый, кто позже стал писателем-фантастом) создал серию танкеток, которые по концепции здорово напоминали Leichte Ladungsträger. Больше того, применили их там же, где состоялся боевой дебют «Голиафов» — на Крымском фронте. Правда, к идее быстро охладели, потому как было дорого, сложно и не очень эффективно. Самое интересное, что Казанцев был совсем не одинок. Аналогичные идеи гуляли в головах целого ряда изобретателей, очень похожих предложений найдется десятки. Об одном из них и пойдет речь. Датировано оно концом июля 1941 года, автором являлся инженер-электрик А.И. Богун-Добровольский, который трудился на 9-й ГЭС Ленэнерго. Можно сказать, профильная профессия. Кстати говоря, окончил он ленинградский Политех и некоторое время трудился на Кировском заводе, так что кое-что о конструкциях гусеничных машин знал.
Суть предложения заключалась в выпуске большого количество инженерных машин, которые автор назвал электротанками (ЭТ). По мнению автора, подобные машины могли выпускаться и как средство обороны, и как средство нападения. Несмотря на некоторую схематичность предлагаемой Богун-Добровольским конструкции, ее концепция была вполне реальна и проста. Собственно говоря, о предлагал ровно то же самое, что и Казанцев, и Borgward. Боевая машина управлялась по проводам, при этом катушка находилась не в машине, а на месте пункта управления. Также питание производилось не от аккумуляторов внутри машины, а от внешнего питания. Эти недостатки автор указывал, но одновременно оно было и достоинством. Не требовалось эти самые аккумуляторы ставить в машину, кроме того, увеличивалась полезная нагрузка непосредственно на борту машины.
Сама «электроторпеда» максимально соответствовала названию. Постояла она из минимального числа агрегатов. Основой служил фугасный заряд массой до 200 кг, который заключался в корпус, чем-то напоминающий большой снаряд, или авиабомбу. Сверху крепился броневой лист, который прикрывал заряд от вражеских пуль и осколков, а заодно и создавал жесткость конструкции. К корпусу заряда крепился гусеничный движитель, а сзади стояло два электромотора. Принцип управления был ровно тот же, что и у «Голиафа». При нажатии двух кнопок на пульте машина ехала вперед, этими же кнопками производилось и маневрирование. Третий провод отвечал за подрыв машины. Впрочем, имелись отличия по применению. С самого начала изобретатель указывал, в качестве приоритетных целей, не инженерные сооружения, а вражеские танки и скопления живой силы. С учетом массы заряда, подрыв такой штуки не сулил ничего хорошего. Естественно, укрепления и инженерные сооружения также находились в списке целей, но уже во втором приоритете. Также Богун-Добровольский предлагал сделать специальный пульт управления, совмещенный с биноклем.
Несмотря на некоторую схематичность, конструкция электротанка была выполнена вполне грамотно с концептуальной точки зрения. Продумал Богун-Добровольский и экономическую сторону вопроса. По его прикидкам, изначальная стоимость такой сухопутной торпеды составляла 5000-6000 рублей, в случае запуска в крупную серию стоимость падала на 15-20 процентов. Подчеркивалось, что в предлагаемой объяснительной записке не приводилось каких-то расчетов или проработки ходовой части, она требовалась в случае, если идеей заинтересуются. Во многом это и стало причиной, почему идею забраковали. Таких предложений имелось большое количество, и как раз в это самое время своей машиной занимался Казанцев. Он, кстати говоря, также серьезно занимался экономической составляющей, делая свою ЭТ-627 максимально простой и подчас примитивной. На этом фоне предложение Богун-Добровольского попросту затерялось. Тем не менее, идея была вполне зрелой, просто оказалась не в том месте и не в то время.
Источники
- ЦАМО РФ
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/plius-elektrifikaciia-vsei-strany-5f93ccaed2b7e41288b85f4b