Юрий Пашолок. Немецкая полевая гаубица с финской пропиской

15

Юрий Пашолок. Немецкая полевая гаубица с финской пропиской

Рассказ о немецкой полевой гаубице 10,5 cm leFH 18, ныне находящейся в экспозиции Музея Победы

Артиллерия часто имеет ничуть не менее богатую историю, чем те же танки или самолеты. Они такие же живые участники исторических событий, как другие образцы вооружения и военной техники. В ряде музеев есть орудия, которые знамениты расчетами, которые на них воевали. Либо участием в каких-то важных событиях. Впрочем, хватает и образцов, которых помотало по свету, что делает их историю не менее интересной. Порой их более поздняя история не менее интересна, чем боевая карьера.

10,5 cm leFH 18M, она же 105 H/33, выставка "Моторы Войны" в 2012 году

10,5 cm leFH 18M, она же 105 H/33, выставка «Моторы Войны» в 2012 году

В экспозиции Музея Победы (как ныне называется Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонке) есть немало образцов немецкой артиллерии. Большинство из них находится на уличной экспозиции, которая ныне отдельный музей — Г.О.Р.А. Между тем, есть тут и орудие, которое находится не в основной экспозиции. В отличие от остальных немецких артиллерийских систем, оно не трофейное, а приехало в Россию не столь и давно. Речь идет о 105-мм полевой гаубице leFH 18, которая долгое время служила в составе финской армии.

Она же вскоре после прибытия в музей

Она же вскоре после прибытия в музей

Так исторически сложилось, что значительный объем артиллерии финской армии составляли орудия русской армии, оставшиеся после объявления независимости Финляндии. Были среди них и гаубицы, в том числе калибра 122 мм. Вместе с тем, у соседей, прежде всего шведов, на вооружении находились гаубицы калибра 105 мм. Распробовали эти орудия финны после того, как получили от немцев 105-мм гаубицы Škoda H2, которые исходной предназначались для Латвии. Орудия прибыли летом 1941 года и неплохо себя показали, хотя определенные недостатки вылезли — недостаточная живучесть ствола и деревянные колеса (финны переставили их на колеса от трофейных советских орудий, что устранило проблему).

Официально это leFH 18M, но есть нюансы

Официально это leFH 18M, но есть нюансы

С точки зрения использования как полевой артиллерии переднего края 105-мм гаубицы оказались полезными системами. Поэтому далее финские военные обратились к соседям, то есть к Швеции. У Bofors имелась в производстве 105-мм гаубица 10,5 cm haubits m/40. Финны к ее предшественнице присматривались еще до советско-финляндской войны, причем с точки зрения лицензионного производства. Но как-то всё не получалось. В итоге только с 1943 года VTT и Tampell начали выпуск орудий, которые именовались как 105 H/37. Всего изготовили 140 орудий, что слегка так маловато. Поэтому финны снова обратились к немцам.

В таком виде гаубица почти 10 лет простояла в лесу

В таком виде гаубица почти 10 лет простояла в лесу

Иронично, что финские военные оказались не первыми из представителей Скандинавии, кто обратился к немцам за гаубицами их производства. Еще в 1939 году шведы купили 24 гаубицы leFH 18, а в 1942 году приобрели еще 110 штук. Как раз для их перевозки выпускался артиллерийский тягач Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT). С учетом того, что шведы сами выпускали орудия аналогичного класса, в том числе и на экспорт, выглядела ситуация забавно. Впрочем, с финским заказом история оказалась еще более забавной.

Стояла она со всем своим ЗИП

Стояла она со всем своим ЗИП

Везде указывается, что Финляндия получила 53 гаубицы leFH 18M, которые получили обозначение 105 H/33. На самом деле это не совсем так. Если Швеция получила новые орудия, то Финляндия, можно сказать, сэконд хэнд. Действительно, наличие двухкамерного дульного тормоза говорит о модернизации до уровня leFH 18M. Но это совсем не означает, что речь идет о новых орудиях. Героиня данного материала соврать не даст.

В таком богатом сохране немецкие орудия - редкость

В таком богатом сохране немецкие орудия — редкость

Официально на вооружение вермахта 10,5 cm leFH 18 была принята в 1935 году. Вот только реальный выпуск начался раньше. Орудие, которое сейчас находится на Поклонке, имеет серийный номер ствола 498, выпущена оно в 1935 году. Самое интересное заключается в том, что орудие попало в переходный период, когда уже был не совсем чтобы рейхсвер, но еще не вермахт. «Курицу» Waffenamt нового типа орудие не получило, что само по себе огромная редкость.

Сошники в походном положении

Сошники в походном положении

Второй момент, который также указывает на «подержанный» статус орудия, связан с колесами. Типичным для 10,5 cm leFH 18 исполнением являлись цельнометаллические колеса с различными вариантами бандажей. Более поздние орудия получили более толстые резиновые бандажи, что повысило их скорость перевозки. В данном же случае колеса деревянные, с резиновыми бандажами. Это признак гаубиц раннего выпуска. Сами финны пишут, что орудия были новыми. У меня для них плохие новости…

Всего финская армия получила 53 такие гаубицы

Всего финская армия получила 53 такие гаубицы

Уже далее, после 1940 года, старые гаубицы стали модернизировать. Помимо двухкамерного дульного тормоза, они получали переработанные прицелы, со шкалой, которая соответствовала и более поздним орудиям 10,5 cm leFH 18/40. Эти системы, в количестве 8 штук, финны также приобретали, они несли обозначение 105 Н/33-40. Собственно, вот и вся модернизация. К слову, наличие разных гаубиц больших проблем финским артиллеристам не доставило. Дело в том, что боеприпас у шведской, чешской и немецкой гаубиц был одинаковым.

Треугольные катафоты - чисто финский элемент

Треугольные катафоты — чисто финский элемент

Героиня данного материала прибыла в Финляндию в марте 1944 года, получив номер лафета 183. Вероятнее всего, попала в состав 23-го дивизиона легкой артиллерии. Боевая служба для нее началась в июне 1944 года, за этот месяц было произведено 142 выстрела. Наиболее интенсивно орудие применяли в первой половине июля 1944 года, за это время произвели 435 выстрелов. За вторую половину июля было уже 36 выстрелов, за первую половину августа 70, за вторую половину 20 и за первую половину сентября всего 9. Всего же до середины июня 1945 года орудие произвело 773 выстрела.

Оригинальный цвет под крышкой тубуса под банник

Оригинальный цвет под крышкой тубуса под банник

На этом служба 105 H/33 отнюдь не окончилась. Следующие стрельбы, уже учебные, провели в 1947 году. Годом спустя орудие прошло капремонт, на орудийном щите появились треугольные катафоты. Также немецкие лопаты заменили на финские. В остальном же орудие сохранило свою исходную конфигурацию. При этом орудие продолжало находиться на вооружении финской армии.

leFH 18 была одной из лучших гаубиц в своём классе

leFH 18 была одной из лучших гаубиц в своём классе

Последний расчет данного орудия был сформирован в 1994 году, а последняя окраска — в 2002 году. Такой долгой карьере можно только позавидовать. В начале 2000-х, наконец, орудие отравилось на хранение. После чего появилась возможность его приобрести. Продавал гаубицу один из тех, кто на ней раньше служил. С ним договорились, была произведена оплата и… человек пропал.

Дульный тормоз - главное отличие leFH 18M

Дульный тормоз — главное отличие leFH 18M

Была мысль, что он взял деньги и исчез. На самом деле история оказалась более интересной. Человек поехал на отдых в Таиланд, где его и накрыло печально известным цунами в декабре 2004 года. Ему повезло — он выжил, в отличие от друга, с которым поехал на отдых. А дальше несколько лет лечения, поэтому он и пропал с поля зрения. Снова удалось связаться спустя более чем пять лет. Все договоренности остались в силе, осталось только деактивировать гаубицу и вывезти ее.

Гаубица выпущена в 1935 году

Гаубица выпущена в 1935 году

Вот тут случился еще один казус. Как уже говорилось выше, орудие стояло на консервации с 2002 года. В лесу. К нему никто не ходил, гаубица стояла со всем своим ЗИП-ом, никто ничего не свинтил. Нюанс в том, что за 9 лет дорога в орудию заросла, превратившись в молодой лес. Поэтому пришлось рубить просеку, чтобы вызволить гаубицу из западни.

А так она именовалась в финской армии

А так она именовалась в финской армии

Наконец, ближе к концу 2011 года гаубица, наконец, прибыла в Россию. Она оказалась в коллекции Вячеслава Лен. Поначалу она была нужна для того, чтобы укомплектовать САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f), но когда выяснилось, какой приехал раритет, уже ни у кого бы не поднялась рука использовать ее как источник ствола. Так на выставке «Моторы Войны» появился новый, очень редкий экспонат.

Прицел доработан под стандарты leFH 18M

Прицел доработан под стандарты leFH 18M

По большому счету, реставрация орудию не требовалась от слова совсем. За 9 лет стояния в лесу немного выцвела краска, но ее оттерли, и этого вполне хватило. Саму гаубицу уже давно не видел, но вряд ли ее перекрашивали. Немного рассохлось дерево у орудийного ЗИП, но в целом менять его смысла нет. Да и не на что. С финским и немецким шанцем дела в России как-то не очень.

Деревянные колеса использовались на ранних гаубицах

Деревянные колеса использовались на ранних гаубицах

В дальнейшем гаубица, как и часть экспонатов выставки, пополнили коллекцию музея. Они остались на «Моторах Войны», а вторая такая выставка появилась в парке «Патриот». Просуществовала она до осени 2021 года, а в декабре того же года «Моторы Войны» открылись на Рогожском валу в Москве. Сейчас те «Моторы Войны», что на Поклонке, временно не работают, да и вывеска изменилась. Но сама выставка осталась.

Классика. Два колеса, два разных производителя резины

Классика. Два колеса, два разных производителя резины

Если кто-то интересуется немецкой артиллерией, и хочет увидеть «классическую» leFH 18, стоит идти на Поклонку. Пока выставка на ремонте, но позже должна открыться. Можно, конечно, также посмотреть «классическую» leFH 18 (с цельнометаллическими колесами и без дульного тормоза) на заднем дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Но она на улице и доступ обычно к ней во время акции «Ночь в Музее».

источник: https://dzen.ru/a/ZdxMJtgebnj0-4fq

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account