Юрий Пашолок. Наработки Третьего рейха для Четвёртой республики

14
Юрий Пашолок. Наработки Третьего рейха для Четвёртой республики

Юрий Пашолок. Наработки Третьего рейха для Четвёртой республики

Статья Юрия Пашолока с сайта WARSPOT.

После окончания Второй мировой войны французское танкостроение стало в значительной степени опираться на наработки немецких коллег. Их достижения во многом отразились на проекте французского тяжёлого танка AMX M4, который стал предшественником AMX-50. Хотя дело до серийного производства этой машины не дошло, она оставила свой след в истории мирового танкостроения. Вот как начиналась история этого танка.

Несмотря на оккупацию немцами Франции, проходившую в два этапа (летом 1940-го и осенью 1942 года), французская танкостроительная школа не прекращала свою активность ни на минуту. Даже в условиях оккупации в обстановке строжайшей секретности шли работы по проектированию новых образцов бронетанковой техники, а также глубокой модернизации состоявшей на вооружении. Наибольший прогресс наблюдался на мощностях Ateliers de construction de Rueil (ARL) из Рюэй-Мальмезон, что к западу от Парижа. Помимо целого ряда проектов довоенного периода, в активе бывшего танкового производства артиллерийского гиганта APX была такая машина, как SARL 42 (Somua-ARL 42), разработанная в 1942 году. В ноябре 1944 года на ARL началось проектирование тяжёлого танка, в котором максимально использовался опыт работ по SARL 42 и среднему танку B1 ter. Также в разработке танка максимально использовался опыт изучения немецкой трофейной техники, и в особенности тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. В 1946 году на испытания вышел первый прототип танка ARL 44.

Впрочем, французские военные отчётливо понимали, что проектируемая машина — не более чем временная мера. Стремительно развивавшиеся в годы Второй мировой войны технологии делали разработку ARL устаревшей ещё на стадии проектирования. Достаточно сказать, что ходовая часть танка, как и в значительной степени конструкция его корпуса, восходила не то что к 30-м, а к середине 20-х годов. Тут ни бронирование лобовой части в 120 мм, ни двигатель Maybach HL.230 не могли особо помочь сократить отставание. Закрывать разработку танка военные благоразумно не стали (и оказались правы, как показало время), но уже 31 июля 1945 года стартовал конкурс на разработку нового 50-тонного среднего танка. ARL в нём не участвовала, ибо работы по ARL 44 находились в самом разгаре.

Согласно архивным данным, в конкурс вписались следующие фирмы: Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM), Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX), Lorriane, Somua, и… Renault. Последний кандидат более чем странный, особенно ввиду того, что AMX – это не что иное как национализированное в 1936 году танковое производство Renault. Кроме упоминания о том, что Renault приняла участие в конкурсе, иной информации нет — даже до стадии проекта работы не дошли. О других участниках конкурса можно сказать, что только FCM совсем не повезло, и её 50-тонный танк так и остался на бумаге. Lorraine и Somua после более чем 5 лет работ довели свои проекты до стадии прототипов (Lorraine 40t и Somua SM соответственно). Дошло дело даже до проектирования и постройки на базе Lorraine 40t самоходных установок.

Больше всех, впрочем, повезло AMX. Фирма из пригорода Парижа работала над 50-тонным танком почти полтора десятка лет, проект многократно переделывался, на его базе спроектировали и построили САУ. Увы, до серии AMX 50 так и не дошёл, но эта машина оставила заметный след в истории мирового танкостроения.

Эскизный проект Char A.M.X.45, чертёж 0–1033 от 1 августа 1945 года. Судя по дате, проектные работы по танку начались раньше, чем был объявлен конкурс на преемника ARL 44

Эскизный проект Char A.M.X.45, чертёж 0–1033 от 1 августа 1945 года. Судя по дате, проектные работы по танку начались раньше, чем был объявлен конкурс на преемника ARL 44

Исходные характеристики танка, проектируемого AMX, во многом повторяли техзадание на ARL 44. Машина, которая изначально имела индекс Char A.M.X.45, а также проходила по чертежам как NOM 141 (проект 141), должна была иметь лобовую броню корпуса толщиной 120 мм (нижний лобовой бронелист 50 мм), борта – 50–60 мм. Толщина лба башни достигала 110 мм, а бортов 30 мм. Подобно ARL 44, в башню литой конструкции, которую проектировал концерн DEFA (Direction des Études et Fabrications d’Armement, позднее переформирован в GIAT, с 1989 года Nexter), предполагалось поставить 90-мм пушку фирмы Schneider с длиной ствола 65 калибров. С пушкой был спарен 7,5-мм пулемёт MAC Mle.1931, ещё один пулемёт ставился в шаровой установке в лобовой части корпуса. Приводить в движение 47-тонный танк предполагалось при помощи немецкого двигателя Maybach HL.230. Немецким в танке был не только двигатель: внешне перспективный танк сильно напоминал Tiger II. От идеи разместить коробку передач во лбу французы отказались, так что трансмиссия и ведущие колёса были сзади с самого начала.

Проект установки швейцарского двигателя Saurer MP.65 в Char A.M.X.45, 28 августа 1945 года. Двигатель был не менее «бумажным», чем проект танка

Проект установки швейцарского двигателя Saurer MP.65 в Char A.M.X.45, 28 августа 1945 года. Двигатель был не менее «бумажным», чем проект танка

Первый эскизный проект AMX 45 датирован началом августа 1945 года. Уже концу месяца проект в первый раз серьёзно переделали. Уточнение характеристик привело к тому, что к изначальной массе «накинули» ещё 3 тонны, так что боевая масса достигла 50 тонн. Кроме того, Maybach HL.230 военных не устроил, поскольку мощность в 700 л.с. для такой тяжёлой машины показалась недостаточной. Высокая тяговооружённость считалась к тому моменту важной характеристикой, опыт боёв Второй мировой войны говорил именно об этом. Неизвестно, откуда подул ветер, но уже на чертеже 01041 от 28 августа 1945 года в качестве силовой установки стал фигурировать двигатель Saurer MP.65 с заявленной мощностью 1000 л.с. Ещё одним важным моментом стало то, что индекс AMX 45 из обихода исчез. Вместо него на чертежах появилось иное обозначение – Chat Moyen 50t M4 (средний 50-тонный танк M4), или просто Char M4. Индекс AMX M4 задержался в обозначении машины на 5 лет, за это время проект прошёл целый ряд метаморфоз, изменившись почти полностью.

Башня AMX M4. Сравнение с башней Tiger II чётко говорит о том, что послужило для инженеров DEFA источником вдохновения. Можно заметить, что диаметр подбашенного погона французской башни значительно больше, это напрямую касается ряда параметров, включая удобство работы экипажа

Башня AMX M4. Сравнение с башней Tiger II чётко говорит о том, что послужило для инженеров DEFA источником вдохновения. Можно заметить, что диаметр подбашенного погона французской башни значительно больше, это напрямую касается ряда параметров, включая удобство работы экипажа

Швейцарская силовая установка продержалась в качестве двигателя M4 недолго. Фактически такого мотора не существовало в металле, а силовая установка – не менее важная деталь танка, чем, скажем, его вооружение. Неудивительно, что очень скоро место швейцарцев снова заняли немцы. Maybach после окончания войны оказался под «колпаком» французов, довольно долгое время шло взаимовыгодное сотрудничество. Более того, ряд немецких инженеров-танкостроителей, включая Порше, волей или неволей оказались вовлечены во французский танкопром.

Если ARL 44 был использованием уже готовых наработок, то AMX M4 стал вместилищем немецких технологий конца войны. С определённой точки зрения, в нём была частичка тех самых E-50 и E-75, о которых так любят рассуждать любители альтернативной истории. Стоит напомнить, что как раз у E-50 предполагалось установить трансмиссию сзади. Кроме того, двигатель Maybach HL.234, который предполагался в качестве силовой установки E-50 и E-75, эволюционировал в силовую установку, ставшую базовой для AMX M4. Новый двигатель HL.295, первые чертежи которого датированы сентябрем 1945 года, представлял собой увеличенный HL.234. Индекс, традиционно для танковых моторов Maybach, означал объём – 29,5 литров. Мощность HL.295 составила 1000 л.с. при 2800 об/мин. И это не проектный двигатель – его действительно строили в металле. Кстати, моторы Maybach приводили в движение Lorraine 40t и Somua SM. Что же касается AMX M4, то впервые на нём HL.295 появился в конце ноября 1945 года.

Состояние проекта AMX M4 на ноябрь 1945 года. Заметны изменения корпуса, кроме того, в танке прописался двигатель Maybach HL.295

Состояние проекта AMX M4 на ноябрь 1945 года. Заметны изменения корпуса, кроме того, в танке прописался двигатель Maybach HL.295

К тому моменту AMX M4 претерпел очередные метаморфозы. Башня осталась без переделок, зато корпус и его начинка изменились значительно. Толщину лобового листа снизили до 90 мм, а бортов до 40 мм, но при этом угол наклона верхнего лобового листа вырос с 42° до 55°. В целом, корпус стал ещё больше напоминать Tiger II, правда, при этом башня стала больше смещена вперёд. Это создало массу проблем при проектировании люков механика-водителя и стрелка-радиста. Люки пришлось делать меньше по размерам и разводить их по углам крыши корпуса. Кроме того, у механика-водителя появился смотровой прибор в лобовом листе по типу Pz.Kpfw.Panther Ausf.D и Ausf.A.

Облик AMX M4 продолжал меняться зимой 1945–46 года. Одним из изменений стал пересмотр размещения экипажа в башне. Первоначально командирская башенка, в которой угадывалась аналогичная деталь с довоенного сверхтяжёлого танка AMX Tracteur C, находилась справа по ходу движения. В декабре её переместили, подобно комбашенке Tiger II, влево, одновременно её конструкция стала сильно напоминать конструкцию с немецкого танка.

Проект установки на AMX M4 тележечной ходовой части с рессорной подвеской, декабрь 1945 года. Можно заметить, что упрощение оказалось мнимым — чего стоят одни только крепления тележек и экраны

Проект установки на AMX M4 тележечной ходовой части с рессорной подвеской, декабрь 1945 года. Можно заметить, что упрощение оказалось мнимым — чего стоят одни только крепления тележек и экраны

Куда интереснее обстояло дело с корпусом, точнее с ходовой частью. В один погожий декабрьский день кого-то из инженеров осенило, что торсионы – это сложно и как-то не по-французски. Настоящие французские танки использовали тележечную схему. Вот её в конце декабря 1945 года и презентовали инженеры AMX в качестве альтернативы басурманским торсионам. Что ещё более любопытно, этих самых тележечных подвесок сделали аж два варианта!

Первый вариант тележечной подвески представлял собой глубокое переосмысление конструкции инженера Сурина, который использовался на танках чехословацкой CKD. Правда, Сурин использовал в своей конструкции катки большого диаметра, здесь же катки оказались значительно меньше, чем в варианте с торсионной подвеской. В качестве упругих элементов использовались рессоры — учитывая массу танка, решение, мягко говоря, довольно смелое. С тележками получился небольшой конфуз: на каждый борт получалось по 7 катков, так что передние катки имели индивидуальную рессорную подвеску. В конструкцию пришлось вводить поддерживающие катки, по 4 на борт. Менялся и ленивец, кроме того, механизм его натяжения навевал воспоминания о старом добром Char B.

Вариант ходовой части с подвеской по типу танка AMR-35. Несмотря на то, что эта конструкция выглядела лучше рессорной подвески, она всё равно заметно проигрывала торсионам. Дальше бумаги дело не пошло

Вариант ходовой части с подвеской по типу танка AMR-35. Несмотря на то, что эта конструкция выглядела лучше рессорной подвески, она всё равно заметно проигрывала торсионам. Дальше бумаги дело не пошло

Точно такой же ленивец предусматривался и на втором варианте тележечной подвески. В этой версии количество поддерживающих катков выросло до пяти, при этом первый и пятый каток имели меньший диаметр. Число опорных катков увеличилось до 8, так что обошлось без индивидуальной подвески. На сей раз инженеры, некоторые из которых явно трудились над танками 30-х годов, не стали искать сложных путей и взяли систему, которая использовалась на Renault R-35 и ряде других лёгких танков. Вместо резиновых упругих элементов инженеры использовали спаренные пружины — такая конструкция была прогрессивнее рессор.

Окончательный вариант AMX M4, 27 декабря 1945 года. Если бы машина оказалась построена в металле, она выглядела таким образом

Окончательный вариант AMX M4, 27 декабря 1945 года. Если бы машина оказалась построена в металле, она выглядела таким образом

Оба варианта тележечной подвески оказались отвергнуты. Безусловно, с торсионами есть сложности, да и подвеска конструкции Эрнста Книпкампа имела свои минусы. Но по сравнению с тем, что нагородили инженеры AMX, она была верхом совершенства. Мало того что тележечная подвеска не слишком подходила для столь тяжёлого танка, она оказалась намного сложнее. А уж сколько нелицеприятных слов сказали бы французские танкисты, пойди AMX M4 с такой системой в серию, и представить трудно. Одним словом, с альтернативой дело не задалось.

Схема размещения экипажа и боезапаса в AMX M4. Возможно, французам стоило на этом остановиться, по параметрам получался вполне современный танк

Схема размещения экипажа и боезапаса в AMX M4. Возможно, французам стоило на этом остановиться, по параметрам получался вполне современный танк

Таким образом, к началу 1946 года новый облик Char M4 окончательно сформировался. Получалась достаточно интересная боевая машина, по своим характеристикам очень близкая к появившемуся в 1948 году Centurion Mk.3. Танк, официально именовавшийся средним, имел боевую массу 50,8 тонн, при этом он превосходил французский проект только в толщине лобовой брони башни и бортов. Тяговооружённость Centurion оказалась хуже француза, а по длине корпуса он превосходил AMX M4 более чем на полметра. Пушки у обоих танков обладали схожими характеристиками. Сопоставимые характеристики имел и американский M46 Patton. При весе в 44 тонны он имел 810-сильный двигатель, что приближало его по подвижности к французу. По бронированию они с AMX M4 оказались примерно равны, за исключением бортов. При этом американский танк оказался выше одноклассников, а по длине корпуса также превосходил француза. Как можно заметить из этого сравнения, детище Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux было не чем-то выбивающимся из общего ряда, а боевой машиной, вполне соответствующей тогдашним взглядам на танк среднего класса.

Схема бронирования AMX M4. Слабое бронирование бортов – не ошибка, а результат глубокого исследования боевого опыта Второй мировой войны. Как правило, основная масса попаданий приходилась на лобовую часть танка. Кстати говоря, аналогичную толщину брони лобовой части и схожий угол наклона имел ИС-2 со спрямлённым катаным лбом корпуса. Французы явно что-то знали…

Схема бронирования AMX M4. Слабое бронирование бортов – не ошибка, а результат глубокого исследования боевого опыта Второй мировой войны. Как правило, основная масса попаданий приходилась на лобовую часть танка. Кстати говоря, аналогичную толщину брони лобовой части и схожий угол наклона имел ИС-2 со спрямлённым катаным лбом корпуса. Французы явно что-то знали…

Уже спустя год проект M4 подвергся очередному, довольно радикальному пересмотру, но об этом уже в следующий раз…

Источники:

      1. Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)

источник: https://warspot.ru/4299-narabotki-tretiego-reyha-dlya-chetvyortoy-respubliki

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account