Первое массовое появление мотоциклов на фронте случилось в ходе Первой мировой войны. Они оказались отличным средством связи, также их стали применять и для разведки. Помимо мотоциклов-одиночек, использовались и мотоциклы с колясками, некоторые из которых получали локальную броневую защиту. Идея оказалась не самой популярной, на что имелся целый ряд причин. Главная из них заключалась в том, что мотоцикл крайне чувствителен к лишней нагрузке. И если автомобиль позволяет нагрузить себя несколькими сотнями килограммов брони, то для мотоцилка и лишние 50 кг — это уже масса.
Мотоциклы, как быстрые и небольшие аппараты, нередко рассматривались как мобильные огневые точки. Основная масса подобных идей предполагала небронированный мотоцикл, но существовали и бронированные варианты. Например, подвижный «бронещиток» из английского мотоцикла Triumph 350cc 3SW, который имели броневую защиту только с правой стороны. Существовали и проекты похожих штуковин, которые так и не стали реализовывать. Один из них, «мотоциклетка-танкетка», был предложен в феврале 1942 года инженер-майором А.И. Машневым.
Автор изобретения, надо сказать, весьма незаурядная личность. Участник Гражданской войны, затем Советско-финляндской (в этот период был награжден орденом Красной Звезды). В 1941 году получил контузию, на момент написания своего рацпредложения Мишнев работал на заводе №174. Уже позже он стал работать старшим инженером 4-го отдела УРТ ГБТУ КА, его областью деятельности стала работа ремзаводов. Работу Мишнева оценили по-достоинству: в начале 1944 года он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
В чем-то идея «мотоциклетки-танкетки» схожа с упомянутым бронемотоциклом на базе Triumph 350cc 3SW. В обычной конфигурации предполагалось передвигаться как на обычном мотоцикле. Это позволяло преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Также автор указывал, что предложенное им оборудование могло ставиться на обычный серийный мотоцикл. Конкретную модель автор не указывал, но конструкция оборудования предполагало использование мотоцикла-одиночки с 1-цилиндровым двигателем. Таковыми были мотоциклы Л-300 и ИЖ-8, причем последний, за счет более мощного мотора, выглядел более предпочтительным. Потенциально должно было хватить и 6-сильного двигателя Л-300, но ИЖ-8, в этом плане, выглядел более интересной базой.
Согласно расчетам автора, максимальная масса «мотоциклетки-танкетки» должна была составлять 300 кг, из которых на дополнительные приспособления. С правой стороны крепилась гусеничная ходовая часть. Ленты предполагались резиновыми, с приводами от цепи Галля. Гусеничная ходовая часть предполагалась максимально облегченной, использовалась она для езды на небольшие дистанции.
С левой стороны мотоцикла предполагался, собственно, сам «щиток». По большому счету, Мишнев предлагал индивидуальный стрелковый щиток для бойца, который перевозился на мотоцикле и мог, при необходимости, двигаться по полю самостоятельно. Поставить в амбразуру можно было либо винтовку, либо пулемет, либо противотанковое ружье. Общая высота «мотоциклетки-танкетки» составляла 70 см, что немного. Непосредственно сам щиток размещался в задней части машины, а стрелок передвигался на машине лёжа. Для этого предусматривалась специальная лежанка.
По задумке автора, такие мотоциклы-щитки могли сопровождать механизированные части. Гусеничная ходовая часть предполагалась максимально простой и дешевой, вплоть до деревянных катков. Планировалось, что переделывать мотоциклы в «мотоциклетки-танкетки» можно будет прямо в частях, а комплекты на установку изготовляться в заводских условиях.
Реализовывать данное предложение не стали, сославшись на целый ряд недостатков. Вместе с тем, стоит отметить один интересный факт. Аналогичные идеи бродили тогда в ряде армий мира. Разница в том, что тогда могли отмахаться, а сейчас у всевозможных народных КБ возможностей гораздо больше. Не сильно удивлюсь, если что-то подобное реализуют в металле.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Память Народа
-
источник: https://dzen.ru/b/ZofLwPWHznGmgDvL