История легкого кавалерийского танка AMR 35 ZT 4, больше пригодившегося немцам, чем французам
У французской армии была одна традиция. Те образцы вооружения и военной техники, которые не очень чтобы показали себя в ходе войсковых испытаний, зачастую отправляли куда подальше. То есть в колонии, коих у французов было много. Что-то уходило в Африку, что-то в Индокитай. В основном это касалось бронемашин, поскольку у колоний своя специфика. Впрочем, в 1925 году для колониальных разборок уехали вполне современные машины. Рота Renault FT-Kégresse уехала в Марокко. Там машины приняли участие в Рифской войне, которая выявила ряд проблем. Резинотканевая гусеничная лента быстро разрушалась, в одном случае сбитая гусеница стоила экипажу танка жизни. Но это скорее исключение из правил. Обычно в колонии спихивали то, что показало себя не очень-то хорошо в метрополии. Классикой стала история Char D1, которые сначала сослали в Тунис, а потом пришлось их оттуда срочно доставать.
Между тем, самим колониям такая практика не особо нравилась. Для службы в весьма специфичных условиях требовалась и специальная техника. Вот только ее делали редко. Типичный пример — Citroën P 104. Фактически отбросы программы моторизации французской армии, эти машины впихнули как колониальные броневики для службы в Индокитае. Из них 3 экземпляра оснастили башнями AVIS No.1, созданных для танка-разведчика AMR 33 VM. Можно сказать, что колонии были рады и такому «подарку». Там, впрочем, не теряли надежды, что и на их улице будет праздник. В идеале для службы в колониях требовался легкий пулеметный танк с высокой подвижностью и противопульной броней. Вплоть до начала Второй мировой войны у аборигенов ничего противотанкового не водилось, так что задание на колониальный танк не выглядело сложным. Оставалось только ждать момента, и его всё же дождались.
В 1936 году программа французских легких кавалерийских танков AMR 35 ZT постепенно двигалась к печальному финалу. Всё очевиднее становилось, что самым массовым танком во французской кавалерии этот «броневик» не будет. Между тем, кавалерийским танком-разведчиком заинтересовались в Колониальном министерстве. На тот момент основным французским колониальным танком был Renault FT, морально устаревший ещё к концу 20-х годов. Требовалось что-то более подвижное, и Renault ZT отлично подходил на эту роль. Оставалось только адаптировать его под службу в весьма специфичных условиях, а также несколько удешевить. Результатом переговоров с Renault стало подписание 9 октября 1936 года договора №61713 D/P на производство 21 танка AMR 35 ZT 4. Он становился первым французским танком, созданным специально для колониальной службы.
По факту рецепт изготовления танка для службы не выглядел каким-то сложным. За основу брался самый простой вариант машины — AMR 35 ZT 1 с башней AVIS No.1. Поскольку служба в Индокитае требовала иного подхода к системе охлаждения, ее переделали в первую очередь. В дополнение к уже имеющемуся воздуховоду в лобовом листе подбашенной коробки появились воздухозаборники слева и справа. Также дополнительный воздухозаборник появился на верхнем лобовом листе корпуса. Несколько перекомпоновали кормовую часть корпуса. Выхлопная труба осталась одна, лючок и воздуховод с кормы убрали. Вот, в общем-то, и все изменения по шасси.
Колонии, разумеется, хотели сэкономить, поэтому из 21 танка по договору №61713 D/P с новыми башнями было всего 3 танка. Они также получали радиостанции ER 29 (ставились они на все колониальные машины). Самые современные машины, согласно планам, уезжали в Тяньцзинь. Еще 6 танков, уезжавших в Ханой, предполагалось оснастить пулеметными башнями Renault FT. Судя по всему, башни ставили уже на месте. Наконец, 12 танков получало пушечные башни Renault FT. По планам, первые танки сдавались в апреле 1937 года, но эти планы полетели в корзину. Renault никак не могла выполнить контракты для кавалерии, куда там колониальные танки. Поэтому машины с регистрационными номерами 66933-66953 застряли. Это не помешало подписать договор №61713 CA на еще 3 танка с башнями AVIS No.1, пунктом назначения снова выступал Тяньцзинь. Наконец, осенью 1938 года был подписан договор №88186 D/P на выпуск ещё 31 танка с башнями AVIS No.1. Итого 55 танков, которые никак не могли сдать.
К вопросу сдачи машин вернулись в начале 1940 года. Новый план подразумевал сдачу 3 танков в феврале 1940 года, 9 в марте итд. Дальше планы снова скорректировали, при этом Renault всё же занималась колониальными танками. Часть машин выпускалась, как и планировалось, без башен, точно построили и сдали 3 танка с номерами 66933-66935, те самые, что с башнями AVIS No.1. Дальше начался прорыв немцев и панические попытки французов пускать в бой хоть что-нибудь. Результатом стало то, что AMR 35 ZT 4 пустили как есть, что с башнями, что без них. Французские исследователи поначалу вообще считали, что ни одного танка с башнями не построили, но дальше начали всплывать фото. Так что колониальные машины с башнями даже успели повоевать.
А вот что с ними происходило дальше, французы обычно не распространяются. Между тем, история там получается крайне интересной. В отличие от AMR 35 ZT 1, которые даже на снимках почти не мелькают «колониальные» танки вполне себе послужили у немцев, причем сильно позже 1940 года. Никаких данных по тому, что происходило с этими машинами, нет, но кое-что можно предположить. На Renault осталось некоторое количество танков в почти законченном состоянии. Именно как машины для боевых действий они явно не рассматривались, но наличие готовых шасси не осталось без внимания. Быстро сообразив, что к чему, эти танки доделали, поставив на них башни AVIS No.1. Новые ли были это башни, или с битых AMR 35 ZT 1, история умалчивает. Вполне могли поставить и новые.
Официально им присвоили индекс Panzerspähwagen AMR ZT 702 (f). Такое обозначение фигурировало с марта 1941 года, но на самом деле обычно еще короче — Panzerspähwagen AMR (f), или Pz.Sp.Wg. AMR (f). Разницу между версиями немцы не делали, тем более что официально их у них таких машин и не было. Ибо интереса, как боевая единица, она не представляла. А вот как учебный танк ситуация выглядела несколько иной. Шустрая машина для таких целей вполне подходила. В результате эти танки отправились в Division z.b.V. 539, которая в 1939 году была сформирована в Праге. Сколько именно там было танков-разведчиков, неизвестно. Но точно не пара штук. Минимум с десяток. Применялись они как учебная матчасть для подготовки экипажей.
Можно сказать, что отчасти задача колониального применения выполнялась, но уже немцами. Танки служили в протекторате Богемия и Моравия, причем делали это долго. Судя по тем кадрам, которые дошли до наших дней, матчасть Division z.b.V. 539 пребывала в хорошем техническом состоянии и весной 1945 года. К тому моменту машины получили двузначные башенные номера и камуфляжную окраску. В таком виде они и приняли участие в последнем боевом применении трофейных французских танков немцами.
Кадры с Pz.Sp.Wg. AMR (f) в Праге и рядом с ней попадаются, но что там творилось, отдельная тема. Судя по всему, учебную матчасть Division z.b.V. 539 пытались применять для полицейских операций. Колонна французских танков-разведчиков несколько раз моталась туда-сюда через Прагу, которая уже начала бурлить. Ощутив, что запахло жареным, колонна дала дёру, но не вся. Минимум 1-2 танка удалось захватить. Еще 1-2 бросили на дороге. Остальные сбежали в Пльзень, где их и бросили. Всего на поле можно насчитать от 5 до 7 Pz.Sp.Wg. AMR (f).
Среди брошенной техники оказался и весьма примечательный образец. Любовь немцев к различным переделкам известна хорошо, особенно этот касалось французских машин. Тема САУ на французских танковых шасси разнообразна. Так вот, в какой-то момент решили под это дело приспособить и Pz.Sp.Wg. AMR (f). Зимой 1943-44 годов одну из машин Division z.b.V. 539 переделали в самоходный миномет. Так получилась машина, известная как 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f).
Рецепт оказался предельно простым. С машины убрали башню и часть подбашенной коробки. Вместо них сделали открытую сверху рубку, внутри которой разместили 81-мм миномет 8 cm Gr.W. 34. Вместо его штатной плиты прикрутили новую, на этом и успокоились. Экипаж вырос до 4 человек, а боевая масса — до 9 тонн (это вместе со всем боезапасом). Подробностей насчет эксплуатации машины нет, но есть мнение, что расчет ее не жаловал. Мотор-то остался на месте, как и боковые воздухозаборники. Повышение массы на 3 тонны вряд ли порадовало агрегаты танка. В общем, если получилось и дешево, то вряд ли сердито.
В отличие от танка, который как-то не пользуется большой популярностью, 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f) делают даже в пластике. При этом смотреть на всё это приходится, деловито кашляя в кулак и стараясь сдержать смех. Сейчас объясню почему. Дело в том, что обычно авторы реконструкций машины не вникают, чего же пошло на изготовление 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f). Поэтому там можно видеть, как базу, AMR 35 ZT 1. Но при этом прекрасно видно, что на самом деле машина сделана из «колониального» AMR 35 ZT 4. У него и носовая часть, и тем более корма, весьма так отличаются. Но это обычно не останавливает, люди даже не всматриваются в фотографии. Можно только грустно развести руками.
Учитывая тот факт, сколько AMR 35 ZT 4 прослужил у немцев, можно сказать уверенно — танк получился. Он вполне бы подошел для колониальной службы. Только с двумя оговорками. Первая — если бы заказанные машины смогли доехать до места назначения. Вторая — спокойная жизнь машине была бы обеспечена недолго. После окончания Второй мировой войны колонии буквально наводнили потоки оружия, а также людей, которые умели им пользоваться. В такой ситуации жизнь маленького колониального танка сильно осложнялась. Там и более солидные машины стали страдать от огня тех, кто стал бороться за независимость.
Список источников:
-
-
- Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Beute-Kraftfahrzeuge und -Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J Spielberger, Motorbuch, 1989
- Ebay
- US NARA
-