Юрий Пашолок. К 115-летию со дня рождения А.С. Яковлева

14
Юрий Пашолок. К 115-летию со дня рождения А.С. Яковлева

Юрий Пашолок. К 115-летию со дня рождения А.С. Яковлева

Выставка «Небо Яковлева», которая проходит в Музее Техники Вадима Задорожного

Так сложилось, что зачастую различные выставки и новые экспозиции, открывающиеся в военно-исторических и военно-технических музеях, проходят очень тихо. Особенно это касается их освещения в СМИ, включая и электронные. Ничего удивительного в этом нет. Возможно, кому-то это покажется удивительным, но на самом деле круг любителей военной истории не так широк, как может показаться. Последние лет 10 наблюдается весьма существенный приток посетителей в профильных музеях, но всё относительно. Какая-нибудь выставка кошек привлекает куда больше внимания, нежели выставка, посвященная военной истории. Ничего страшного в этом нет, такова общемировая практика. Другой вопрос, что даже среди тех, кто имеет прямое отношение к военной истории, зачастую какие-то мероприятия или выставки упоминаются в узком кругу. А вот это уже нормальным назвать сложно. Порой даже про некоторые музеи и выставки слышна только критика, зачастую от людей, которые там даже не были. Посему на моем канале различная информация по музеям, новым выставкам и различным военно-историческим мероприятиям появляется достаточно регулярно.

Временная выставка отлично вписалась в основную экспозицию, тем более что ее основу составляют яковлевские самолеты

Временная выставка отлично вписалась в основную экспозицию, тем более что ее основу составляют яковлевские самолеты

Одним из тех мест, где военно-историческая жизнь течет достаточно бурно, является Музей Техники Вадим Задорожного. Сейчас это кому-то может показаться удивительным, но изначально музей планировался совсем другим. Официально открытый 12 апреля 2008 года, изначально он предполагался как музей, посвященный гражданской технике. Но постепенно так получилось, что военная техника стала доминирующей. Нет, в музее до сих пор имеется мощная коллекция автомобилей, как зарубежных, так и отечественных, но военная составляющая стала основной. Некуда не деться: военная техника привлекает больше внимания, нежели гражданская. На недостаток посетителей музей вряд ли может пожаловаться. В том числе и потому, что на территории музея расположен довольно большой парк. Очень правильное сочетание места, где можно отдохнуть, и большой коллекции военной техники. Далеко не все, кто посещают музей, являются любителями военной техники, но само по себе желание посмотреть на танки/самолеты есть у многих. А тут их одна из крупнейших коллекций в России.

Представлен большой объем фотоматериалов, посвященных ОКБ Яковлева и его основателю

Представлен большой объем фотоматериалов, посвященных ОКБ Яковлева и его основателю

Не так давно на первом этаже второго здания Музея Техники Вадима Задорожного открылась выставка «Соколы Родины». К ней музей готовился довольно давно, причем коронавирусная инфекция помешала организаторам два раза. В первый раз подготовка выставки существенно задержалась в виду первой волны инфекции. Результатом стало то, что долгое время выставка готовилась к открытию, состоялось оно 9 октября прошлого года. Спустя месяц выставку пришлось закрыть вместе с другими внутренними экспозициями музея, поскольку началась вторая волна инфекции. По этой причине на несколько месяцев выставка оказалась закрытой. Снова ее открыли 21 февраля этого года. Время зря не теряли: за прошедшее время удалось доработать экспозицию, особенно это касается освещения.

Яковлев и его первенец, ставший путевкой в жизнь. Воссозданный АИР-1 можно увидеть не только на фото, но и в основном здании музея

Яковлев и его первенец, ставший путевкой в жизнь. Воссозданный АИР-1 можно увидеть не только на фото, но и в основном здании музея

Так исторически сложилось, что основной экспозиции являются самолеты, созданные в ОКБ Яковлева. Датой рождения этого конструкторского бюро считается 12 мая 1927 года. В этот день совершил свой первый полет АИР-1, первенец молодого авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Кстати, точную копию АИР-1, построенную в 1977 году, можно видеть в экспозиции Музея Техники Вадима Задорожного. 1 апреля исполнилось 115 лет со дня рождения А.С. Яковлева. В честь этого события в музее открылась выставка «Небо Яковлева». Разместили ее как раз на территории экспозиции «Соколы Родины». Формат экспозиции таков, что подразумевает подобные выставки. Для этого есть экспозиционные площади как на основной территории, так и в витринах. Выставка эта проводится совместно с ОКБ Яковлева. Открылась она 17 апреля, планируется, что проходить она будет два месяца.

Макет МС-21, он же Як-242

Макет МС-21, он же Як-242

Одним из украшений выставки стал фотоматериал, которым поделился музей ОКБ им. Яковлева. Здесь можно увидеть всю историю конструкторского бюро, начиная от АИР-1 и заканчивая нынешним временем. Несмотря на тяжелое положение отрасли, яковлевцы продолжают работу над новыми самолетами. Речь идет об учебно-тренировочных самолетах Як-130 и Як-152, да и авиалайнер МС-21, в реальности, имеет изначально немного другой индекс — Як-242. С каким именно обозначением он выйдет в крупную серию, еще тот вопрос, возможно, что и с изначальным. Кстати говоря, МС-21 в экспозиции также присутствует. В виде демонстрационной модели, которая показывалась на авиасалонах. Модель изначально несла другой индекс — Як-242.

Самолеты ОКБ им. Яковлева и люди, которые учили их летать

Самолеты ОКБ им. Яковлева и люди, которые учили их летать

Представленные на выставке фотографии охватывают не только историю А.С. Яковлева и его ОКБ, но и нынешний период. Как уже говорилось выше, ныне часть яковлевских самолетов представлено в Музее Техники Вадима Задорожного. Здесь периодически проводятся различные мероприятия, посвященные данным самолетам. Среди них и самолет вертикального взлета и посадки Як-141. Речь идет об «изделии 48-2», первом летном экземпляре самолета. Эта машина занимает почетное место в музее, по нему периодически проводятся сервисные работы.

Материал из зарубежных поездок Яковлева

Материал из зарубежных поездок Яковлева

Представленный на выставке фотоматериал весьма богат, причем на нем не только непосредственно самолеты, но и люди. Местами крайне интересные люди. В январе 1934 года Яковлева назначили начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, он неоднократно выезжал (точнее, вылетал) за рубеж. Одним из таких вояжей стал визит в Германию. О нем, кстати говоря, довольно подробно написано в мемуарах «Записки авиаконструктора». Результатом визита стала закупка нескольких самолетов и знакомство с немецкими авиаконструкторами. Спустя короткое время самолеты советских и немецких авиаконструкторов начали противостояние в советском небе, которое закончилось 9 мая 1945 года.

Макет палубного самолета ДРЛО Як-44

Макет палубного самолета ДРЛО Як-44

Разумеется, одним только фотоматериалом выставка не ограничилась. Предметный фонд выставки весьма богат, причем тут можно увидеть весьма интересные экспонаты. Особенно для любителей истории отечественной авиации. Одним из таких экспонатов является макет палубного самолета ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Як-44. Данная машина предназначалась для вооружения советских авианосцев. ОКБ Яковлева являлось главным разработчиком отечественных палубных самолетов, и Як-44 был одним из них. Работы по машине начались в конце 70-х годов, увы, по целому ряду причин, не зависящих от ОКБ, разработка не вышла до стадии макетов. Всего их было построено 10 штук, конкретно этот предназначался для продувки в аэродинамической трубе.

Под предметный фон выделены витрины основной экспозиции

Под предметный фон выделены витрины основной экспозиции

Основная же часть экспонатов расположилась в витринах. Выставка «Соколы Родины», как уже было сказано ранее, изначально создавалась как сплав современных тенденций, связанных с диорамами, и классического музейного экспонирования. В результате экспонаты выставки «Небо Яковлева» дополнили основную экспозицию, причем порой они пересекаются друг с другом.

Современные успехи яковлевских самолетов

Современные успехи яковлевских самолетов

Один из примеров такого пересечения основной и временной выставки. Одной из центральных фигур на выставке «Соколы Родины» является истребитель Як-3 с серийным номером 1712, на котором воевал Герой Советского Союза Б.Н. Еремин. Постройку данного самолета в 1944 году профинансировал саратовский пчеловод Ферапонт Головатый. Это был уже второй самолет для Бориса Еремина. Воевал он на нам с 1944 по 1945 годы, затем истребитель стал экспонатом Центрального дома авиации им М.В. Фрунзе. В дальнейшем самолет оказался в музее ОКБ Яковлева. В 1991 году Як-3 оказался в США, откуда его, при содействии Музея Техники Вадима Задорожного, удалось вернуть в 2014 году. Так вот, на экспозиции «Небо Яковлева» представлен формуляр данного самолета. Здесь указан весь путь машины начиная с первого полета и заканчивая 1947 годом, когда он стал музейным эспонатом.

Военному и послевоенному периоду уделено большое внимание

Военному и послевоенному периоду уделено большое внимание

Среди представленных экспонатов хватает и предметов, которые относятся уже к нашему времени. В том числе это касается и дипломов Международной авиационной федерации за мировые рекорды. Выполнены они были на учебно-боевом самолете Як-130. В октябре 2016 года летчики-испытатели ОКБ им. Яковлева установили сразу несколько рекордов. Экипаж в составе Героя Российской Федерации Олега Кононенко и Василия Севастьянова установил рекорд скороподъемности до высоты 6000 метров — 1 минута 42 секунды. Также экипаж в составе Героя Российской Федерации Олега Кононенко и Героя Российской Федерации Олега Мутовина установили рекорд скороподъемности до 9000 метров — за 2 минуты и 44 секунды. Увидеть дипломы можно в музейной экспозиции. Здесь же находится медаль FAI, которую вручили 25 мая 2018 года Олегу Мутовину.

Формуляр того самого Як-3, что стоит в экспозиции

Формуляр того самого Як-3, что стоит в экспозиции

Витрины, как и экспонатура в них, разделены на несколько временных периодов. Здесь есть немало вещей, которые будут интересны любителям истории авиации. Разделение идет по разным эпохам конструкторского бюро. Отдельный стенд посвящен самому раннему периоду, то есть становлению Яковлева как авиаконструктора. Как и многие, начинал он с планеров, первый из них он построил в 1924 года. Построенный в 1927 году АИР-1 стал для него своеобразной путевкой в жизнь. После постройки этого самолета Яковлева, наконец, был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского. Как и у многих советских авиаконструкторов, путь Яковлева оказался непростым. Были в судьбе Александра Сергеевича самые разные истории, но примерно то же самое можно сказать про любого известного советского авиаконструктора.

Ранний период творчества Яковлева как авиаконструктора

Ранний период творчества Яковлева как авиаконструктора

Если вам интересна история отечественной авиации, то «Небо Яковлева» — та выставка, куда стоит сходить. Тут есть и много чего, что будет интересно любителям «железа». Я так понимаю, это не последняя такая выставка на площадке «Соколы Родины». Идея создания экспозиционных площадей под временные выставки очень правильная. Таким образом музеи не застаиваются, не секрет, что чаще всего музейные фонды значительно больше, чем площади, где их можно выставить. Здесь же интерес еще больше, поскольку выставка сделана совместно с ОКБ Яковлева. Одним словом, ждем продолжения.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/k-115letiiu-so-dnia-rojdeniia-as-iakovleva-607ffde6b1dee0505086325f

Подписаться
Уведомить о
guest

29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account