Юрий Пашолок. Французская мобилизационная полуторка

14
Юрий Пашолок. Французская мобилизационная полуторка

Юрий Пашолок. Французская мобилизационная полуторка

Рассказ о французском грузовом автомобиле Citroën Type 23 U из коллекции военно-исторического клуба «Капонир»

Так исторически сложилось, что первый в мире военный автомобиль создали французы. Случилось это в 1897 году, речь идет о машине мертвой ныне марки Panhard. Французы очень быстро сориентировались в том, что такое военный автомобиль, результат не заставил себя долго ждать. Еще до начала Первой мировой войны французская армия провела немало работы по программе моторизации. Французы создали широкую гамму машин, включая полноприводной артиллерийский тягач Latil TAR. Правда, тогда же возникла проблема, которая долго преследовала французских военных. Сформулировать ее можно как «много, но мало». Много марок и моделей, но мало машин. Поэтому не стоит удивляться, что еще тогда французы массово закупали американские машины. Даже самая массовая французская бронемашина Первой мировой войны была на шасси грузовика американской марки White.

Citroën TRype 23 U в ходе динамического показа

Citroën TRype 23 U в ходе динамического показа

Сразу после окончания Первой мировой войны во Франции появился новый производитель автомобилей. Им стал Андрэ Ситроен, «поднявшийся» на производстве шестерен и снарядов. Собственно, двойной шеврон на логотипе Citroën — это намек на конические шестерни. Прекрасный организатор, Ситроен в кратчайшие сроки организовал конвейерную сборку автомобилей. Вскоре образовался дуэт Андре Ситроена и Адольфа Кегресса, подаривший миру первые массовые полугусеничные автомобили. Они оказались востребованы французскими военными, прежде всего кавалерией. Также эти шасси использовались для создания бронемашин. Постепенно Citroën шла к тому, чтобы дойти до производства легких танков, но в 1934 году очень многое изменилось. Любивший много рекламы и азартные игры Андрэ Ситроен умудрился довести предприятие до состояния банкротства. Далее так случилось, что пути Citroën и французских военных разошлись. Но ненадолго.

Поскольку машина больше времени провела в немецкой армии, темно-серый цвет более уместен

Поскольку машина больше времени провела в немецкой армии, темно-серый цвет более уместен

В 1935 году французский шинный гигант Michelin, ставший владельцем Citroën, полностью поменял стратегию модельного ряда компании. Отныне военные заказы стали если не полностью закрытой темой, то уж точно не приоритетной. Полугусеничные тягачи Citroën-Kégresse ушли, теперь ими полностью занималась UNIC, а вместо них было решено сконцентрироваться на коммерческих грузовиках. Они существовали и раньше, но теперь гамма стала куда шире. С 1935 года начался выпуск новых грузовиков, в том числе Citroën Type 23. Вряд ли Michelin тогда догадывалась, что эта модель станет самым массовым французским военным грузовиком. Недавно такая машина пополнила коллекцию военно-исторического клуба «Капонир», самое время о ней рассказать.

Грузовик капризничал, но всё же выехал на оперативный простор

Грузовик капризничал, но всё же выехал на оперативный простор

До 1934 года основной модельного ряда Citroën была модель C 4. Появившаяся в 1928 году модель, совместно с версией C 6, была выпущена огромной, для французов, серией — больше 280 тысяч штук. На ее базе выпускались полугусеничные тягачи Citroën-Kégresse P 17, а также грузовые машины. Последние по концепции здорово напоминали парочку Ford A/Ford AA, правда, грузоподъемность была слегка так поскромнее — от 0,5 до 1 тонны. С учетом скромного 30-сильного мотора небольшой грузоподъемности удивляться не стоит.

Как можно заметить, машина небольшая, она короче даже "полуторки"

Как можно заметить, машина небольшая, она короче даже «полуторки»

Можно сказать, прощальным жестом Андрэ Ситроена, умершего 3 июля 1935 года, стала модель, которая оказалась одной из классикой Citroën. Речь идет о Citroën 11 CV, боле известной как Citroën Traction Avant. Поистине революционная машина с передним приводом и несущим кузовом. Ее выпуск продолжался больше 20 лет. У 11 CV было двое «братьев» — младший 7 CV, а также старший 15 CV, последний, впрочем, пользовался низкой популярностью. Немного в тени оказался еще один собрат, который унаследовал у 11 CV мотор, а также отчасти дизайн передней части. Речь идет о грузовике Citroën Type 23.

Вместе с тем, автомобиль хорошо проработан

Вместе с тем, автомобиль хорошо проработан

Нельзя сказать, что Андрэ Ситроен рынку коммерческих грузовиков уделял мало внимания. Еще с 1933 года на свет появился Citroën Type 45, машина грузоподъемностью 3,5-4 тонны. Годом спустя началось производство Citroën Type 32 грузоподъемностью 3,2 тоны. Впрочем, появление Citroën Type 23 стало более громким. Автопроизводитель влез в одну из наиболее востребованных коммерческих ниш, где и так имелась довольно жесткая конкуренция. Наиболее сильные позиции имелись у Renault, также 1,5-тонные грузовики выпускали Latil, Delahaye, Berliet, UNIC. Тем не менее, новинка от Citroën отнюдь не потерялась на их фоне.

С внутренней стороны заднего борта кузова есть ступенька. Удобно

С внутренней стороны заднего борта кузова есть ступенька. Удобно

Успех Citroën Type 23 базировался на двух столпах — массовость и универсальность. Мотора от Citroën 11 CV вполне хватало для коммерческого грузовика, кроме того, с 1936 года появился и дизельный мотор объемом 1,76 литра. Выпускалась машина в разных вариантах исполнения. Базовым стал Citroën Type 23 U, буква U означала Utlilitaire, то есть грузопассажирский. Грузоподъемность варьировалась от 1,5 до 1,8 тонн, имелась длиннобазная версия Citroën Type 23 LU. Выпускалась машина и в качестве автобуса. Имелись отличия и по крыльям, причем разные варианты исполнения выпускались одновременно.

Внизу крепилась запаска

Внизу крепилась запаска

Крутой поворот в судьбе машины случился осенью 1939 года. Французская армия внезапно обнаружила, что с грузовиками у них беда. Общий привет экспериментам, которые проводились в 30-е годы. Итогом стало то, что в сегменте легких грузовиков зияла огромная дыра, которую пришлось срочно затыкать. Так выбор пал на Citroën Type 23. Был срочно оформлен контракт на изготовление чудовищной, по меркам французской армии, серии в 30500 грузовиков. Сдать их требовалось к 31 декабря 1940 года, при этом с февраля 1940 года ежемесячно сдавалось по 2200 машин. Citroën такой темп всё же не выдержал, но объемы всё равно оказались впечатляющими.

Желтые фары - признак военной машины, как и брус под регистрационный номерЖелтые фары - признак военной машины, как и брус под регистрационный номер

Желтые фары — признак военной машины, как и брус под регистрационный номер

Всего с октября 1939 по 11 мая 1940 года было сдано 12318 машин данного типа. Еще чуть больше 2 тысяч грузовиков сдали до перемирия. Это сделало Citroën Type 23 самым массовым грузовиком французской армии. Правда, с одним нюансом. Французская армия особо ими воспользоваться не успела, основная масса грузовиков вскоре стала темно-серого цвета. Кроме того, Citroën Type 23 выпускался по немецким заказам. Помимо 4016 базовой модели Citroën Type 23 U, с 1941 по 1944 годы сдали 3699 штук модели Citroën Type 23 RU грузоподъемностью 2 тонны. В общей же сложности для немцев Citroën выпустил 62181 машин всех типов. Такое вот сопротивление, за похожие достижения во время оккупации позже Луи Рено проломили голову.

Мотор тут тут же, что и у Citroën 11 CV Traction Avant

Мотор тут тут же, что и у Citroën 11 CV Traction Avant

Citroën Type 23 оказался долгожителем. Удлиненная модель прожила на конвейере аж до конца 60-х, пройдя несколько модернизаций, что существенно изменило внешний облик. Машин довоенного и военного выпуска дожило не так уж и мало, хотя нельзя сказать, что этот грузовик широко известен. Поэтому появление Citroën Type 23 U в коллекции военно-исторического клуба «Капонир» можно считать хорошим знаком. Машина выкрашена как немецкая, но французский военный вариант выглядел ровно так же. Несколько упрощенные крылья и отдельный кронштейн под номерной знак — вполне типичное военное исполнение. Впрочем, некоторые довоенные Citroën Type 23 U выглядели аналогичным образом.

Утилитарно, но не без изящества

Утилитарно, но не без изящества

Ничего экстраординарного машина из себя не представляла. Это типичный коммерческий грузовик, вроде нашей «полуторки», хотя и не лишенный изящества. Изначально он не был рассчитан на военную эксплуатацию, хотя вполне справлялся с возложенными на него задачами. Citroën Type 23 U был универсальной машиной: в ней возили и грузы, и солдат, если уж совсем надо, то можно зацепить и пушку. Одним словом, трудяга-универсал, который не гнушался любой работы.

Фирма, производившая приборы, более известна любителям часов

Фирма, производившая приборы, более известна любителям часов

Несмотря на то, что машина довольно длинная (чуть больше 5 метров), на фоне одноклассников она выглядит весьма компактной. Это неудивительно, ведь тот же ГАЗ-АА длиннее на 30 сантиметров, а Renault ADK, который заказали параллельно, оказался длиннее на 60 с лишним сантиметров. Довольно интересным решением стало размещение топливного бака под сиденьями в кабине. Чтобы залить топливо, требовалось снять малую секцию подушки. Возможно, что не очень удобно, но у некоторых машин бак находился перед водителем. Что тоже не очень удобно.

Бак под сиденьями, частое решение

Бак под сиденьями, частое решение

При всей утилитарности грузовика от Citroën нельзя не отметить внимание к деталям и общую проработанность машины. Например, в военном исполнении, как и на представленной машине, немало внимания уделено вопросу размещения личных вещей. Если под кузовом у чисто гражданской версии находится пустота, то здесь, с обеих сторон, видны ящики. Конструкция этих самых ящиков могла быть разной, особенно у тех, что с левой стороны. Вроде бы мелочи, но они совсем не лишние.

Ящики дл вещей - признак военной машины

Ящики для вещей — признак военной машины

Не являлось проблемой и то, что кузов у машины бы довольно коротким. Для основного объема задач его вполне хватало, включая и перевозку пехоты. В последнем случае вдоль бортов размещалось минимум 10 человек со всем своим снаряжением. Кроме того, выпускалась длиннобазная (3750 мм против 3380 мм у базового варианта) версия Citroën Type 23 LU. Судя по тому, какой разброс по номерам был у этой версии (а их не наберется и 2 тысяч штук), длиннобазный вариант не являлся приоритетным. После войны ситуация изменилась, длиннобазник стал основным.

Кузов небольшой, но для основных задач его вполне хватало

Кузов небольшой, но для основных задач его вполне хватало

Естественно, появление этой машины стало вынужденной мерой, но возникает закономерная мысль — почему французская армия минимально включила мозги так поздно. Ей ничего не мешало запустить процесс оснащения подобными грузовиками куда раньше, поскольку с грузовыми машинами дела обстояли очень плохо. Англичане в этом плане поступили куда мудрее, поскольку, для начала, насытили войска такими же коммерческими грузовиками. Они, в основной массе, мало отличались от Citroën Type 23. Зато пехота ездила на грузовиках, а французы часто были вынуждены двигаться пешком или на конной тяге.

Вполне всё утилитарно

Вполне всё утилитарно

Итог закономерен: сливки с военного производства Citroën сняли не французы, а немцы. Так что окраска машины из коллекции военно-исторического клуба «Капонир» в немецкий темно-серый цвет уместна. В таком виде Citroën Type 23 прослужил куда дольше. Что же касается представленного экземпляра, то его можно увидеть на выставке со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/francuzskaia-mobilizacionnaia-polutorka-622efd678ae1c12db1c16555?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account