Экспозиция немецких прицепов и повозок военного периода на выставке «Моторы Войны» в парке «Патриот»
Большая война — это не только большая беда, но и, как это не цинично прозвучит, двигатель прогресса. Военные технологии обычно движутся в авангарде, это норма с древних времен. Такой же нормой является то, что начинающаяся война заставляет создавать более совершенное оружие, ибо от этого во многом зависит исход победы. Особенно это актуально во времена резкого технического скачка человечества. Начался он во второй половине XIX века, и, в общем-то, не заканчивается до сих пор. Каждая новая крупная война преподносила новые сюрпризы с точки зрения технологий. В конечном счете всё это привело к тому, что облик войны радикально изменился. Но одновременно менялся и человеческий быт. От военных технологии дальше перепадали в мирную жизнь, причем этот момент часто не замечается. Даже интернет — это исходно военная сеть. И войны идут нешуточные, в том числе информационные.
Одним из способов ведения войны издревле являются боевые действия на информационном фронте. И в этом отношении определенные личности достигли больших результатов. В случае со Второй мировой войной существует целая прорва мифов, которые продолжают активно продвигать. Одним из таких мифов является тотальная моторизация немецкой армии. Мол, это только Красная Армия на одних лошадях каталась, а вот у немцев сплошные грузовики и полугусеничные БТР-ы. По этому поводу немецкие военные бы очень грустно улыбнулись. Нет, грузовиков было много, но при этом основной тяги пехотных дивизий были лошади. Если вы хотите видеть тотальную моторизацию — это к англичанам, у них грузовики, даже плохие, возили всё. А у немцев всякие телеги — это в порядке вещей до самого конца войны. Причем их выпуск скорее наращивался, чем сокращался.
Тема прицепов и тем более телег времен Второй мировой является довольно узкой. Вместе с тем, тема эта крайне интересная. Особенно это касается темы немецких прицепов, их было великое множество вариаций. Пехотные тележки, пехотные прицепы, передки, телеги, включая даже зенитные. Ныне эти прицепы, по большей части, утрачены, но благодаря людям, которым они не безразличны, кое-что появляется из небытия. На минувшей неделе выставка «Моторы Войны» в парка «Патриот» пополнилась отдельной экспозицией. Посвящена она как раз тем самым немецким прицепам и телегам. О ней и пойдет речь в пятничном материале. Он получился большим, потому как есть, о чем рассказать. Благодаря коллекционеру Вячеславу Лен удалось максимально возможно охватить тот пласт истории военной техники, про который часто многие забывают. Экспозиция получилась по-настоящему уникальной, такого вы не увидите ни в одном музее мира.
Экспозиция, находящаяся по центру «Моторов Войны», разделена на две части — пехотные прицепы, а также передки и телеги. Естественно, пехотные прицепы выглядят на фоне второй части экспозиции скромнее, но тут много интересного. Например, универсальная саперная тележка Pionierhandkarren (Pf. 22). Появилась она в 1942 году как развитие темы появившейся ранее тележки для огнеметчиков Flammenwerfer-Füllwagen (Pf. 21). Подобно Pf.21, она позволяла перевозить огнеметы, но при этом на ней возилось и другое оснащение саперов. При массе 85 кг она имела грузоподъемность 385 кг. Pf.22 широко применялась инженерными войсками, а ныне они большая редкость. Еще большую ценность этому экземпляру придает тот факт, что он вообще не реставрировался. То есть сохранился как есть.
В оригинальном состоянии сохранилась и еще одна пехотная тележка — Gefechtskarren (If.9). На вооружение ее приняли в 1938 году, предназначалась она для перевозки 81-мм пехотного миномета Granatwerfer 34. Внутри размещался не только миномет, но и боезапас к нему. Благодаря сравнительно небольшой массе такой прицеп довольно легко перетаскивался на небольшие расстояния силами личного состава. Также существовала возможность впрягать в прицеп лошадь. Вообще If.9, в виду распространенности, частенько попадаются в виде эха войны. Но именно как комплектная тележка, да еще в оригинальном состоянии — вот это реально большая редкость.
Различные тележки, которые предназначались, прежде всего, для перевозки небольших грузов вручную, являлись у немцев массовым явлением. Существовали тележки для отдельных родов войск, весьма специфичные по назначению. Существовали таковые и для немецких связистов. Специально для них создали тележку, получившую обозначение Nachrichtengerätkarren, или тележка связистов. Благодаря максимально облегченной конструкции ее можно было спокойно таскать вручную. В штатном исполнении на тележке предусматривались крепления для катушки с телефонным кабелем. При необходимости можно было закрепить еще две катушки. Nachrichtengerätkarren массово использовались немецкими связистами во время Второй мировой войны, заметно облегчая перевозку телефонных кабелей.
Ныне эти тележки большая редкость, но на экспозиции «Моторы Войны» их две штуки. А еще есть и вариант, имеющий прямое отношение к Nachrichtengerätkarren, но выполняющий совсем другие функции. Существовала очень похожая пехотная тележка, предназначенная для эвакуации раненых. Внешне та же Nachrichtengerätkarren, но крепления иные — под носилки. Как раз такую тележку можно наблюдать рядом с вариантом для связистов.
Последней в ряду пехотных тележек идет самый известный образец подобного типа. Это Infanteriekarren If. 8, легкая пехотная тележка, появившаяся в 1941 году. Опыт первых лет войны выявил необходимость в универсальной тележке, которую можно таскать как своими силами, так и цеплять к лошадям, либо к мотоциклам, либо легковым машинам. В результате была разработана легкая и прочная конструкция грузоподъемностью 350 килограмм. If.8 использовался для самых различных целей, включая перевозку боеприпасов. Нередко его применяли в качестве артиллерийского передка для легких противотанковых пушек. Не менее широкой оказалась и номенклатура тягловых средств – мотоциклы, лошади и даже собаки. Часто между собой сцепляли несколько тележек, получался своеобразный состав. Увидеть эту тележку можно на множестве снимков военного периода. А вот в музеях она почему-то встречается редко.
Сама по себе идея пехотных тележек была правильной, но надо понимать, что не они являлись самым массовым явлением. Это отлично показывает разница между их количеством на экспозиции, и объемом основной части — прицепов. Их разнообразие было велико, причем на экспозиции показаны образцы, предназначенные, прежде всего, для перевозки конной тягой. Это можно четко увидеть по колесам. Если прицеп везут лошади, то колеса у него, как правило, деревянные, с металлическими ободами. Существовали и металлические колеса с пневматическими шинами, но не обязательно их возили машины. Например, Stahlfeldwagen (Hf.7), известный по прозвищу «убийца лошадей», имел металлические колеса с шинами, но применялся с конной тягой.
В полной мере это относится и к прицепу, который открывает линейку — Infantriefahrzeug 5 (IF.5), он же MG-Wagen 36. Создавалась он для установки в нем зенитной турели Zwillingsockel 36. Турель оснащалась спаркой единых пулеметов MG 34 с суммарной скорострельностью до 1800 выстрелов в минуту. Zwillingsockel 36 была вполне эффективным средством борьбы с самолетами, правда, при стрельбе ее немного сносило в сторону, поскольку пулеметы ставились немного со смещением вправо. Соответственно, куда сместили, туда и носит. Штатно прицеп перевозился за передком, также была возможность цеплять MG-Wagen 36 к автомобилю. Всего было выпущено более тысячи MG-Wagen 36, но ныне это большая редкость. Конкретно этот образец был брошен в 1942 году под Аржаниками, восстановлен в мастерской Вячеслава Лен. Прицеп неоднократно появлялся на слёте «Моторы Войны», причем на конной тяге.
Часть коллекции, впрочем, сохранилось в первозданном виде, в чем ее ценность. Это касается и образца, который идет после MG Wagen 36. Речь идет о Kleinfunkwagen (Nf.4), малом радийном прицепе, который также появился в середине 30-х годов. Он представлял собой такой же сплав передовых технологий и несколько странных технических решений. Аналогично MG Wagen 36, прицеп имел цельнометаллическую конструкцию, но при этом колеса оставались деревянными. Причиной тому было то, что прицеп использовался на лошадиной тяге. Всего в него впрягали четырех лошадей. Kleinfunkwagen, как и многие подобные прицепы, состоял из двух частей. Первая — это основной прицеп, Vorderwagen, в нем находился приёмник и основная часть оборудования. А сзади стоял Vorderwagen, где был передатчик и другое оборудование.
Естественно, не обошлась экспозиция и без передков. Таковых в своеобразной колонне находится 2 штуки. В 30-е годы они также выпускались цельнометаллическими. Следует отметить, что и советские передки были цельнометаллическими. Они могли быть самого разного назначения. В случае с артиллерийскими передками внутри размещался боекомплект. Как правило, передок был одноосным. Оба представленных передка относятся к образцам, которые сохранились в оригинальном состоянии.
Отдельной темой являются полевые кухни. Их в колонне две штуки, первой идет малая полевая кухня Hf.12. Она, а также ее модернизированная версия Hf.14 были разработаны еще для Кайзеровской армии. Они массово использовались в годы Первой мировой войны и продолжали нести службу в годы Второй мировой войны. Этому способствовала удачная конструкция, которая за время службы нисколько не устарела. Одной из немногих модернизаций стала установка новых колес, но многие Hf.12 и Hf.14 продолжали использоваться со старыми деревянными колесами. Для конной тяги «быстрые» колеса как-то не особо нужны. Кухня прошла в мастерской Вячеслава Лен небольшой объем реставрационных работ, до наших дней она и так дошла в неплохом состоянии.
Еще одна кухня сохранилась в оригинальном состоянии. Речь идет о Hf.13, большой полевой кухней, которая являлась развитием более ранней Hf.11. Аналогично связке Hf.12/Hf.14, изначально кухни данного типа применялись еще во время Первой мировой войны. Основной котел на Hf.11 и Hf.13 имел объем 200 литров, также имелась емкость объемом 90 литров для приготовления чая или кофе. Отличия между Hf.11 и Hf.13 были минимальными, в основном разница заключалась в деталях. Например, ящики на модернизированной кухне стали металлическими.
Металл, впрочем, использовался далеко не всегда. Самые массовые типы немецких прицепов оставались, как и в годы Первой мировой войны, имели деревянную конструкцию. В полной мере это относится к легкой повозке Heeresfahrzeug 1 (Hf.1), она же Leichter Feldwagen. Это была стандартная повозка немецкой армии, создали ее еще в 20-е года, а далее она перешла в наследство вермахту. Представляла она собой развитие стандартной повозки кайзеровской армии Feldwagen 95. Она имела деревянную конструкцию, из металла изготовлялись лишь отдельные элементы (элементы крепежа и обода колес). Данные повозки к началу Второй мировой войны составляли основу парка пехотных дивизий.
Парой с Hf.1 шел ее более тяжелый собрат — Hf.2. Также существовала и малая повозка — Kleine Heeresfeldwagen (Hf.3), которая представлена на экспозиции. Она представляла собой развитие повозки Kleiner Proviantwagen 16 времен Первой мировой войны. С минимальными изменениями повозку запустили в серию, производство продолжалось и во время войны. Обе представленные повозки сохранились в оригинальном состоянии, даже родные маркировки остались. Hf.2, кстати говоря, тоже есть, но пока в реставрации.
Кто-то может возразить, мол, во время войны немцы выпускали что-то более совершенно. Ну тогда для подобных персонажей есть, так сказать, контрольный выстрел. В конце идет как раз то, что было разработано во время войны. Речь идет о повозке Ersatzfeldwagen 43 (Hf.6), цифра 43 означает год запуска в серию. Представляла он собой упрощенную версию легкой повозки Hf.1. Выпуск Ersatzfeldwagen 43 возрастал по мере того, как немецкая армия несла очень высокие потери в грузовиках. Ближе к концу Второй мировой войны Ersatzfeldwagen 43 оказался одним из основных типов телег, применяемых немецкой армией. Желающие могут поискать фото из Нормандии или с советско-германского фронта, таких телег было много. Ныне считанные единицы. И этот образец также оригинальный.
Для полноты картины не хватает еще пары повозок (Hf.2 и Hf.7), но они тут уже не поместятся. Но и без них эквестрийская моторизация вермахта видна хорошо. Пока выставка проходит, советую поторопиться. По решению курирующих парк «Патриот» структур принято решение о том, что в октябре «Моторы Войны» будут ликвидированы, а на их месте встанет техника с «Мотоармии». Еще примерно месяц для посещения у желающих есть.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ekvestriiskaia-tiaga-vermahta-613f1b8c753c5766ac3c5edb