Юрий Пашолок. Чехословацкий малый танк для румынской армии
История R-1 (Praga AH-IV-R), чехословацкой танкетки, которая строилась по заказу румынской армии
После окончания Первой мировой войны на карте мира появилось несколько новых государств, ранее входивших в состав империй. Касалось это и Европы. После распада Австро-Венгерской Империи появилась Чехословакия, унаследовавшая мощную промышленность. Это касалось и военной промышленности, прежде всего артиллерии и стрелкового вооружения. Локомотивом чехословацкой оборонки стала Škoda, до распада Австро-Венгрии являвшаяся одним из основных поставщиков артиллерийского вооружения. Сильные стартовые позиции позволили оружейному гиганту из Пьзени быстро освоиться на зарубежном рынке артиллерии. Этому дополнительно способствовали связи с французским оружейным гигантом Schneider-Creuseot. Правда, иногда они несколько мешали с точки зрения некоторых контрактов. Скажем так, Škoda старалась избегать тех контрактов, которые не очень одобряли французские партнеры. Это, например, четко было видно в 1930 году, когда закупочная комиссия УММ КА отправилась по Европе.
Несколько иначе дела обстояли с танкостроением. Тут у Škoda имелся крайне опасный и вполне успешный конкурент. В 1929 году образовалась многопрофильная компания ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), в которую объединились Českomoravská-Kolben и Breitfeld-Daněk. У последней уже имелся опыт танкостроения, а именно работы по колесно-гусеничному танку Kolohusenka. Танк не получился, но опыт — это всегда опыт. Так вот, далее ČKD дважды обставила конкурентов из Пльзени. Сначала танкетка P-I обставила конкурирующую MU-4, детище ČKD, разработанное под руководством Алексея Сурина, приняли на вооружение как Tč vz. 33. Дальше был легкий танк P-II, который обставил детище Škoda — Š-II. Успехи были локальные, поскольку оба упомянутых детища ČKD имели скромный тираж. Но далее развитие данных машин стали основой для экспортных боевых машин, которые имели большой успех. Касалось это и P-I, в развитие которой создали экспортную танкетку Praga AH-IV.
Первым успехом экспортной танкетки Praga AH-IV стал контракт с Ираном. В сентябре 1935 года иранские военные заключили контракт на выпуск 50 таких танкеток. Это вызвало интерес со стороны других потенциальных покупателей, включая и Румынию, которая, вместе с Чехословакией, входила в Малую Антанту. На тот момент у румын основу бронетанкового парка составляли Renault FT. Всего в 1919 году румынам досталось 83 танка, из которых, к середине 30-х годов, в рабочем состоянии было 76 штук. Остальные использовались как запчасти. Для румынской королевской армии весьма низкие боевые качества Renult FT не являлось новостью, а вот чем их заменять, вопрос. И тут появилась альтернатива. В январе 1936 года, после неудачного тура по Европе, в Чехословакию прибыла румынская закупочная комиссия. Первоначально речь шла о закупке, аналогичной иранской. Румыны желали приобрести легкие танки TNH (по цене 375000 чешских крон за штуку), а также танкетки AH-IV (307000 крон). Позже, в апреле 1936 года, был заключен контракт на поставку 100 легких танков Praga P-II-aJ (экспортная версия опытного легкого танка Praga P-II-a) и 35 AH-IV, она же R-1. Легкий танк, впрочем, быстро исчез из контракта, поскольку проиграл конкурс Škoda Š-II, принятому на вооружение чехословацкой армии под названием LT vz.35. Тем не менее, контракт на танкетки выглядел вполне неплохим активом, да и Škoda не могла предложить ничего подобного.
Окончательно контракт на поставку 35 «легких танков», так румынские военные назвали R-1, был подписан 6 августа 1936 года. В документах ČKD машина именовалась и как R-1, и как AH-IV-R. Контракт подразумевал, что спустя 3 месяца закупочной комиссии предоставлялся первый опытный образец машины. Впрочем, когда в октябре 1936 года в Прагу прибыл будущий маршал Йон Антонеску, опытный образец R-1 еще не был готов. Ему показали один из иранских AH-IV, который был во многом идентичен румынской машине. Показать товар лицом удалось 26 ноября 1936 года, когда на ČKD прибыла делегация румынских военных. Правда, танк еще не был до конца готов и проходил обкатку, что несколько смазало общее впечатление. Тем не менее, первая демонстрация состоялась, а далее опытный образец постепенно дорабатывался. В любом случае, началась постройка первой партии R-1.
Вполне удачная конструкция AH-IV позволила ČKD не сильно переделывать машину по румынскому заказу. Если не обращать внимание на детали, то иранская и румынская танкетки были почти одинаковыми. У механика-водителя появился своеобразный «прицел», позже ставший визитной карточкой танков ČKD. Немного изменилась башня, а с правой ее стороны появился отбойник. Также в корпусе стал ставить более совершенный ручной пулемет ZB vz.30, а башенная пулеметная установка несколько изменилась. На самом деле AH-IV-R имел больше отличий. Для начала, машина стала на 60 мм уже, а также на 20 мм ниже. При этом ее масса выросла до 3900 кг. На танкетку стали ставить более совершенный мотор Praga RHP объемом 3,9 литра, который имел мощность 62 лошадиные силы. Зато коробка передач была совершенно новой — планетарная Praga-Wilson. За счет переделок машина стала даже немного быстрее, теперь она разгонялась до 45 км/ч. Также, за счет увеличенного запаса топлива, выросла дальность — до 170 км.
Как и в случае с иранскими танкетками, R-1 собирались на филиале ČKD, что в Сланах. Надо сказать, что работы на филиале по организации производства шли довольно медленно, это ощущалось и при сборке иранских танкеток, и в ходе производства румынских машин. Окончательно первая партия из 10 R-1 была готова к 27 сентября 1937 года, при этом румынская приёмка встала в позу, поскольку машины с серийными номерами Sr.1-Sr.10 не полностью соответствовали спецификации. Это, впрочем, не помешало направить танкетки на маневры, где они, управляемые заводскими экипажами, вполне прошли войсковые испытания. 22 октября танкетки вернулись на завод, а к 23 ноября закончилась сборка оставшихся машин. Тем не менее, процесс приёмки задерживался. У румынских военных на то имелись свои резоны. Он были в курсе насчет некоторых проблем с танкетками, включая и недостаточную работу системы охлаждения. При этом они точно так же, почти через микроскоп, смотрели и на R-2, так именовались LT vz.35 по румынскому контракту.
В конце концов, все машины были приняты, а румынские военные оказались довольны. Настолько, что уже в мае 1938 года начались переговоры между ČKD и компанией Malaxa о лицензионном производстве R-1. Николай Малакса, владелец компании, уже имел опыт лицензионного производства танкеток-транспортеров Renault UE, фирме было вполне по силу выпускать и более сложные машины. Да и румынское военное руководство было заинтересовано в собственной танковой промышленности. 22 февраля 1939 года было заключено соглашение о выпуске R-1 в Бухаресте. Изначально речь шла о 382 танкетках, но реально собрали одну — с номером Sr.301. Она несколько отличалась от собранных в Чехословакии образцов. В частности, имелась смотровая башенка. Следует отметить, что R-1 на Malaxa предполагалось выпускать с большим процентом компонентов, которые поставлялись с ČKD. Это касалось моторов, коробок передач и рядя других компонентов. По ряду причин, экономических и политических, в 1939 году дело заглохло, а в 1941 году было уже не нужно.
Надо сказать, что предприимчивое руководство ČKD, на волне относительного успеха с R-1, стало предлагать такие же танкетки направо и налево. Перевод технического описания машины, а также снимки испытаний первого прототипа, были даже на русском языке. При этом ČKD предлагала и дизельный вариант двигателя — RHD, мощностью 55 лошадиных сил при объеме 4,5 литра. Впрочем, у нас этой машиной не заинтересовались, а третий покупатель танкеток, Швеция, захотела совсем другую машину, достойную отдельного рассказа.
В отличие от иранской армии, которая распределила танкетки по пехотным дивизиям, румыны поступили мудрее. R-1 шли на усиление кавалерийских подразделений. Это выглядело вполне логично, поскольку танкетки обладали высокой подвижностью. Средняя скорость машины по шоссе достигала 37 км/ч, так что в механизированных подразделениях им было самое место. По итогам танкетки распределили по кавалерийским бригадам, правда, они там были малочисленными. В таком виде танкетки использовались румынской армией в ходе боев лета-осени 1941 года. Первые месяцы были для румынских частей успешными, впрочем, стало очевидно, что машины надо всё же собирать в более массовые подразделения. В таком виде они использовались осенью 1941 года. Принимали R-1 участие и в осаде Одессы, но тут удача танкеток была переменчивой. Безвозвратные потери составили 6 машин, причем несколько машин оказалось захвачено.
По итогам боевых действий все пережившие бои машины отправили в ремонт. К марте 1942 года 29 машин были снова в строю и активно использовались в наступательных операциях. Впрочем, R-1 отчасти везло, поскольку танкетки действовали почти в тепличных условиях. Удача закончилась в ноябре 1942 года, когда началась операция «Уран». Румынские войска угодили, вместе с немецкой 6-й армией, в кольцо, а кавалерийские дивизии за короткое время потеряли 14 танкеток. При этом те дивизии, что не попали в кольцо окружения, тоже имели проблемы. Из 10 R-1 к началу 1943 году только 2 находилось в рабочем состоянии. Оставшиеся танкетки отправили в Румынию, поскольку было уже понятно — боевой ценности они не представляют.
Осенью 1943 года возникла идея сделать из R-1 истребитель танков, взгромоздив на них 45-мм противотанковые пушки. Но от идеи очень быстро отказались, поскольку машины были слишком изношены, да и запаса прочности шасси явно оказалось недостаточно. Посему танкетки использовались как учебные. К осени 1944 года их всё еще числилось 14 штук, позже это число снизилось до 11. Когда Румыния перешла на сторону Антигитлеровской Коалиции, R-1 снова нашлась работа. В последний раз изношенные танкетки ходили в бой весной 1945 года, действуя в Словакии. Основные их потери пришлись на механические проблемы. Посему к окончанию боевых действий в строю числилась всего одна такая машина.
До наших дней ни одна из румынских танкеток не дожила, известна лишь реплика, которая довольно похожа на оригинал. Надо сказать, что R-1 показали себя довольно неплохо, особенно с учетом того, что к началу Второй мировой войны танкетки в принципе уже являлись морально устаревшим классом бронетанковой техники. Во многом довольно успешная карьера R-1 связана с тем, что румынам часто просто везло. Тем не менее, само по себе то, что танкетки умудрились провоевать почти 4 года, достойно уважения.
Список источников:
-
-
- РГВА
- Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Фотоархив автора
- eBay
-