Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу

14

Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу

Так сложилось, что с отечественными тягачами времен Великой Отечественной войны у нас ситуация крайне запущенная. Была. Благодаря работе частных коллекционеров отчасти удалось вернуть с того света, что когда-то уничтожили в Бронницах. Далеко не всё пока удалось восстановить, но постепенно пробелы в истории отечественной гусеничной техники заполняются.

В минувшую пятницу на выставке «Моторы Войны» состоялось знаменательное событие. Мастерская Евгения Шаманского, на сегодняшний день главная движущая сила на ниве восстановления советской техники времен Великой Отечественной войны, представила новинку. Ей стал советский трактор Сталинец С-65 в варианте артиллерийского тягача. На начало Великой Отечественной войны это был самый массовый гусеничный артиллерийский тягач Красной Армии, он оставался в этом статусе всю войну.

За те где-то уже лет 20, что мастерская Евгения Шаманского занимается темой советских военных колесных и гусеничных машин, у нее сложилась крупнейшая в мире коллекция советских тягачей. С декабря 2021 года часть из них оказалась на выставке «Моторы Войны». Одна из целей выставки — показать, какая техника была у Красной Армии, что не всё так было плохо, как это иногда рассказывают. Да, советские войска остро нуждались в гораздо большем объеме колесной и гусеничной техники, чем было на начало Великой Отечественной войны. Но всё относительно. На 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 39622 гусеничных тягачей.

Из этого числа 10603, то есть чуть больше четверти, составляли гусеничные трактора Сталинец С-65. Производство этих тракторов началось на ЧТЗ в июне 1937 года. Они стали первыми крупносерийными советскими тракторами с дизельными моторами. Переход с лигроина на дизельное топливо стало огромным плюсом, поскольку расход снизился в 2 с лишним раза, а дизельное топливо было еще и значительно дешевле. Естественно, С-65 не являлся специальным артиллерийским тягачом. Отличием военной версии было наличие закрытой кабины, а также измененное сцепное устройство. С-65 отличался очень небольшой скоростью движения. Другое дело, что лучше иметь такой тягач, чем никакой. В немецких пехотных дивизиях 149-мм тяжелые гаубицы таскали при помощи лошадей. В Красной Армии артиллерия корпусного уровня и выше оказалась механизированной на 100%. К слову, за 1941 год Красная Армия получила дополнительно еще более чем 4700 таких тракторов.

Сейчас известно несколько сохранившихся С-65 в военном исполнении. Восстановленный в мастерской Евгения Шаманского экземпляр был выпущен в самом начале 1940 года, предположительно потерян в конце советско-финляндской войны. О нем еще будет рассказано отдельно, но можно уверенно говорить — это наиболее аутентичный тягач данного типа из сохранившихся.

Презентация новинки превратилось в небольшое шоу. Помимо С-65, на открытую площадку выставки выехали тягачи «Комсомолец», СТЗ-5 и «Коминтерн». Кстати, в коллекции Евгения Шаманского есть также гусеничный тягач СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ), но он на выставке не экспонируется. И без него «Моторы Войны» сейчас является уникальным местом. Здесь можно видеть основные советские тягачи противотанковой, дивизионной и корпусной артиллерии, а также артиллерии большой мощности. Из них «Комсомолец», СТЗ-5 и «Коминтерн» являлись тягачами специальной разработки. К слову, до того «Коминтерн», единственный тягач данного типа, сохранившийся в комплектом виде, показывался на ходу всего пару раз. Так что те, кто пришел на презентацию, вряд ли был разочарован. Она, правда, немного затянулась, поскольку главный виновник торжества начал капризничать, но такие проблемы с пускачом основного мотора — типичная ситуация для подобных тракторов. Год назад аналогичным образом упирался FAMO Rübezahl, также дизельный трактор, чей мотор запускается при помощи бензинового «пускача».

В заключение стоит сказать, что это явно не последняя премьера мастерской Евгения Шаманского. Там идет работа над еще несколькими проектами, из них часть — настоящие уникумы.

Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу Юрий Пашолок. Большой выгул гусеничных артиллерийских тягачей на Рогожском валу

источник: https://dzen.ru/b/Zi6hOxLRw0ucYomN

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account