Юрий Пашолок. Башенный гаубичный самоход по-немецки
История Pz.Sfl.IVb, первой немецкой относительно серийной САУ, оснащенной 105-мм гаубицей leFH 18
Содержание:
История немецких самоходных артиллерийских установок весьма заковыристая. Особенно это касалось таких специфичных боевых машин, как штурмовые САУ. Поначалу немцы предполагали создать самоходное шасси под орудие калибра 75-77 мм, но в итоге так получилось, что лучшим носителем подобного оружия стал танк. Речь идет о B.W., позже получившем обозначение Pz.Kpfw.IV. Эта машина создавалась по концепции танка поддержки, и он себя хорошо показал. Вместе с тем, задолго до начала Второй мировой войны появилось понимание о необходимости поставить более мощное орудие. Дело в том, что у осколочно-фугасного снаряда калибра 75 мм было не столь и большим. Проблема решалась просто — установкой более мощного орудия. Впервые о нем заговорили в сентябре 1935 года, причем речь шла о танке. Именовался он R.W. (Rauchwagen), что дословно переводилось как «дымовая машина». По сути речь шла о B.W. со 105-мм гаубицей, имевшей длину ствола 16 калибров. Судя по переписке, зимой 1938 года B.W.II (Kp) переделали в R.W., но что-то пошло не так. По крайней мере, осенью того же года танк переделали в мостоукладчик.
Несмотря на то, что гаубичный танк R.W. так и остался опытной разработкой, идея создания боевой машины, вооруженной 105-мм гаубицей, не умерла. К лету 1939 года начались работы по новой боевой машине, которая по концепции чем-то напоминала американские штурмовые САУ. То есть с вращающейся башней и открытым сверху боевым отделением. Довольно долгое время эта боевая машина, предназначенная для поддержки танков, пребывала в виде эскизных проектов и расчетов. Тем не менее, Pz.Sfl.IVb, так она наиболее известна, в своём развитии продвинулась куда дальше. Дело дошло не только до опытного образца, но и установочной партии, причем часть машин уехало воевать, прямиком под Сталинград. Об этой САУ, первой из машин на немецкой базе, получившей 105-мм гаубицу с баллистикой leFH 18, и поговорим.
Гаубичное ответвление истребителя ДОТ-ов
Как не странно, своему появлению гаубичная САУ обязана совсем другой боевой машине — истребителю ДОТ-ов. Работа по нему началась в 1938 году, после того, как немецкая армия стала срочно готовиться к наступательным операциям против своих соседей. Для того, чтобы взломать Линию Бенеша, Линию Мажино и другие укрепрайоны, требовалось мощное орудие, способное поражать толстостенные укрепления. Как первоочередную меру было решено использовать 88-мм зенитную пушку Flak 18, которую перевели в разряд универсальных орудий. Также проработали истребитель ДОТ-ов на шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.8. Вместе с тем, еще на стадии обсуждения проекта Фердинанд Порше указал на слишком большую его высоту. Да и 8.8 cm Flak 18 была слабовата для поражения некоторых видов укреплений. Поэтому быстро всплыло другое орудие — 105-мм полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone 18. Также появилось и понимание о необходимости гусеничного шасси, желательно на танковой базе. Задание на такое шасси получил Krupp.
25 апреля 1939 года Krupp представил два эскизных проекта «самоходного лафета» для 10,5 cm K L/52. Первый проект, W1298, предполагал размещение двигателя под казенной частью орудия и кормовое расположение боевого отделения. С точки зрения размещения орудия такой вариант выглядел, по мнению 6-го отдела Департамента Вооружений, более удачно. Его и взяли за основу будущего Pz.Sfl.IVa. Сам же Krupp считал, что лучше делать машину по эскизу W1299. Увы, его не сохранилось, но по факту такой вариант был больше похож на танковое шасси, с размещением боевого отделения вместо башни. Высота линии огня снижалась с 2000 до 1700 мм, имелась возможность поставить V-образный 12-цилиндровый мотор (по эскизу W1298 влезал только рядный 6-цилиндровый мотор), обслуживание силовой установки упрощалось. Также Krupp крайне скептически высказался насчет торсионной подвески. Посему далее использовалась блокированная подвеска по типу Pz.Kpfw.IV.
Krupp продолжал настаивать на своей идее «нормального» шасси, но позиция 6-го отдела Департамента Вооружений оказалась непоколебимой. Максимум, что удалось подавить, так это унификация ходовой части с Pz.Kpfw.IV. Отчасти скепсис Krupp оказался оправдан, поскольку финальный вариант Pz.Sfl.IVa получился откровенно маломощным. Но это было потом, а весной-летом 1939 года казалось, что 6-й отдел Департамента Вооружений на верном пути. Но Krupp всё же нашел лазейку. 14 сентября 1939 года был представлен эскиз W1324, который обозначался как «установка leFH 18 в Pz.Sfl.IV(leFH 18)». Фактически это была эволюция того самого эскиза W1299, но с учетом уже принятых решений по Pz.Sfl.IVa. Это позднее сыграет едва ли не ключевую роль в судьбе новой машины. Как и Pz.Sfl.IVa, она получала 6-цилиндровый мотор, заведомо более «дохлый», чем Maybach HL 120.
Не менее забавно выглядела ситуация с ходовой частью. 6-й отдел Департамента Вооружений хотел торсионную подвеску и 6 опорных катков на борт, Krupp топил за блокированную подвеску и 8 опорных катков на борт. В результате получилось что-то среднее — блокированная подвеска, 6 опорных катков на борт, но увеличенного с 450 до 515 мм диаметра. Остальные элементы ходовой части были похожи на Pz.Kpfw.IV, но имели отличия. Например, ширина трака выросла до 400 мм. Коробка передач бралась от Pz.Kpfw.IV (ZF SSG 46), но основная часть элементов трансмиссии унифицировалась с Pz.Sfl.IVa.
Более подробное осуждение машины началось 10-11 октября 1939 года, тогда же она получила обозначение Pz.Sfl.IVb. Судя по обсуждению, исходная концепция машины была, как и у Pz.Sfl.IVa, рубочной. Более того, углы вертикальной наводки были как у «штурмовика» — 10 градусов вниз и 15 вверх. 6-й отдел Департамента Вооружений потребовал увеличить максимальный угол возвышения до 40 градусов, а сектор горизонтальной наводки увеличить до 32 градусов. Ради этого высоту линии огня поднимали с 1700 до 1800 мм. Боекомплект оценивался в 40 выстрелов, а броневая защита предполагалась противопульной.
Дальнейшее развитие Pz.Sfl.IVb стало результатом жесткого спора между 6-м отделом Департамента Вооружений и In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция Моторизованных Войск). Возглавлявший 6-й отдел Департамента Вооружений оберст-лейтенант Генрих Ольбрих считал, что нужна рубочная САУ. А в In 6 оказались иного мнения. Там думали, что немецким танковым частям необходима подвижная боевая машина поддержки танков. Которая еще и выглядела больше похожей на танк. В результате возобладала точка зрения In 6, случилось это в начале 1940 года. Той же точки зрения придерживались и на Krupp. Еще в январе 1940 там проработали башенный вариант машины. При этом башня имела ограниченный сектор горизонтальной наводки (по 35 градусов влево и вправо). Также отклонили идею с увеличением толщины брони до 30 мм, ограничившись 20 мм во лбу. Решение верное, поскольку имелась тенденция к росту массы, а от огня стрелкового оружия 20 мм вполне защищали.
Следует отметить, что In 6 была скорее права. Если внимательно посмотреть на происходившие процессы в других странах, то очень похожая на Pz.Sfl.IVb машина позже появилась в американской армии. Речь идет о HMC M8, причем американцы вскоре захотели ту самую 105-мм гаубицу. Башня обеспечивала высокую маневренность огня, и ее также сделали открытой сверху. Другой вопрос, что корявые действия 6-го отдела Департамента Вооружений еще в 1940 году сделали Pz.Sfl.IVb проблемной машиной. Унифицированный с Pz.Sfl.IVa мотор Maybach HL 66 Plz объемом 6,6 литров и мощностью 180 лошадиных сил при 3200 об/мин был явно слабоват. «Дохлый» двигатель стал бомбой замедленного действия, которая позже сработала.
Жертва разборок между ведомствами
2 ноября 1940 года с Krupp был заключен контракт №004-1520/40 на изготовление двух опытных образцов Pz.Sfl.IVb. Орудия изготовлялись силами Rheunmetall-Borsig. Облик машины сформировался окончательно. Получилась универсальная машина, больше напоминающая танк, но при этом способная вести навесной огонь. Ее высота составляла 2,25 метра, что было ниже Pz.Kpfw.IV даже без учета командирской башенки. Несмотря на то, что башенная компоновка заведомо снижала объемы боевого отделения, маленьким боекомплектом Pz.Sfl.IVb явно не страдала. Он составил 60 выстрелов, вполне прилично для такой машины. Проблем у машины было по сути две — откровенно слабый мотор (удельная мощность едва превышала 10 л.с. на тонну) и не унифицированная ни с чем ходовая часть. В обоих случаях общий привет 6-му отделу Департамента Вооружений. Используй, как на Pz.Sfl.IVa, ходовую часть Pz.Kpfw.IV, проблему унификации ходовой части вполне можно было избежать еще на старте.
В виду загруженности Krupp по другим работам разработка Pz.Slf.IVb шла неспешно. Между тем, 13 августа 1941 года 6-й отдел Департамента Вооружений сменил индекс на leFH 18 (Sfl.). Это, впрочем, нисколько не мешало использовать индекс Pz.Sfl.IVb и далее. Примерно в это же время был заключен контракт №SS-016–4253/40 на выпуск 10 Pz.Sfl.IVb установочной партии. 3 октября 1941 года уточнили сроки их подачи. Первая САУ сдавалась в декабре 1941 года, 2 в январе 1942 года, 3 в феврале и 4 в марте. Впрочем, эти планы оказались явно преждевременными. Только в начале января 1942 года удалось сдать опытные САУ, которые еще и повредили в ходе испытаний. Естественно, сроки сдвинулись.
Между тем, ближе к концу 1941 года стало очевидно, что неумные действия 6-го отдела Департамента Вооружений привели к созданию недостаточно подвижной САУ. К 1 декабря появилось уточненное задание на серийный Pz.Sfl. für leFH 18. Также крупносерийная машина проходила под индексом Pz.Sfl.IVb3. Ходовая часть в большей степени унифицировалась с Pz.Kpfw.IV, а главное, ставился совсем другой мотор. Им оказался 9-литровый V-образный 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 90 P20K. Этот мотор отличался небольшой массой (620 кг против 900 у HL120) и высокой мощностью — 360 л.с. при 4000 об/мин. С ним машина получала удельную мощность 20 л.с. на тонну. Кроме того, в дальнейшем утвердили переделку боевого отделения. Теперь башня получала круговое вращение.
По большому счету, еще в конце 1941 года следовало тормозить выпуск нулевой серии, поскольку недостатки машины в текущей конфигурации выглядели очевидными. Но процесс уже запустили, первые 4 корпуса поступили на Grusonwerk в ноябре 1941 года. В декабре поступили первые башни, а первые машины нулевой серии сдали куда позднее, вероятнее всего, на это повлияли испытания опытных САУ. При плане сдачи в апреле 1942 года первая Pz.Sfl.IVb покинула Grusonwerk в августе, еще 3 в сентябре, 4 в октябре, по одной в ноябре и декабре. Ну а с машинами крупной серии и вовсе случилась ситуация, при которой производство оказалось невозможным.
Изначально контракт SS-210–8902/41 на выпуск 200 Pz.Sfl.IVb3 достался Grusonwerk, случилось это 13 декабря 1941 года. Но к лету 1942 года производство Pz.Kpfw.IV стало постепенно возрастать. К июлю стало окончательно ясно, что Grusonwerk контракт выполнить не сможет. Поэтому 20 июля 1942 года был подписан контракт SS 210–8902/42(H) со сталелитейным заводом Stahlindustrie GmbH (Мюльхайм-на-Руре). Опыта танкостроения у завода не было, но в дальнейшем именно тут собирались САУ Hummel. То есть выпускать Pz.Sfl.IVb3 в Мюльхайме-на-Руре вполне могли. Но 25 июля Гитлер распорядился поставить на это шасси 149-мм гаубицу sFH 18. Кроме того, выяснилось, что 10,5 cm leFH 18 вполне можно поставить на шасси Pz.Kpfw.II. Наконец, во всё том же 1942 году появилась программа Grille 10. Всё это привело к тому, что Pz.Sfl.IVb3 отменили в ноябре 1942 года.
Что же касается Pz.Sfl.IVb (с марта 1942 года использовался также индекс Pz.Sfl. für leFH 18 Ausf.A), то судьба машин нулевой серии оказалась непростой. САУ с номерами шасси 10631-150640 стали поступать в состав 16-го артиллерийского полка 16-й танковой дивизии. 1 сентября 1942 года был утвержден штат K.St.N.431 батареи самоходных орудий. Всего в батарею входило 6 САУ, далее доработанный штат K.St.N.431 использовался для формирования батарей на САУ Hummel и Wespe. Последние ждали и с 16-й ТД, но по факту в октябре 1942 года сформировали всего одну батарею на Pz.Sfl.IVb. С ней 16-я ТД уехала на советско-германский фронт, сгинув во время битвы за Сталинград. Пока фото битых Pz.Sfl.IVb из состава 16-й ТД не проскакивали, но вероятность их появления не такая и низкая. В конце концов, фото захваченной Pz.Slf.IVa всплыли.
Оставшиеся 4 машины далее оказались в сводной учебной батарее, куда также попало 2 САУ Wespe. На фронт они уже не попали, поскольку начался крупносерийный выпуск Wespe. С одной стороны, ставка на Wespe смотрится вроде бы логично, а с другой, шасси крупносерийной Pz.Sfl.IVb выглядело более удачным. Не говоря уже о том, что потенциально на его основе вполне можно было делать и истребитель танков. К счастью, немецкие ведомства совершили массу ошибок, не дав танковым дивизиям полноценную машину поддержки танков. Быстроходная самоходная гаубица могла создать немало проблем.
Список источников
-
-
- US NARA
- US Signal Corps
- Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004
- Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- eBay
-