Юрий Пашолок. Архимедов винт с четырьмя башнями
Проект «зимнего танка с винтовым движителем», предложенный в августе 1942 инженером-технологом Б.Бекетовым
Вопрос передвижения по заснеженной местности до сих пор решается самыми разными путями. Поток новых идей не ослабевает. Естественно, тупиковых идей среди них хватает с избытком, тем не менее, иные предложения, которые казались бесполезными, на новом техническом уровне вполне работают. Те же автомобили на шинах сверхнизкого давления появились далеко не вчера, но широкое распространение стали получать лишь сейчас. Полугусеничные машины, переделываемые из обычных колесных машин, у нас испытывали еще в 30-е годы, но и они получили распространение только сейчас. Речь идет, конечно, о нишевых аппаратах, но тем не менее. Своего клиента они нашли и производятся серийно. Так что некоторые идеи возвращаются. Возможно, вернется еще и самый странный среди снегоходов — шнекоход.
Называть новой конструкцию шнекохода по меньшей мере странно. Идее шнекохода скоро стукнет 145 лет, по крайней мере, первый подобный патент был зарегистрирован еще в 60-е годы XIX века. Другой вопрос, что от идеи до реализации прошло почти четыре десятилетия. Впрочем, всё равно шнекоходы являются как минимум ровесниками тех же полугусеничных машин. Но на их фоне даже полугусы смотрятся весьма банально. Это и немудрено, ведь шнекоход предлагался, прежде всего, либо как снегоход, либо как амфибия (а часто и то, и другое). Слишком специфичный по конструкции, шнекоход до сих пор остается скорее уделом «кулибиных». Нет, теоретически система работает, другой вопрос, что минусов скорее у шнекохода больше. Тем не менее, еще в 20-х годах предпринимались попытки нацепить на шнекоход погоны.
В Советском Союзе шнекоходами занимались с 20-х годов, но речь шла об опытных образцах. Вместе с тем, у нас тема шнекоходов была весьма популярной. По крайней мере, пытались ими заниматься самые разные люди. Естественно, имелись мысли и о военном применении данных машин. Большинство подобных предложений не продвигались дальше проектов, но еще до войны появились идеи боевых машин со шнековым движителем. Имелись среди них и танки, в основном традиционной конструкции. Но предлагались и очень странные боевые машины. Самой странной среди них оказался «зимний танк», или «танк с винтовым движителем», предложенный в августе 1942 года инженером-технологом Б. Бекетовым, который трудился в Специальном экспериментальном производственном бюро Наркомата Боеприпасов (СЭПБ НКБ).
Учитывая специфику СЭПБ НКБ, появление подобной конструкции именно там вообще не вызывает удивления. «Инкубатор» по производству новых типов взрывчатых веществ был местом, где работали люди инициативные и с разными идеями. Бекетов относился как раз к таким людям. Идея просто взять танк и приладить к нему шнековый движитель для него была слишком простой. Больше того, она его не устраивала по целому ряду причин. Шнековый движитель получался слишком громоздким, кроме того, громоздким, по мнению Бекетова, получался и корпус танка. Идея лежала на поверхности — сделать шнековый движитель одновременно и корпусом танка. Тем самым, по мнению автора, решалась целая масса проблем. Во-первых, снижалась общая масса танка, поскольку движитель и корпус становились единым целым. Во-вторых, исчезала проблема равнопрочности брони в районе ходовой части. В-третьих, форма корпуса, по мнению автора, получалась оптимальной с точки зрения улучшения характеристик броневой защиты (больше вероятности рикошета). Наконец, «червячный движитель», как его называл Бекетов, позволял улучшить характеристики проходимости. Такой танк мог двигаться по любой поверхности, включая и снежную целину.
Предлагавшийся танк выглядел по меньшей мере смело. Представлял он собой 2 трубы диаметром 1200 мм, соединенных между собой системой перемычек. В торцах каждой из «труб» находилось отделение управления. В центре корпуса располагался авиационный мотор мощностью 250 лошадиных сил, который приводил в движение шнековый движитель. Состоял он из трех секций — центральной и двух малых, спереди и сзади. Суммарно получалось 500 лошадиных сил на 27-28 тонн боевой массы. Автор был реалистом и не рисовал безумной скорости. 23-24 км/ч — вполне реалистичные ТТХ для шнекохода. Плюсом было удельное давление на грунт, которое составляло от 0,4 до 0,6 кг/см². При таком давлении на грунт танк-шнекоход вполне мог ездить по снегу. Также автор предусмотрел подвеску, тем самым, в теории, его боевая машина лишалась одного из ключевых недостатков шнекохода — жесткого крепления движителя.
Если сама идея движителя выглядела оригинально, но проработка боевого отделения изначально вызывала массу вопросов. Для начала, при выбранной схеме привычный танк построить не получилось бы, поскольку тогда пришлось городить центральную секцию. А это сразу означало ширину больше 5 метров, а то и больше. Шнекоход Бекетова и так имел ширину под 4 метра. Поэтому автор решил поставить аж 4 башни. Велосипед он придумывать не стал и нарисовал что-то вроде башен Т-26. Для 28-тонного танка с легким противоснарядным бронированием так себе предложение. Кроме того, масса вопросов возникала и к размещению расчета боевого отделения. Диаметр погона башни башни Т-26 в свету — 1112 мм, плюс сам погон, итого башня занимала больше места, чем диаметр корпуса. Автор предлагал некие расширители, но при таком подходе для расчета башни места не оставалось.
Уже на момент проработки боевого отделения 4-башенный снежный танк Бекетова можно было «заворачивать», но по факту хватало и других недостатков. Это и неудобство работы механика-водителя, и чрезмерные габариты, в результате чего танк требовалось разбирать при транспортировке. Наконец, какого-то глубинного смысла в шнековом движителе не имелось. Да и высота такого танка получалась явно больше, чем у машин аналогичного класса. В результате проект Бекетова, вполне обоснованно, отклонили.
Вместе с тем, уже позже отдел изобретений ГБТУ КА возвращался к данному проекту. Нет, речь шла не про реализацию машины. Просто в ГБТУ КА изучали наиболее оригинальные идеи и пытались представить их, так сказать, в более реалистичном исполнении. Так и появился эскиз с башнями, больше напоминавшими ИС-2. Правда, надо сразу уточнить — габариты машины необходимо серьёзно пересматривать. Диаметр «трубы» корпуса, по внутренним стенкам, должен был составить не менее 2 метров, дабы вписать башню. Соответственно, ширина корпуса была бы метров 6. «Поплыли» бы и данные по массе и так далее. То есть даже вот этот эскиз не является чем-то реалистичным. Но да, примерно 100-тонный шнекоход с 4 башнями — хотел бы я на него посмотреть. Объект 279 на его фоне выглядел бы очень скромно и приземленно. При этом нельзя сказать, что у Бекетова получился полный бред. Теоретически его конструкция вполне могла быть реализована. Точно так же, с помощью нехитрых приспособлений, буханку белого (или черного) хлеба можно превратить в троллейбус… но зачем?
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- eBay
-