Юрий Пашолок. Африканский многоцелевой транспортер по-итальянски

18
Юрий Пашолок. Африканский многоцелевой транспортер по-итальянски

Юрий Пашолок. Африканский многоцелевой транспортер по-итальянски

Легкий многоцелевой полноприводной грузовик FIAT-SPA AS 37, созданный специально для использования в Северной Африке

Обеспечение колониальных войск являлось весьма важным пунктом для Италии. Так исторически сложилось, что интересы Италии, с точки зрения колоний, находились в Африке. Еще в конце XIX века итальянской колонией стала Эритрея. По итогам итало-турецкой войны 1911-1912 годов Италии отошла Ливия с большими пустынными территориями. Аппетиты режима Муссолини, естественно, были куда шире, политика Mare Nostrum (наше море) вполне четко указывала на амбиции итальянцев. Впрочем, одно дело амбиции, а другое реальное состояние дел. Даже после того, как в первой половине 30-х годов пошла модернизация итальянской армии, включая ее автопарк, не всё выглядело гладко. Это лишний раз показала война в Эфиопии, которая далась итальянским войскам тяжело. Имея существенный перевес над эфиопской армией, итальянцы, тем не менее, в случае с Эфиопией получили отнюдь не легкую прогулку. Естественно, победа Италии в этой войне была очевидной, но она лишний раз заставила задуматься насчет матчасти колониальных войск.

Первый опытный образец FIAT-SPA AS 37. В отличие от TL 37, своего прародителя, машина больше была похожа на обычный грузовик

Первый опытный образец FIAT-SPA AS 37. В отличие от TL 37, своего прародителя, машина больше была похожа на обычный грузовик

Поначалу в Ливии использовались вполне обычные армейские машины, но в дальнейшем появилось понимание, что нужны и специальные модели. Первой такой машиной стал легкий грузовик повышенной проходимости FIAT 612, который, впрочем, более известен как SPA (FIAT-SPA) Dovunque 33. Созданная по колесной схеме 6Х4 машина изготовлялась силами SPA, которая в системе FIAT была ориентирована на выпуск военной техники. Далее появилась массовая модель SPA Dovunque 35, которая получила более мощный мотор. Была разработана и специальная версия машины, получившая обозначение Sahariano. Также специально под использование в Северной Африке модифицировали и ряд других машин. Прежде всего это касалось установки новых шин, хотя по факту требовалось больше переделок, включая и повышение дальности действия. Это привело к идее создания специализированной машины именно под использования на столь специфичном ТВД.

То, что это не обычный грузовик, становится заметно по проработке кузова. Слишком наворочено

То, что это не обычный грузовик, становится заметно по проработке кузова. Слишком наворочено

В первой половине 1935 года началась работа по созданию легкого колесного артиллерийского тягача. По результатам этих работ в лидеры вырвался TLa (Trattore Leggero per artiglieria) разработки FIAT-SPA. В отличие от конкурента от Breda, FIAT-SPA TLa больше напоминал обычную машину, особенно с точки зрения удобства размещения расчета и боезапаса. 31 мая 1938 года C.S.M. официально признал TLa победителем, одновременно индекс сменился на TL 37. Впрочем, первый заказ на 250 тягачей появился еще в октябре 1937 года. Тогда же, в 1937 году, FIAT-SPA TLa привлек внимание маршала Итало Бальбо, главнокомандующего итальянской Северной Африкой. Видя высокий потенциал машины, в июне 1937 года он поднял вопрос о создании на ее базе специализированной версии для Северной Африки. Официально этого заказа изначально не существовало, но FIAT быстро сориентировался в сложившейся обстановке и срочно начал инициативную работу по африканской версии машины. Так появилась специальная машина для использования в условиях пустыни, получившая индекс FIAT-SPA AS 37 (Autocarro Sahariano).

Общая схема AS 37, она была равнозначна для опытной машины и для автомобилей первой серии

Общая схема AS 37, она была равнозначна для опытной машины и для автомобилей первой серии

Облик Autocarro Sahariano сформировался уже в октябре 1937 года. За основу бралось шасси TL 37, которое немного удлинялось в задней части. Основные агрегаты, включая мотор 18TL, оставались неизменными, что и позволило быстро подготовить новую машину. Главные изменения начинались сразу после моторной перегородки. Если FIAT-SPA TL 37 оснащался открытой кабиной с цепочками вместо дверей, AS 37 получал закрытую кабину. Может показаться странным, что для действий в Северной Африке делался грузовик с закрытой кабиной, но на то имелись вполне объективные причины. Залетающий песок, особенно в условиях пылевой бури, не доставлял особой радости. Кроме того, в крыше кабины предусмотрели большой люк, так что вопрос вентиляции вполне решался. Не менее существенные отличия имелись за кабиной. У TL 37 объем топливного бака составлял 100 литров, у пустынной версии баков было 2 — на 100 и 206 литров. Это позволило увеличить дальность действия машины до впечатляющих 870 километров.

AS 37 в Ливии,1940 год

AS 37 в Ливии,1940 год

Отдельного упоминания достроен кузов. Внешне он напоминал то, что разработали для тягача Breda, но на самом деле это была очень непростая конструкция, созданная специально для эксплуатации в условиях пустыни. Внутри оказалось не так комфортно, как на задних сиденьях TL 37, но с точки зрения функциональных возможностей кузов AS 37 может легко поспорить с немецкими разработками. Это касается, прежде всего, внимания к различным мелочам. Вплоть до специальных креплений для винтовок. Сверху могли устанавливаться дуги, на которых крепился тент. Он плотно закрывал кузов со всех сторон, что также намекает на требования о защите от песка при пылевых бурях. Также к тенту могла крепиться специальная секция, которая выполняла роль навеса. На отдыхе вещь совсем не лишняя. Наконец, по бортам кузова могли крепиться канистры с водой, а под сиденьями скрывались емкости для воды.

Более подходящие для песка покрышки Pirelli Sigillo Verde, иные были и колесные диски

Более подходящие для песка покрышки Pirelli Sigillo Verde, иные были и колесные диски

Первые образцы AS 37 оснащались пневматическими шинами Pirelli Artiglio размерностью 9,75Х24 дюйма, такие же позже ставились на TL 37 Libia. Автомобиль получился чуть длиннее тягача, чуть шире, а за счет иного кузова еще и выше. Вместе с тем, масса машины оказалась ниже, а грузоподъемность выросла с 800 до 1200 кг. Кроме того, максимальная скорость выросла до 50 км/ч. Довольно быстро на AS 37 стали ставить другие, более подходящие для пустыни шины. Именовались они Pirelli Sigillo Verde, они имели размерность 11,25Х24 дюймов, кроме того, комплектовались они сплошными колесными дисками. В дальнейшем также использовались шины с иным рисунком, но размерность также была 11,25Х24 дюймов.

AS 37 второй серии, в варианте артиллерийского тягача

AS 37 второй серии, в варианте артиллерийского тягача

Вскоре последовала установочная партия, которая отправилась на войсковые испытания в Ливию. В 1939 году, по результатам испытаний, в конструкцию FIAT-SPA AS 37 внесли ряд изменений. Для начала, от большого люка в крыше кабины отказались, а в дверях появились воздуховоды. Существенно упростили, не в ущерб функциональности, кузов. Например, отказались от откидных панелей бортов кузова. Немного изменилось размещение различных деталей в кузове, для большего удобства. Под сиденьями сохранились большие емкости для воды, вещь в пустыне крайне необходимая. На некоторых версиях машины появились дуги и тент на крыше кабины. Принципиально эта ниша могла использоваться и для вещей.

Возможность поставить тент была весьма полезной для пустыни

Возможность поставить тент была весьма полезной для пустыни

В таком виде автомобиль был запущен, с 1939 года, в серийное производство. Базовой версией являлся автомобиль для перевозки пехоты. С точки зрения ближайшего аналога AS 37 можно считать немецкий Horch 108, а также последовавшие за ним Steyr 1500A и Mercedes-Benz L 1500 A. Эти машины теоретически превосходили итальянца в грузоподъемности, оказались мощнее и быстрее, но есть один существенный нюанс. AS 37 создавался на базе артиллерийского тягача, то есть фактически колесного трактора. Кроме того, довольно быстро стали появляться специальные версии машины, включая и артиллерийский тягач. Впрочем, в роли тягача нередко использовался и базовый вариант AS 37.

У этой машины на крыше дополнительные бензобаки

У этой машины на крыше дополнительные бензобаки

Выпуск AS 37 был не столь крупносерийным, как в случае с TL 37, тем не менее, штучным товаром машину не назвать. К марту 1942 года в войсках находилось 584 машины данного типа. На машинах второй и третьей производственной серии, по требованию военных, объем топлива вырос. Для этого задействовали крышу кабины, над которой установили дополнительные топливные баки. Естественно, решение это было не самым лучшим, поскольку машина и так получилась высокой, а чем грозило попадание шальной пули в бак, понятно. Тем не менее, подобные варианты были весьма массовыми, в том числе и как артиллерийские тягачи. Существовали и более специфичные машины. Например, во второй половине 1942 года появилась специальная версия AS 37 для наблюдателей. В кузове устанавливалась выдвижная лестница, благодаря которой получался наблюдательный пункт. В условиях войны в пустыне не самая бесполезная идея.

Самый экзотичный вариант - передвижной наблюдательный пункт

Самый экзотичный вариант — передвижной наблюдательный пункт

FIAT-SPA AS 37 пользовался в войсках большим уважением. Для военной машины она была, конечно, чрезмерно высокой, но это компенсировалось надежностью и тяговитостью. Машина могла тащить больше, чем прописывалось в официальных ТТХ, с учетом происхождения ее базы, неудивительно. Эта особенность оказалась востребованной для спецмашин, которые достойны отдельного упоминания. AS 37 быстро разошлись по различным подразделениям, которые использовались в Северной Африке.

Пустынный аналог TL 37. отличался более элегантным салоном. Причина прозаична - чтобы песок не залетал

Пустынный аналог TL 37. отличался более элегантным салоном. Причина прозаична — чтобы песок не залетал

К 30 апрелю 1943 года в войсках уже насчитывалось 802 экземпляра AS 37. Правда, они не сильно помогли итальянской армии. В мае 1943 года итальяно-немецкая группировка в Северной Африке капитулировала. В сентябре 1943 года немцы оккупировали часть Италии, достался им и завод SPA. Казалось бы, самое время прекращать выпуск машины для Северной Африки. Но… с января 1944 года выпуск AS 37 возобновился, всего же сдали 604 такие машины. Причины прозаичны: шасси AS 37 было востребовано и в Италии, как правило, на их базе стоили спецмашины.

AS 37, наряду с TL 37, стал одним из примеров правильного подхода итальянцев к вопросу постройки колесных машин для специфичных условий эксплуатации

AS 37, наряду с TL 37, стал одним из примеров правильного подхода итальянцев к вопросу постройки колесных машин для специфичных условий эксплуатации

Специфичность AS 37 и то, что основная масса этих машин была потеряна в Северной Африке, прямым образом повлияло на число сохранившихся экземпляров. Как минимум одна такая машина находится в Риме, еще один AS 37 находится в коллекции ассоциации SPA Militare. На фоне TL 37 его пустынный собрат как-то затерялся, тем не менее, машина получилась очень достойная. Особенно с учетом того, какие спецмашины строились на ее базе.

Список источников:

      1. Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
      2. AS-37 (Notiziario Modellistico), GMT

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/afrikanskii-mnogocelevoi-transporter-poitalianski-60fd33123b939a51fa9d4013

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account