Юлия Лиморенко. Марсий, Афина и Аполлон
В последние месяцы отчего-то постоянно встречаю на просторах интернета упоминания мифа о состязании Марсия с Аполлоном. Я искренне рада, что так много наших современников помнят сюжеты античных мифов, и при этом искренне печалюсь, что помнят их часто по принципу «тут помню, тут не помню, тут рыбу заворачивали». Причём это не показатель, скажем, недостатка образования, нет! Это признак того, что в коллективном сознании прижились довольно странные версии этого мифа, которые именно в этом виде нигде у мифографов не зафиксированы. Т.е. это наше собственное производство, «ем родное» 🙂
Именно миф о Марсии имеет несколько версий и вообще состоит из двух достаточно отдельных историй. Начнём с начала: что конкретно в них говорится?
Через слэш привожу разные версии отдельных моментов.
История первая. Афина изобрела авлос и начала на нём играть. Но однажды посмотрела на своё отражение и увидела, что её щёки уродливо раздуваются при этом / играла на пиру богов на Олимпе, и другие богини сказали ей, что она некрасива, когда играет. Афина рассердилась, выбросила авлос и прокляла его: кто подберёт и будет играть, тот помрёт ужасной смертью.
Авлос попался на дороге сатиру Марсию, тот его подобрал и научился на нём играть / приложил его к губам, и оттуда полетели божественные мелодии, вложенные туда Афиной. Это версия редкая, но мы её пока учтём.
На этом точка. Начинается
история вторая. Марсий окрутел в игре на авлосе и решил (?!!!) вызвать на состязание Аполлона. Аполлон не фраер, Аполлон пришёл и принёс китару. Марсий принялся играть свои сатировские песенки, и все кругом начали ехать кукухой, потому что песенки сатировские, т.е. экстатические, пробуждающие безумие. Версия: судьи были готовы признать победу Марсия, лишь бы он перестал дудеть в свой саксофон! Аполлон, однако, не охренел, ибо бог, а заиграл на китаре гармоническое и этим всех спас от безумия. Все выдохнули с облегчением и признали, что Марсий их довёл до ручки, а Аполлон молодец.
История третья. Аполлон решил снять с Марсия кожу в назидание / Марсий раскаялся и сам предложил снять с него шкуру и сделать из неё винный мех. Мех, правда, Аполлон не сделал, а шкуру прибил на сосну, и когда рядом играет авлос, шкура пляшет.
Детальки, как видим, значимые.
Версию с божественными мелодиями, вложенными в авлос Афиной, мы находим только в первой истории. С историей состязания она не бьётся, и это логично. В этой истории Афина сама карает Марсия за то, что подобрал каку, да ещё и афинины мелодии спёр и присвоил. Поэтому в археологии находят много изображений Афины и Марсия, хотя в сюжете истории о состязании с Аполлоном Афина не участвует. В известном смысле это два разных потока историй: в одном Марсий гибнет от гнева Афины, в другой состязается с Аполлоном и гибнет по итогу.
Вернёмся к состязанию. Кто такой Аполлон, напоминать не надо… или надо? Тут есть две важных детали:
1. Аполлон считался богом-исцелителем от безумия.
2. Аполлон со своей гармонией логически противостоял Дионису с его экстазом.
Теперь вспомним, что Марсий — не человек, а сатир. По самой природе своей он спутник Диониса (в классическую эпоху). Что он ещё мог сыграть, кроме растаманского сейшена.
Мало того, ещё в эпоху мифографов греки помнили, что Марсий — сатир фригийский. Наверяка вы слышали о фригийском ладе в античной музыке. Так вот этот лад считался подходящим для оргиастической музыки, потому что имел возбуждающее действие, вводил в экстаз, в вакхическое буйство. Марсий попросту устроил оргию на состязании 🙂
Интереснее, почему он это сделал и зачем вообще он полез к Аполлону. Ну нелогично же, дуди в свою дуду сколько хочешь, но чего на бога-то бычить? А всё оттого, что Марсий сам древний бог, аналог и, возможно, локальный заместитель Диониса во Фригии. С этой точки зрения их поединок был не о музыке, а о культе. Поэтому Марсий просил сделать из его шкуры мех для вина — ведь он наполовину козёл, к тому же связан с культом вина и безумия.
Вишенка на торте. На римских монетах Марсий — популярный персонаж, на плече у него изображают мех, полный вина. Сам он почитается как «предок» авгуров и вообще гаданий. Якобы именно Марсий, сатир и вдохновенный безумец, принёс в Италию искусство прорицаний и паресии, т.е. высказывания правды несмотря ни на что. Именно такое высказывание, а не просто предвидение будущего, согласно мифам, было у троянки Кассандры. Именно это значит «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Пьяный откровенен и бесхитростен, поэтому вино «развязывает язык» и позволяет узнать истину.
UPD: кстати, уважаемая Наири в комментариях совершенно справедливо замечает, что выражение «истина в вине» связано именно с этим подходом. Всё так: вино раскрепощает и заставляет откровенничать. Поэтому чтобы узнать истину, надо не самому нагружаться, а других угостить 🙂
Вот такие пирожки с сатирами. Не пейте лишнего, а выпив, не ведитесь на «слабо» 🙂
источник: https://author.today/post/389149