Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко.
Всё ещё путаетесь во всех этих американских кэптенах, коммандерах и прочих энсинах? Мы расскажем, кто они такие и с чем их едят.
Забираем всё у британцев
ВМС Соединённых Штатов по понятным причинам унаследовали систему званий британского флота (японцы, кстати, Британию тоже любили). Последующая эволюция этой системы также происходила с оглядкой на бывшую метрополию. В результате даже спустя полтора с лишним века независимости, к началу Второй мировой, линейка офицерских и адмиральских званий ВМС США была почти полностью идентична британской.
А вот знаки различия уже достаточно серьёзно отличались, хоть и оставались очень похожими. Первое, что бросается в глаза — отсутствие характерного для очень многих флотов «британского кольца» на верхнем галуне нарукавных знаков и погон. А ещё появились отсутствовавшие у британцев значки звания на воротнике, полностью аналогичные армейским.
В 1943 году американские верфи начали штамповать корабли в таких количествах, что встал вопрос, кто будет командовать их соединениями. Производить столько народу в контр-адмиралы флот элементарно давила жаба. Поэтому было временно возвращено звание коммодор — «недоадмирал» с одной звездой, которое просуществовало до конца войны, и в 1947-м году было опять отменено.
К концу 1944 года в воздухе уже ощутимо пахло победой, и в США задумались о поощрении наиболее отличившихся полководцев и флотоводцев. Тем более, что в армиях и флотах их союзников имелись люди выше их по званию, что недопустимо! В результате появилось несколько «пятизвёздных» генералов армии и адмиралов флота. Эти почётные звания присваиваются только во время войны.
Поскольку оба этих звания в моём любимом 1942-м году ещё не появились — я их и не рисовал.
Технари, дирижёры и капелланы
Как и в большинстве других флотов, в ВМС США ещё с XIX века имелось чёткое деление на строевых офицеров и технических и прочих специалистов. Но после Первой мировой в Штатах отказались от британского «цветового» обозначения специалистов и заменили его на значки. Они носились над нарукавными галунами, на погонах и воротнике. В последнем случае строевые офицеры носили символ звания с обеих сторон, а специалисты только справа; слева находился символ их специальности.
Впадающим в истерику при виде освящающих отечественные корабли батюшек, возможно будет интересно узнать, что институт штатных капелланов существует в ВМС США с момента их возникновения, с 1775 года. Сначала это были, конечно, только христианские офицеры-священники, но в 1917-м году появились первые капелланы, исповедующие иудаизм, а с начала 1990-х к ним добавились буддистские и мусульманские. С соответствующими знаками различия. В планах — ещё и индуизм. В общем, до уровня «скрепности» самого продвинутого флота планеты нам ещё расти и расти.
Промежуточным званием между старшинами и офицерами в англоязычных флотах являются уоррент-офицеры. Буквально «офицеры по приказу», выслужившиеся из нижних чинов. В отличие от получивших специальное образование «аттестованных офицеров» — Commissioned Officers. Они выполняют те же обязанности технических специалистов среднего звена, что и мичманы в нашем ВМФ.
А собственно мичманами (Midshipmen) в ВМС США называются курсанты военно-морского училища или «военных кафедр» университетов. При зачислении они получают звание «мичман 4-го класса», выпускаются в звании мичмана 1-го класса, проходят стажировку на флоте и только после этого аттестуются на первое «настоящее» офицерское звание.
Исторически военно-морские силы всегда были самым технически передовым видом вооружённых сил. И они же одновременно оставались самыми консервативными. Поэтому неудивительно, что данная система званий и знаков различия (здесь она приведена на начало Второй мировой) с небольшими дополнениями благополучно работает в ВМС США и по сей день.