Взгляд из Великобритании 1940 года на французские боевые самолеты. Часть 2 Истребители Morane-Saulnier MS.406
Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересует коллег.
MORANE M.S. 406
Успешный французский истребитель, оснащенный «мотор-пушкой»
Двумя типами французских одноместных истребителей, добившихся наибольших успехов в войне, являются Curtiss Hawk 75A и Morane 406, или, если быть досконально точным, Morane-Saulnier M.S. 406 C1, где C1 – обозначение категории «одноместный истребитель» (monoplace de chasse).
Между этими двумя типами существует несколько безошибочных различий. В то время как машина компании Curtiss представляет собой цельнометаллический самолет с радиальным двигателем и вооружением из шести пулеметов, Morane 406 имеет смешанную конструкцию с рядным двигателем жидкостного охлаждения и вооружением из одной 20-мм пушки и двух пулеметов. Истребители M.S.406 были поставлены в Швейцарию и Китай.
M.S.406, который серийно выпускается Национальным обществом самолётостроения юго-западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautique de Sud-Ouest – SNCASO), является прямым развитием истребителя M.S.405, от которого он отличается главным образом маркой установленного двигателя. Фактически первый серийный заказ был на шестнадцать машин, из которых первые три были 405-ми, четвертая 406-й, остальные, вплоть до одиннадцатой, снова 405-е. По предложению авиационной технической службы двенадцатая машина имела упрощенную конструкцию, в полной мере используя свойства обшивки из материала «плимакс», о которых будет рассказано позже.
Тринадцатой машиной был 406-й с безнаддувным двигателем Hispano-Suiza 12 Y31, который на высоте 3000 футов (914 м) развивал мощность 860 л.с.. Этот самолет использовался для высокоскоростной выброски грузов парашютным способом, для чего под кабиной пилота был изготовлен специальный отсек.
Два металлических лонжерона крыла (в виде сверху трапециевидное с закругленными законцовками) соединены между собой система диагональных и вертикальных нервюр, работающих на сжатие. Крыло полностью покрыло пластинами плимакса. Этот материал состоит из слоя фанеры и второго (наружного) слоя алюминия. После экспериментов с крылом, у которого как имелась обшивка, так и отсутствовала, было решено, что количество внутренних подкосов крыла можно уменьшить. У крыла с отсутствующей обшивкой угол крутки составляет шесть градусов, и обшивка уменьшает ее до двух градусов. В результате испытаний удалось сэкономить 50 фунтов (23 кг) массы крыла и на три пятых уменьшить количество отдельных деталей.
Силовой набор фюзеляжа состоит из четырех трубчатых дюралюминиевых лонжеронов и поперечных элементов конструкции. В передней части (металлическая обшивка) они изготовлены в виде шпангоутов, а в задней части, обтянутой полотном, они состоят из вертикальных и горизонтальных стоек с проволочными расчалками. Хвостовое оперение имеет дюралюминиевые лонжероны U-образного поперечного сечения и обшивку из электрона. Киль представляет собой свободнонесущую конструкцию с большим удлинением, а верхние поверхности горизонтального оперения соединены с килем подкосами.
Колеса основных стоек шасси убираются внутрь. Основные стойки оснащены шинами низкого давления и гидравлическими тормозами. Колеса имеют наклон наружу, что увеличивает эффективную ширину колеи.
Истребители Morane 406 оснащены различными вариантами двигателя Hispano-Suiza 12Y. В их число входят 12 Ycrs, 12 Ydrs и 12 Y31. Обычно Hispano 12Y, представляющий собой 12-цилиндровый рядный двигатель м охлаждением этиленгликолем, развивает (на стенде) мощность 860 л.с. на высоте 13000 футов (3960 м) , при этом максимальное преимущество наддува, естественно, достигается на бóльших высотах. Имеются упоминания об истребителе M.S.450 с 1000-сильным двигателем 12Y 51. На стандартном истребителе M.S.406 установлен выдвижной радиатор с расходом 8 кубических метров в секунду. Радиатор расположен за выпуклостью, расположенной непосредственно за двигателем, и впереди характерного «брюха» фюзеляжа.
Ранние машины были оснащены трехлопастными воздушными винтами Ratier специальной конструкции, позволяющими использовать установленную на двигателе автоматическую малокалиберную пушку. Для изменения шага использовалась небольшая крыльчатка, установленная перед воздушным винтом. В настоящее время этот пропеллер заменен более поздним типом, который также позволяет использовать мотор-пушку и в котором отсутствует крыльчатка.
Основу вооружения истребителя M.S.406 составляет 20-мм автоматическая пушка Hispano-Suiza, установленная в развале блоков цилиндров и стреляющая сквозь полую втулку воздушного винта, причем вал двигателя соответствующим образом приспособлен. Данная компоновка предназначена для использования мотор-пушки Hispano. Разумеется, картер двигателя соответствующим образом модифицирован и усилен.
Поскольку масса двигателя является очень эффективным креплением для вооружения, была выбрана пушка «длинного» типа с начальной скоростью около 830 м/с. Эта пушка соответствует пушке Oerlikon type «FFS» и имеет большую дальность стрельбы и скорострельность по сравнению с короткими автоматическими авиапушками.
Управление стрельбой может быть электрическим или пневматическим; на «Моране» используется последняя система.
В консолях крыла установлены два легких пулемета Chatelleraut, имеющих винтовочный калибр и барабанное питание. Эти пулеметы имеют очень простую конструкцию и не снабжены кожухом охлаждения, обычно используемым в авиационных пулеметах. Небольшие трубки, идущие вдоль стволов и совпадающие с дульными срезами, передают импульсы на «счетчики патронов» в кабине пилота, чтобы можно было увидеть, сколько боеприпасов было израсходовано. Пулемет имеет скорострельность около 1000 выстрелов в минуту.
«Мораны» несколько раз участвовали в боях против истребителей Messerschmitt Me 109. Во время одного боя французскому пилоту удалось всадить снаряд из своей пушки в расположенный за кабиной пилота бензобак «мессершмитта»; Me 109 взорвался и немедленно развалился на части. Для учебных стрельб по движущимся целям в автоматической пушке используются сплошные снаряды общего назначения, в то время как для воздушного боя используются разрывные, зажигательные, трассирующие или бронебойные снаряды.
Благодаря относительно низкой удельной нагрузке на крыло и компактной конструкции M.S.406 обладает высокой маневренностью. M.S.406 является более маневренным, чем Me 109, хотя и не считается таким удобным, как Curtiss Hawk 75A с радиальным двигателем.
MORANE-SAULNIER 406
Двигатель Hispano-Suiza 12 Y
Размеры
Размах крыла 34 фута 10 дюймов (10,62 м)
Длина 26 футов 11 дюймов (8,2 м)
Высота (в положении полета) 10 футов 6 дюймов (3,2 м)
Площадь крыла 193,75 кв. футов (18 м²)
Колея основных стоек шасси 11 футов 2 дюйма (3,4 м)
Массы и удельные нагрузки
Удельная нагрузка на крыло 27,8 фунта на кв. фут (135,7 кг/м²)
Масса силовой установки 1912 фунта (867 кг)
Масса баков (пустых) 117 фунтов (53 кг)
Масса планера 1834 фунта (832 кг)
Масса несъемного оборудования 320 фунтов (145 кг)
Масса пустого самолета 4183 фунта (1897 кг)
Масса съемного оборудования 270 фунтов (122 кг)
Масса горюче-смазочных материалов 747 фунтов (339 кг)
Масса пилота 194 фунта.
Масса полезной нагрузки 1211 фунт (550 кг)
Общая масса 5394 фунта (2447 кг)
Летные характеристики
Максимальная скорость на высоте 14500 футов (4420 м) 304 мили в час (490 км/ч)
Набор высоты 16400 футов (5000 м) 6,5 мин.
Практический потолок 36000 футов (10970 м)
источник: «Morane M.S. 406» «Flight» April 4, 1940, pages a, b, c
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-francuzskie-samolety-02