15
Воспоминание о будущем

Воспоминание о будущем

Содержание:

Предлагаем вниманию читателей небольшой обзор любопытных сообщений 80-летней давности. Замечательный журнал «Техника — молодежи» в 1937–1938 годы рассказывал о грядущем покорении космоса, о первых шагах «зеленой» энергетики, о мобильной, хотя и ближней, связи, о некоторых направлениях применения урана и о создании арктического ледокольного флота на новых энергетических принципах.

АВТОМАТЫ ПЫХТУНОВА — ЛИМОНОВА

На станциях Московского метрополитена появились новые билетные автоматы системы изобретателей Пыхтунова и Лимонова. При опускании монет на большую сумму, чем 30 копеек (стоимость билета), они выдают сдачу, которая выпадает вместе с билетом.

В Центральном парке культуры и отдыха им. Горького на выставке связи демонстрируется автоматическое почтовое отделение. Этот автомат изобретен теми же изобретателями, Пыхтуновым и Лимоновым, и работает по тому же принципу, что и билетные автоматы. Автомат продает почтовые бланки — открытки и конверты с бумагой, принимает письма без марки. В этом случае при опускании соответствующей монеты на письме ставится штамп — знак оплаты. Автомат принимает заказные письма.

Третий автомат, сконструированный этими же изобретателями, — газетчикавтомат — будет продавать газеты на улицах Москвы.

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

То, что одному поколению кажется фантастикой, другое разрабатывает в чертежах. Вчера еще казались фантастичными те картины, которые рисовал нам ученый«фантазер» Циолковский. Сейчас наши конструкторы проектируют ракетоплан для межпланетного сообщения. В нем множество ракет, последовательные взрывы которых будут приводить в движение корабль (в 1960-е годы в США разрабатывались импульсно-взрывные ядерные двигатели для лунной ракеты-носителя. — «СР»). Держатели для рук и ног обеспечат возможность передвижения внутри ракетоплана. Может быть, недалеко то время, когда полетят на таком «самолете» устанавливать научную станцию где-нибудь на границе притяжения Земли и Луны.

ТРАНСПОРТНЫЙ БОБСЛЕЙ

Воспоминание о будущемВечную мерзлоту можно использовать для создания в будущем совершенно нового вида транспорта — ледовой магистрали. Трасса ледовой магистрали может идти от Москвы через северные окраины Союза к берегам Тихого океана. На всем этом протяжении создается сплошной ледяной массив. Он покоится на вечномерзлотном грунте, который естественным образом поддерживает холодный температурный режим. Сверху ледяной массив обкладывается мощным теплоизоляционным слоем. Вне районов вечной мерзлоты применяется искусственный холод. Как же осуществляется движение поездов в таких ледяных тоннелях? Цельнометаллический вагон имеет форму сигары. Колеса отсутствуют. Вместо них вагон-сигара опирается на ряд стальных опор, напоминающих коньки.

Вагон приводится в движение тянущим пропеллером, насаженным на вал паровой турбины. Турбина питается перегретым паром высокого давления из специального котла. Топливом служат жидкие кислород и водород. Они добываются путем разложения воды и доставляются на станции ледовой магистрали в специальных баллонах. Описанная установка может обладать мощностью 5 тыс. л. с. Она позволит развивать скорость до 500 км/ч.

КРЫМСКИЙ МОСТ

Воспоминание о будущемПо сталинскому плану реконструкции столицы река Москва должна пропускать в черте города большие волжские теплоходы. Сейчас через Москву-реку перекинулись шесть новых мостов. Наиболее интересным из них в техническом отношении является Крымский мост. В отличие от всех других мостов в СССР, это первый в Союзе висячий мост.

Мост висит на двух длинных цепях, перекинутых с одного берега на другой. Эти цепи напоминают велосипедные. Сделаны из высококачественной стали марки ДС — «Дворец Советов» (такая сталь предназначалась для конструкций Дворца Советов высотой 415 м, возводившегося на месте взорванного храма Христа Спасителя. С началом Великой Отечественной войны строительство грандиозного здания было прекращено. — «СР»). Крымский мост спроектирован и построен советскими инженерами в рекордно короткий срок. Американские фирмы брались за проектирование моста, требуя на это два года. Мост был спроектирован советской организацией за 15 месяцев и построен за полтора года.

ПОБЕДА НА РЕЛЬСАХ

Рождаются могучие красавцы — новые советские паровозы. На Коломенском заводе построен пассажирский паровоз серии ИС («Иосиф Сталин». — «СР»), который в полтора раза сильнее паровоза СУ, бывшего ранее самым мощным пассажирским паровозом в СССР. Сейчас Ворошиловградский завод выпустил новый вариант паровоза ИС. Его плавные аэродинамические формы позволяют достигать скорости 150 км/ч. Громадной победой нашей железнодорожной техники явился товарный паровоз СО с тендер-конденсатором, который блестяще выдержал испытание в опытном пробеге Москва — Владивосток — Москва общим протяжением 20 860 км. Он несся через снежные просторы Сибири и Уральские горы, проходя по тысяче километров без набора воды, в то время как обычные паровозы расходуют свой запас воды на протяжении 50–60 км.

ВЕТРЯК ДЛЯ ЛЕДОКОЛА

Расчеты, весьма далекие от фантастики, свидетельствуют, что летающая ветроэлектрическая станция — задача ближайшего будущего. Общая принципиальная схема летающей ветроэлектрической станции необычайно проста. К цельнометаллическому корпусу дирижабля подвешивается на стальных тросах система ветросиловых агрегатов.

Выберем для подвески к корпусу 12 ветросиловых агрегатов мощностью по 500 кВт с диаметром ветроколеса 30 м. Подобное ветроколесо дает полную мощность уже при скорости ветра 15 м/c. Оно делает всего 60 оборотов в минуту. Такое ветроколесо уже существует — оно работает с успехом на Балаклавской ветроэлектрической станции. Заглядывая в будущее, можно представить такую картину: мощные гигантские ледоколы бороздят воды и пробивают льды Северного Ледовитого океана. Эти ледоколы не нуждаются в топливе — они пользуются энергией летающих электростанций, находящихся над ними и причаленных к корме.

ДЛЯ МЕДВЕЖЬИХ УГЛОВ

Воспоминание о будущемТрестом по изысканию и проектированию гидротехнических сооружений «Гидропроиз» спроектирована микрогидростанция, способная давать электроэнергию всюду, где протекает хотя бы небольшая речка. Ее можно погрузить на телегу или грузовик и привезти к реке. Достаточно подпереть речку или арык небольшой плотиной и поставить агрегат. Гидростанция готова. Она может дать от 5 до 40 кВт мощности. При этом станция не требует постройки особого здания и не нуждается в специальном обслуживании. Микрогидростанции помогут быстро электрифицировать самые отдаленные уголки нашей страны.

ДЫМОВАЯ ПВО

В будущей «большой» войне найдут применение новые, более сложные и технически совершенные средства и приемы пассивной противовоздушной обороны. Мы пытаемся заглянуть в это, возможно, недалекое будущее.

При помощи дымовой маскировки можно помешать авиации противника бомбардировать город. Но, чтобы закрыть с воздуха густой дымовой завесой столичный город, понадобится около тысячи самолетов. Можно быстро поднять дымовую завесу, если самолеты будут вести на буксире планеры. Так как один самолет может вести девять планеров, то в этом случае для дымовой маскировки понадобится значительно меньше самолетов. В фюзеляже маскировочного планера можно поместить два бака для химических составов. Стекая по трубам, которые идут от баков наружу, химические составы смешиваются в раструбе. При этом образуется дым.

ОКРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ДОРОГА

Один из крупнейших ученых наших дней, Нильс Бор, сконструировал механическую модель, наглядно показывающую модель атома. Эта модель представляет собой как бы маленькую Солнечную систему, т. е. ядро, вокруг которого по орбитам вращаются его спутники. Атом водорода можно мысленно увеличить так, что ядро его примет размеры футбольного мяча. Если это ядро поместить в Москве на площади Свердлова (сейчас — Театральная. — «СР»), то электрон будет вращаться по орбите, которая пройдет в районе Окружной железной дороги.

МОБИЛЬНИК С ЛАМПОЙ

Воспоминание о будущемМиниатюрная приемо-передающая радиостанция популярна среди радиолюбителей США. Она помещается на ладони, так же как и две батареи, необходимые для ее питания. Станция очень проста и имеет всего лишь одну лампу.

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ШЕФ-ПОВАР

Шеф-повар включил большой рубильник, над которым написано: «Присоединение к сети». Так начинается рабочий день на новой фабрике-кухне на Большой Бутырской улице (Москва). Это не обычная кухня. В ней нет удушливого чада, нет пышущих жаром печей и плит, среди которых мечутся красные, распаренные и угоревшие повара. В рабочем помещении кухни светло, спокойно, пожалуй, даже прохладно. Повсюду блеск никеля и светлой краски. Это первая в нашем Союзе электрическая кухня. Электричество делает здесь все: оно режет мясо, чистит и шинкует овощи, сбивает сливки, отжимает ягодный сок. Оно обслуживает холодильный шкаф. Мелкими кусочками шинкует мясо. Режет хлеб. И, наконец, моет посуду.

УРАНОВЫЙ ПРОЖЕКТОР

Воспоминание о будущемПрожекторы силой 700 тыс. свечей установлены на паровозах Рэдингской железной дороги (США). Они ярко освещают путь на 500 м вперед. Благодаря примеси урана к амальгаме рефлектора прожекторы дают спокойный желто-зеленый свет, не слепящий машинистов встречных поездов и улучшающий видимость в тумане.

ПАРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГИГАНТ

Турбоэлектрический локомотив мощностью свыше 5 тыс. л. с. построен заводом General Electric. Cостоит из двух сочлененных половин, способных также работать отдельно. Вместе они имеют два котла часовой производительностью в 20 т пара давлением 105 кг/см2 при температуре 480 °С. Две многоступенчатые турбины, делающие 12,5 тыс. оборотов в минуту, вращают генераторы с помощью редукторов, уменьшающих число оборотов в 10 раз. Общий вес этой громадной машины достигает 500 т.

ПРОРЫВ ВО ВСЕЛЕННУЮ

Люди смогут когда-нибудь создавать маленькие «летающие планетки» шарообразной формы. Шар катится по земле, пока не наберет достаточную скорость для взлета. Вслед за тем включаются реактивные камеры, так, чтобы тяга направляла шар под желательным углом вверх. На таком летающем шаре люди достигнут неслыханной скорости — более 100 тыс. км в час. За шесть-семь часов можно будет долететь до Луны и вернуться.

НАЗОЙЛИВЫЙ ДРОН

Воздушный москит — это крохотный самолет, точнее, летающая модель самолета. Он гоняется за неприятельским кораблем, как рассерженная оса, не боясь зенитных орудий. Да и бояться-то некому: на самолете нет пилота. Машина направляется по радио, на расстоянии — с корабля или сопровождающего москит самолета. Это воздушная торпеда с собственным двигателем. Зарубежная печать сообщает, что такая торпеда якобы уже существует и проходит летные и боевые испытания (идея осуществлена Германией во время Второй мировой войны. — «СР»).

КОГДА ИНТЕРНЕТА НЕ БЫЛО

Воспоминание о будущемГазета печатается дома. Опыты такого рода успешно проводятся в Нью-Йорке. Особый телевизионный аппарат принимает и печатает на светочувствительной бумаге фотоснимок газеты, передаваемый по радио. Читатель получает газету в виде отдельных полос через короткое время после того, как в типографии были отпечатаны первые экземпляры тиража.

ИНФРАКРАСНЫЙ ТЕЛЕФОН

Из стеклянной будки дежурного по порту скользнул узкий длинный луч, направленный на командную рубку теплохода. Вахтенный помощник капитана надел наушники. Через минуту он услышал голос дежурного по порту и стал записывать передаваемое сообщение. Здесь приведен пример одного из возможных применений оптического телефона, изобретенного советским инженером Кубецким. При помощи этого телефона, в котором для передачи звука используется световой луч, можно разговаривать на расстоянии десятков километров. Необычайно чувствительная к инфракрасным лучам, которые невидимы простым глазом, трубка Кубецкого позволяет вести переговоры по лучу, не открывая местонахождения переговаривающихся сторон.

СОЛНЕЧНАЯ БАНЯ

Солнечные водоподъемники поднимают грунтовую соленую воду, солнечные опреснители очищают ее от соли, и солнце же греет ее в бане. Это не фантазия. Все это — план гелиофикации Средней Азии, осуществление которого уже начато. Наибольшего совершенства достигли конструкции солнечных водонагревателей для бань и душевых павильонов. В нашей Средней Азии уже построено несколько прекрасных солнечных бань.

Как же подогревается вода в такой бане? «Топливо» в виде солнечной энергии поступает сверху, и поэтому все отопительное устройство смонтировано на крыше и чердаке бани. На южном скате кровли расположены в ряд водопроводные трубы. В них и нагревается вода солнечными лучами.

источник: http://strana-rosatom.ru/2018/06/15/воспоминание-о-будущем/

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account