Виктор Мараховский. Минутка смыслов
После публикации о тайном смысле х/ф «Бриллиантовая рука» ув. друзья стали спрашивать, присутствует ли тайный смысл в других знаменитых кинокомедиях Л.И. Гайдая.
Само собой. Согласно В. Клепинскому и О. Соловьёвой*, кинокомедия «Кавказская пленница» является экранизацией легенды об Орфее.
…Фигура Шурика (главного героя «Пленницы») в отечественной критике до недавнего времени была абсолютно не разобрана. Её попросту не понимали, считая то «удачливым недотёпой», то «иконой «физиков» 60-х», и пытаясь объяснить его приключения в ключе советских реалий и чаяний поколения.
Но в действительности этот взгляд ломается, как только мы попробуем ответить на один банальный вопрос:
— А кто Шурик по специальности?
Первый прыгающий в голову ответ — он технарь (в «операции Ы» у него экзамены в политехническом, в «Иване Васильевиче» он изобретает машину времени). Но достаточно вспомнить, что на Кавказ он прибывает в поиске «древних легенд, сказок и тостов», чтобы версия «Шурика-технаря» рухнула.
Шурик — не технарь и не гуманитарий. Он маг, универсал, точное повторение легендарного Орфея, объединившего аполлоническое начало с дионисийским.
На «аполлонические» его черты указывает множество намёков. Так, он подрабатывает на стройке (как Аполлон на строительстве стен Трои); как он, знает толк в математике и гармонии; поразительно часто для очкарика хватается за оружие; постоянно усыпляет своих врагов (подобно тому, как Аполлон усыпляет Эриний); побеждает хаотическое начало в виде тунеядца Феди (тот, чтобы подчеркнуть свою хтоническую природу, в одном из кадров даже бегает чёрным дикарём).
В то же время число дионисийских черт его тоже зашкаливает. Так, он склонен к исступлению под воздействием вина («Кавказская пленница»), а то и просто экстаза познания («Операция Ы», где он упарывается учебником и не замечает ничего вокруг); он путешествует на осле, явно доставшемся от наставника Диониса, Силена; он даже попадает в психушку, что является очевидной отсылкой к дионисийскому безумию.
…«Кавказская пленница», повторимся, представляет собой переосмысленную историю Орфея. С тем отличием, что он освобождает не Эвридику, а высшую природу, таящуюся в каждой женщине — то есть богиню.
Но что это за богиня?
То, что Нина (студентка, комсомолка, спортсменка — одним словом, женская ипостась Аполлона) на самом деле не смертная, вполне очевидно. Во-первых, она проявляет сверхчеловеческие силы (например, спасает Шурика от утопления). Во-вторых, она требует смыть грехи перед собой кровью. В-третьих — она поёт для тупых песню про медведей.
Любому посвящённому на этом месте становится очевидно, что Нина — не какая-нибудь смертная Эвридика, а сама Артемида, сестра-близнец Аполлона. Богиня-охотница, властительница медведей, кровожадная богиня-дева, которой требуются человеческие жертвоприношения.
На то, что освобождение её Шуриком является не прелюдией к браку, а просто выполнением квеста по освобождению богини, очевидно указывает простой факт. В начале «Ивана Васильевича», хронологически следующего за «Пленницей», мы видим Шурика-алхимика женатым не на ней, а на всё той же девице из «Операции Ы», как будто никакой Нины никогда не было.
Следовательно, Никулин-Моргунов-Вицын (не зря снабжённые собачьими кличками Трус, Балбес и Бывалый) — это триглавый пёс Кербер; Шурик-Орфей привычно усыпляет его.
Саахов — Аристей. Он, кстати, персонаж второстепенный.
Дядя Джабраил (неслучайно наделённый архангельским именем) — куда главней: он Аид, ибо именно он планирует и организует пленение племянницы Нины-Артемиды (кстати, Аид и был дядей Артемиды); соответственно его супруга, критикующая его за преступление — Персефона.
Таким образом, нам становится ясен смысл хэппи-энда фильма: Шурик, «новый Орфей», сумел объединить в себе Аполлона и Диониса, разум и исступление — и потому, в отличие от «старого Орфея», преуспел.
В следующий раз мы осветим тайный смысл «Гостьи из будущего».