1

 

Ещё в мае 1901 года по договору с Китайским правительством на архипелаге Шибонгун южнее Порт-Артура на острове Нанчен начинается оборудование базы миноносцев. В состав которой вошли 10 миноносцев: 4 миноносца типа "Кит", 2 типа "Форель" и 4 типа "Буйный". Также в состав базы входил 1 минный транспорт ("Амур", временно базирующийся в Порт-Артуре) и 3 контр-миноносных крейсера. 

Пока на "большой земле" шла борьба за большой "крейсерский" миноносец Алексея Павловича Кутайсова, рижский инженер Карл Петрович Таненбаум предложил сделать альтернативный контр-миноносный крейсер, совмещающий в себе скорость миноносца, огневую мощь крейсера 2-ого ранга, разведчика и постановщика мин. Проект был слишком революционен даже для ведущих морских держав, но так как планируемая серия была малой, Адмиралтейство решило рискнуть. У английской компании Марин Стим Турбайнс Компани были заказаны ещё 9 турбоагрегатов, как те, что были установлены на строящейся серии крейсеров-охотников типа "Соболь". Новый контр-миноносный крейсер предполагал исключительно паротурбинную силовую установку в роли движителя. Все три единицы строились на коммерческой верфи "Ланге и Сын" в Риге, основная котельно-энергетическая станция была сделана из новых котлов Ярроу в количестве 6 и 4-х котлов Шульца-Торникрофта, хотя Адмиралтейством данный микс не рекомендовался. Однако, общая паропроизводительность смешанной котельной установки была выше, чем у исполненной исключительно из котлов Ярроу.

Главным пушечным вооружением были выбраны три 6" орудия системы Канэ как достаточно скорострельные и одно 75-мм орудие Канэ как орудие поддержки. Противоминным калибром были выбраны спаренные установки скорострельных револьверных пушек системы Гочкиса 57 мм, коих на крейсере предполагалось разместить аж 8 единиц. В результате количество скорострелок 57 мм Гочкиса получалось аж 16 штук.

Минное вооружение было выполнено в виде 6 минных аппаратов 450 мм: один курсовой на баке, 4 однотрубных аппарата по 2 с каждого борта и один в корме, ретирадный. Также на борту предполагалось разместить до 40–60 мин.

Из брони, бронирована была только палуба где броня доходила до 45 мм, щиты орудий толщиной 15 мм и боевые рубки с круговым бронированием в 45 мм.

Конструктивное предполагаемое полное водоизмещение крейсера было 1650–1720 тонн при 400 тоннах угля на борту.

Первый крейсер "Гармония" из серии поступил на испытания 4 октября 1902 года, превысив конструктивный полный тоннаж на 40 тонн, то есть полное водоизмещение составляло 1760 тонн. На ходовых испытаниях 23 октября "Гармония" показала невиданную максимальную скорость для того времени – 31,4 узла (58,1 км/ч).

Вся серия вошла в состав Флота Российской Империи в апреле 1903 года, а в начале июня того же года была откомандирована на базу в Шибонгуне.

Ведьмы Шибонгуна. (Вторая Владивостокская Бригада Крейсеров)

ТТХ контр-миноносцев типа "Гармония", "Фантазия", "Мечта".

Размеры: 104×10×3.3 (метры)
Водоизмещение: 1760 тонн
ЭУ: 4 котла Шульца-Торникрофта + 6 котлов Ярроу, 3 паровых турбины Парсонса общей мощностью 27 000 л.с.
Ход: максимальный 31,4 узла, дальность при экономическом ходе 10-12 узлов 3000 миль.
Топливо: ~300–350 тонн угля
Вооружение: 3×1×6"/45 Канэ, 1×1 75 мм Канэ, 8×2 57 мм револьверные пушки Гочкиса, 6×1 ТА 450 мм, 40–60 мин.
Броня: рубка 45 мм, палуба 30–37 мм, щиты орудий 15 мм

 

Впервые крейсера отличились в Чемульпо, во время совершения ночного налёта на порт в целях упреждения японского десанта. 12 февраля 1904 года в виде "алаверды" за потопление крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в 3 часа ночи с 12 на 13 февраля все три крейсера нанесли минно-артиллерийский удар по порту Чемульпо и стоявшим там кораблям Японского Императорского флота. В результате удара были потоплены 2 дежурных миноносца (артиллерийским огнём) и дежурный броненосец береговой обороны "Чин-Иен", получивший 4 торпеды – 2 от "Фантазии" и 2 от "Гармонии". Торпедным залпом "Мечты" был потоплен японский транспорт "Шиномару", на котором находилось более 500 человек японского десанта, готового к новой высадке. Примерное число погибших по данным разведки составило 480 солдат. На отходе из Чемульпо были поставлены 16 мин… на которых повредился броненосный крейсер "Асама".

Преследование крейсеров оказалось для японцев невозможным ввиду тумана на море и большой скорости последних, а также их низкого профиля.

18 февраля ночью был учинён рейд в Ченампо, в результате которого были потоплены 3 зафрахтованные Японией транспорта, 1 миноносец и повреждён артиллерийским огнём крейсер "Нанива".

24 февраля ударом крейсеров из базы в Сибангкуне была сорвана десантная операция японских войск в Антунге. Потоплен 1 транспорт, 2 повреждены. Установлены 20 мин.

3 марта при попутке повторной высадки десанта в Антунге крейсерский отряд связал боем и уничтожил японский крейсер "Акаси" минно-артиллерийским огнём. Установлено в районе Антунга более 70 мин.

10 марта крейсера для большей оперативности были окончательно переброшены в базу на Сибангкун для совместных действий вместе с Броненосно-Крейсерским Отрядом Второй Владивостокской Бригады Крейсеров. За ночные рейды и имена женского рода японцы дали крейсерско-миноносному отряду прозвище – "Ведьмы Шибангуна", а моряки 1-ой Тихоокеанской Эскадры просто прозвали крейсера "Ушкуйницами".

Подписаться
Уведомить о
guest

89 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account