Данный материал уважаемого Юрия Пашолока выкладывается на сайт в честь праздника — дня танка Mk.III Valentine.
Infantry Tank Mk.III, он же Valentine, стал самым массовым английским танком Второй мировой войны. Вместе с тем, по-настоящему активно сами англичане применяли его лишь с 1941 до первой половины 1943 года. Гораздо интенсивнее эти танки использовались в Советском Союзе, куда была отправлена почти половина из всех произведенных машин. Дебютировав в боях под Москвой осенью 1941 года, эти танки, известные в РККА как «Валентин» и MK-3/MK-III, дожили в иных частях до конца войны. Кроме того, Valentine стал едва ли не единственным из поставлявшихся в СССР зарубежных танков, который достаточно массово повергался различным переделкам. О них и поговорим.
Смени пушку!
Летом 1941 года, когда только решался вопрос о поставках английских танков в СССР, советская сторона довольно скрупулёзно их изучала. От крейсерских танков отказались сразу. Из легких машин остановились на партии из 20 «Тетрархов». Основной же выбор пал на танки Matilda и Valentine. Небольшая скорость передвижения компенсировалась у них очень мощной для своего класса броней и дизельными двигателями. Последнее для советской закупочной комиссии было особенно важным аргументом. Стоит подчеркнуть, что к широко известной американской программе ленд-лиза английские поставки отношения не имели. Речь шла не о сдаче техники в аренду, а продаже, в том числе за золото.
Первые Valentine прибыли в СССР 11 октября 1941 года. В ходе их эксплуатации был выявлен ряд недостатков. Согласно “Докладной записке по вопросу английских танков M-III*”, датируемой 20 ноября 1941 года, были выявлены частые поломки пальцев траков. Проведенные испытания показали, что причиной поломок оказалось чрезмерное натяжение гусениц, рекомендованное английскими инструкторами. В условиях зимней эксплуатации также выявилась необходимость установки шпор, поскольку траки быстро забивались спрессованным снегом и льдом, в результате чего резко снижалось сцепление. Нередкими были случаи сползания бандажей с ведущих колес. Танк оказался плохо защищен от бутылок с зажигательной смесью, поскольку в крыше башни и в маске имелись отверстия. Не лучше обстояло дело и с защитой жалюзи моторного отделения.
Те самые снаряды, которые, по мнению советской стороны, англичане имели, но в СССР не привезли
Главные же проблемы оказались связаны с вооружением. Концепция применения английских танков исключала наличие в боекомплекте боевых машин, вооруженных 2-фунтовыми (40-мм) пушками, осколочно-фугасных боеприпасов. Для борьбы с пехотой, по мнению английских танковых теоретиков, хватало спаренного пулемета. Пушка же предназначалась для борьбы с вражескими танками. Отсутствовали даже бронебойные снаряды с донными взрывателями: по вражеской броне стреляли обычными болванками. Подобный факт ввел советскую сторону в некоторое замешательство. По агентурным данным, снаряды с донными взрывателями у англичан имелись, приводились даже их эскизы. В реальности же этих снарядов не было. При этом на Valentine устанавливался и спаренный с пушкой 50-мм гранатомет, но к нему поставлялись лишь дымовые гранаты, хотя у англичан на вооружении имелся пехотный миномет аналогичного калибра с осколочно-фугасными минами.
Проблема была, впрочем, далеко не только с номенклатурой боеприпасов. Танки, прибывшие с первыми конвоями, оказались не полностью укомплектованными. Отсутствовали пулеметы Bren и пистолеты-пулеметы Thompson M1928. Более того, имелись единичные случаи поступления танков даже без пушек. Вдобавок ко всему отдельно танковые орудия и их стволы не поставлялись, а боеприпасы приходили в объеме 5–6 боекомплектов на танк, чего было крайне мало. Ситуация складывалась очень непростая: в случае повреждения ствола или израсходования боекомплекта танк превращался в пулеметный.
Valentine II, перевооруженный на 45-мм пушку, декабрь 1941 года
Наиболее рациональным способом решения проблемы в ГАБТУ КА посчитали перевооружение английского танка советской 45-мм пушкой. Эта работа была возложена в ноябре 1941 года на главного конструктора завода №92 генерал-майора В.Г. Грабина. На заводе непосредственную работу по перевооружению возглавил П.Ф. Муравьев. В качестве объекта для переделки был выбран танк Valentine II, регистрационный номер 27526.
Согласно отчету, замене подверглась 40-мм танковая пушка и спаренный с ней пулемет BESA. 50-мм гранатомет оставили на штатном месте. В ходе переделки была установлена 45-мм пушка и спаренный с ней советский пулемет ДТ, так что одновременно решалась и проблема снабжения зарубежными пулеметными патронами. Заводом №92 были спроектированы новые орудийная маска и бронировка, гораздо более удачные, чем английские. За счет снижения длины гильзоулавливателя и других переделок удалось увеличить и внутренний объем боевого отделения, которое у Valentine отнюдь не отличалось просторностью. В результате проведенных переделок боекомплект танка вырос с 59 выстрелов для 2-фунтовой пушки до 91 выстрела к 45-мм орудию, получившему заводской индекс Ф-95.
После переделки высвобождалось штатное вооружение танка. Пушки отправлялись в ремфонд, а пулеметы планировалось передавать пехоте. Но главным результатом, разумеется, стало то, что танк получил советское вооружение и прицел. Тем самым исчезала зависимость от английских поставок. Кроме того, в боекомплекте появлялся осколочно-фугасный боеприпас, которого так не хватало для борьбы с живой силой противника.
Тот же танк, вид спереди. В отличие от штатной маски, конструкция КБ завода №92 исключала возможность застревания в ней вражеских снарядов
Огневые испытания показали, что перевооруженный «Валентайн» по удобству заряжания не уступает базовому танку. Также не ухудшились и условия работы наводчика. В ходе контрольного пробега танка на расстояние 20 километров никаких дефектов в работе вооружения и прицела не обнаружилось. После успешных заводских испытаний перевооруженный танк был доставлен в Москву, где его показали руководству.
45-мм пушка Ф-95 и спаренный с ней пулемет ДТ
Еще до окончания испытаний обсуждался вопрос об изготовлении партии установок для перевооружения английских танков. Но вполне успешная программа совершенно внезапно была закрыта по инициативе руководства ГАБТУ. Одну из причин парадоксальной концовки истории с перевооруженными танками можно найти в докладной записке начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Я.Н. Федоренко, написанной 9 января 1942 года на имя Л.П. Берии:
«Главным конструктором завода №92 генерал-майором технических войск тов. Грабиным установлено отечественное вооружение в 2-х английских танках “Матильда” и “Валентин”.
В танке “Валентин”, вместо английской 40 мм пушки и 7,92 мм пулемета, установлены наша 45 мм танковая пушка и пулемет ДТ.
Опытные образцы проходили испытания на заводе №92 в г. Горький и показывались в Москве.
На основании личного осмотра и материалов испытаний, считаю перевооружение английских танков нецелесообразным по следующим соображениям:
1. Танк “Валентин”
45 мм танковая пушка по бронепробиваемости практически равноценна английской 40 мм, а поэтому имеет полный смысл для этого танка использовать английское вооружение, а свое беречь для отечественных машин».
На самом деле, причин, по которым было решено отказаться от перевооружения танков, было несколько. Одной из основных следует считать оперативность английской стороны, которая быстро реагировала на замечания ГАБТУ. История сохранила обширную переписку между представителями ГАБТУ КА и английской военной миссией в СССР, главой которой в 1941–42 годах был генерал Фрэнк Ноэль Мейсон-Макфарлейн (в переписке фигурирует написание фамилии «Макфарлан»). Эта переписка имела вполне ощутимые результаты. Уже начиная с декабря 1941 года прибывающие в СССР танки заранее заправляли антифризом, благодаря чему резко сократилось число случаев размораживания двигателей. В это же время были введены и сорта смазки, более пригодные для зимней эксплуатации. Подобные изменения коснулись аккумуляторов и масел для системы отката танковых пушек. А с декабря численность боеприпасов для каждого прибывающего Valentine выросла до 520 выстрелов.
Не менее важной причиной являлось и то, что перевооружать английские танки было особо некому, да и нечем. Зимой 1941–42 года танковые пушки были дефицитом, а рембазы оказались и так перегружены текущей работой.
Неподвижная бронировка новой орудийной маски
Но на этом история с переоборудованием танков Valentine не закончилась. Увеличение объемов поставки снарядов отнюдь не снимало вопроса об отсутствии осколочно-фугасных снарядов. В 1942 году в гильзу снаряда для 2-фунтовой пушки установили осколочно-фугасный снаряд зенитного орудия Bofors. Были проведены испытания, но до серийного производства дело так и не дошло.
Примерно в это же время на другом конце земного шара подобную проблему решали австралийцы. У них дело с новым боеприпасом продвинулось гораздо дальше. Уже с января 1943 года было налажено производство 2-фунтовых осколочно-фугасных снарядов. Они успешно использовались на австралийских Matilda и Valentine до конца войны. Что же касается англичан, то осколочно-фугасные боеприпасы для 2-фунтовки они удосужились сделать только в 1944 году.
Легкие танки тяжелого бронирования
Если с перевооружением Valentine дело ограничилось лишь опытными работами, то усиление защищенности этих танков было весьма распространенным явлением. Примечательно, что единственный сохранившийся на территории России танк этого типа, который находится в экспозиции парка «Патриот», является машиной с усиленным бронированием. На лобовые листы его корпуса наварены дополнительные бронелисты толщиной 30 мм, а по периметру башни приварены отбойники, предотвращавшие ее заклинивания вражескими снарядами.
Существует мнение, что это не более чем экспериментальная работа, но это не так. Во-первых, танк боевой: он прибыл в СССР 12 декабря 1941 года, а уже 16 числа был передан в состав 171 отдельного танкового батальона, воевавшего на Калининском фронте. Во-вторых, на дополнительной броне, а также на башне видны многочисленные следы пулевых попаданий. Вряд ли бы на НИИБТ Полигоне в 1945 году, когда туда попал этот Valentine II, занимались подобным отстрелом. В-третьих, и это, пожалуй, главный довод, существует фотография, датированная 1943 годом. На ней запечатлено несколько таких танков, имеющих идентичное усиление бронезащиты, включая «кольцо» вокруг башни.
Экранированный Valentine II, регистрационный номер T.27543, из экспозиции парка «Патриот»
В официальной переписке ГАБТУ КА о такой экранировке нет ни строчки. Работы по усилению бронирования лобовой части Valentine проводилиь неофициальным путем, вероятнее всего, в пределах одной воинской части. Усиление бронирования напрямую связано с появлением весной 1942 года у немцев на вооружении 75-мм длинноствольной пушки, как в буксируемом (Pak 40), так и танковом/самоходном (7.5 cm KwK 40/StuK 40) исполнении. Для нее 60 мм брони не являлось чем-то особо проблематичным, и в результате Valentine потерял один из главных своих козырей. Установка дополнительной брони толщиной даже 30 мм значительно повышала шанс непробития корпуса при попадании снаряда в лоб танка.
Танки, которые экранированы так же, как и Valentine II в Кубинке. Указывается, что фото сделано на Западном фронте в 1942 году, но судя по погонам на плечах танкистов, снято никак не раньше 1943 года
Поскольку усиление брони проводилось в инициативном порядке, какой-то системы в ней не существовало. Как правило, речь шла об установке дополнительных листов – «экранов» на лоб корпуса, причем их толщина могла варьироваться в зависимости от имевшейся в наличии брони. Кольцо вокруг башни, подобное установленному на танке в парке «Патриот», ставилось крайне редко. Стоит также отметить, что экранировке подвергались как ранние машины, так и более поздние Valentine IX. Оснащенные дополнительной броней, эти танки, на которых устанавливались 6-фунтовые (57-мм) пушки, по соотношению характеристик брони и вооружения оказывались на уровне КВ-1. При этом масса экранировки получалась сравнительно небольшой и почти не влияла на динамические характеристики.
Экранированный Valentine в Вильнюсе, 1944 год. Отбойников вокруг башни нет. Судя по попаданию, как минимум один танк точно выиграл от использования дополнительного бронирования
Единственным местом, где обнаружилась хоть какая-то информация об экранировке Valentine, оказался отдел изобретений ГАБТУ КА. 10 ноября 1942 года в адрес отдела изобретений прибыло письмо от помощника командира 167 танковой бригады по технической части инженер-майора А.Г. Арановича. Суть его предложения была понятна уже по названию – «Экранировка танка МК-3»:
«Опыт боев танковой бригады на ЮЗФ, Сталинградском и Донском фронтах показывает, что танк МК-3 требует экранировки в 3-х местах:
- Лобовой броневой лист пробивается со всех дистанций 75 мм снарядом вследствие того, что он стоит вертикально, и недостаточной толщины, поэтому необходимо добавочный лист ставить под углом, как указано на чертеже.
- Носовую часть необходимо усилить, при этом добавочному листу дать большой наклон, как указано на чертеже.
- Самое слабое место танка есть нижний погон башни, где бронировка ослаблена бортовыми соединениями и выточкой для зубчатого венца поворотного механизма. Эвакуированные танки с поля боя показывают, что противотанковая артиллерия противника бьет в первую очередь по погону, чтобы заклинить башню, и вследствие ослабленности его у танка КМ-3 пробивает. Экранировать нижний погон необходимо отдельными пластинами с прокладками из резинового бандажа колес, в таком случае происходит изменение оси снаряда при ударе о броню и следовательно исключается сквозная пробоина».
Александр Григорьевич знал, о чем говорил. В ходе боев он лично, сидя за рычагами, эвакуировал с поля боя три Valentine и один Т-70, причем уже через сутки машины были восстановлены и снова пошли в бой. За этот подвиг инженер-майор Аранович получил орден Красной Звезды.
Экранировка лобовой части корпуса Valentine, разработанная инженер-майором Арановичем
Разработанная зампотехом 167 танковой бригады экранировка стала самой толстой и совершенной среди подобных. Мало того, что общая толщина брони с ней достигала 105 мм, так экраны еще ставилась под наклоном, что усиливало защитный эффект. Очень грамотным решением выглядит и экранировка погона башни. Правда, в ГАБТУ идею не поддержали, ограничившись краткой отпиской о ненужности поднимать вес танка.
Защита погона башни от заклинивания снарядами
На этом можно было бы и закончить, поскольку материал нашелся в отделе изобретений, но есть одно «но». В пояснительной записке инженер-майор Аранович указывает, что подобным образом силами СПАМ удалось установить дополнительную броню на три танка. Возможно, что речь идет о тех самых Valentine, которые Аранович лично вытянул с поля боя. Из описания следует, что усовершенствованные танки неоднократно ходили в бой, и экранировка действительно была эффективной.
Летом 1943 года инженер-майор Аранович вновь отличился, на этот раз под Понырями. За умелые действия по эвакуации и ремонту танков он получил орден Отечественной Войны II степени. Войну Александр Григорьевич закончил в звании подполковника.
Шпоры для Valentine
Как и у танков Matilda, у Valentine, хоть и в меньшей степени, имелись проблемы сцепления траков с грунтом. Особенно сильно они проявлялись в зимнее время, что подтвердилось и в ходе зимних испытаний Valentine II, проходивших на НИИБТ Полигоне:
«Испытания танка в зимних условиях показали, что форма траков гусеницы не обеспечивает требуемого сцепления с грунтом, вследствие чего проходимость танка в зимних условиях недостаточна»
Решение проблемы было найдено еще в ходе испытаний. Силами инженеров НИИБТ Полигона было разработано два типа шпор, которые тогда же изготовили и испытали. Первый тип представлял собой приварки дополнительных грунтозацепов, выступавших из трака на 35 мм. Второй вариант был более технологичным и позволял использовать шпору по мере необходимости. Он выглядел как конструкция, крепившаяся штатным пальцем гусеничной ленты. По итогам испытаний оба варианта дополнительных грунтозацепов были признаны долговечными. Судя по всему, оба типа шпор и пошли в войска.
Шпоры двух типов, разработанные зимой 1942 года НИИБТ Полигоном
На этом разработка дополнительных грунтозацепов для Valentine не закончилась. В ноябре 1943 года некто Захаренков предложил несъемные шпоры, которые должны были изготовляться из «углового железа волнообразной конфигурации» и привариваться к траку. Изучив предложение, НИИБТ Полигон выдал заключение о нецелесообразности изготовления подобной конструкции. Предложенный вариант был сложен для производства в войсковых частях, да и устройство новых грунтозацепов исключало возможность снятия их для движения по хорошим дорогам.
Усовершенствованные шпоры для Valentine
Еще в мае 1943 года коллектив НИИБТ Полигона в составе техника-лейтенанта А.С. Лобакова, инженер-майора А.М. Зезина и инженер-капитана И.А. Кондрашова разработал модернизированный вариант съемных шпор. Основным отличием от предыдущей конструкции стало изменение формы грунтозацепа, который лучше подходил для езды по заснеженной местности. В ходе испытаний выяснилось, что с новыми шпорами значительно улучшились характеристики при пересечении заснеженных склонов.
Согласно разработанной НИИБТ Полигоном инструкции, на каждую гусеничную ленту устанавливалось по 8 шпор (через каждые 12–13 траков). Эти шпоры пошли в войска, причем изготовлялись они в условиях ремонтных мастерских. За разработку удачной и простой конструкции начальник ГАБТУ КА маршал Федоренко в марте 1944 года объявил благодарность и премировал каждого автора на сумму в 1000 рублей. Кроме того, 5 марта 1944 года на шпоры было оформлено авторское свидетельство.
Для производственных нужд
В заключение стоит рассказать о машине, также существовавшей далеко не в единичном экземпляре. К сожалению, кроме текстовых упоминаний, больше никакой информации о ней не существует.
Летом 1944 года ремзавод №12, находившийся в Баку и занимавшийся в основном ремонтом поступавшей американской и английской бронетанковой техники, был переведен в Саратов. Впрочем, помимо зарубежных образцов, на лето 1944 года в Баку находилось 12 (позже 10) танков Т-26 и 1 бронеавтомобиль БА-10. Два из Т-26 были переделаны в тягачи, использовавшиеся для нужд завода.
Эта сводка – первое упоминание о тягаче на базе Valentine
Для нас интересно другое. В ведомости о наличии матчасти за август 1944 года среди машин появился некий тягач на базе MK-III. Указывалось, что он использовался заводом по прямому назначению. Упоминаний о подобных переделках на БТРЗ №12 больше не было, но вот в отчете БТРЗ №82 (г. Москва) за апрель 1945 года упоминается изготовление двух тягачей на базе английского танка. За июнь изготовлили еще 11 таких машин, а за июль 14. Согласно записям, ремфонда хватало на переоборудование еще 5 машин. Встречается информация, что и после войны Valentine продолжали переделывать в тягачи. За рубежом, кстати, переделки танков Valentine в тренировочные машины, лишенные башен, и даже в водовозы, производились достаточно часто.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Архив автора
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Девятки
Сборка Valentine IX на Scotwood factory, 1942 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рождение валентинки
Наглядно о производстве танков Valentine
источники: