Юрий Пашолок. Условно тяжелый. Средние танки Strv m/42. Швеция
Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов легкий танк Landsverk L-10, известный также как Strv m/31, оказался во многом тупиковой ветвью танковой эволюции. Для своей весовой категории эта машина была достаточно дорогой и сложной. По ряду причин его выпуск задержался, и к 1934 году, когда шведская армия наконец получила свой первый L-10, шведские военные разочаровались в детище Отто Меркера. В результате серия ограничилась всего тремя экземплярами.
Принято считать, что в дальнейшем шведское танкостроение переключилось на создание более легкого танка Landsverk L-60, который позже превратился в Strv m/38. Но на самом деле фирма Landsverk продолжила работы и по «преемнику» L-10. Эта машина постепенно превратилась в средний танк Strv m/42, который сами шведы считали даже тяжелым. Какова же история создания этой машины?
Содержание:
Чертежи на экспорт
Неудача L-10 в шведской армии заставила фирму Landsverk искать счастья за рубежом. Предлагаемый ею ассортимент проектов к 1934 году свелся к четырем типам танков. Самым легким из них был двухместный танк-разведчик (L-100, позже L-120, боевая масса 3–4,5 тонны), за ним следовал более тяжелый трехместный L-60 с боевой массой 5,5–7 тонн. Еще более крупным был колесно-гусеничный L-80, весивший в разные годы от 6,5 до 10,5 тонн.
Наконец, самым увесистым танком фирмы оставался L-10, который, как и его более легкие собратья, постепенно совершенствовался. Он был наиболее защищенным, имел самый большой экипаж (4 человека), но одновременно оказался и самым дорогим. По этой причине L-10 мало интересовал зарубежных заказчиков и на некоторое время ушел в тень.
Ситуация стала меняться после первого экспортного успеха Landsverk. В августе 1935 года на испытания вышли два Landsverk L-60, построенных по ирландскому заказу. Несмотря на то, что в ходе испытаний один из танков сгорел, шведской новинкой заинтересовались. Осенью 1935 года танк осмотрели швейцарцы, а в конце 1936 года поступил заказ из Австрии. Разумеется, конструкторский коллектив Landsverk не почивал на лаврах. Взяв за основу удачную новинку, инженеры стали дорабатывать по ее подобию и другие машины.
Танки Landsverk 80 и Landsverk L-100/L-120 получили торсионную подвеску. Были переработаны их корпуса и башни, переделке подверглись двигатели и трансмиссия. Каким образом в это время переделывался L-10, неизвестно, но точно можно сказать, что от концепции четырехместного танка на Landsverk не отказались. В октябре 1936 года венграм показали некую машину среднего класса. Называлась ли она тогда L-10 или как-то иначе – вопрос остается открытым. Но в том, что это было развитие первого серийного шведского танка, сомнений нет.
Новые очертания переработанный L-10, теперь называвшийся LAGO, обрел к осени 1938 года. По вполне понятным причинам внешне он довольно сильно напоминал Strv m/38, но говорить о том, что это был просто увеличенный легкий танк, не приходится. Настоящий предшественник в конструкции машины все равно легко угадывается. Хотя по сравнению с L-10 размеры танка выросли, подобные метаморфозы в процессе развития претерпевали и другие машины Landsverk. Боевая масса LAGO по сравнению с L-10 выросла почти в 1,5 раза.
Кстати, изменились не только габаритные размеры. Несмотря на общую схожесть ходовой части, на деле она у LAGO была полностью своя. Поскольку двигателя необходимой мощности у шведской промышленности в те годы просто не было, инженеры Landsverk установили на танк два мотора Scania-Vabis 1664, те же самые, что стояли на Strv m/38. Благодаря такому решению 15-тонная машина по удельной мощности вполне соответствовала легкому танку.
Толщина лобовой брони LAGO составила вполне приличные для того времени 34 мм. С учетом того, что лобовые листы были установлены под рациональными углами наклона, потенциально танк мог успешно противостоять и снарядам противотанковых пушек тех лет на средних дистанциях.
Весьма интересно выглядело вооружение танка. В качестве «главного калибра» здесь выступала пушка калибром 47 мм. Что интересно, такого орудия на вооружении шведской армии не было, зато оно имелось в Австрии. Речь идет о противотанковой пушке Bohler М35, которая поставлялась на экспорт в несколько стран, а в Италии даже выпускалась по лицензии. В качестве вспомогательного вооружения выступали 8-мм пулеметы Kulspruta m/14-29, шведские аналоги австрийского пулемета системы Шварцлозе.
Получившийся танк был бы вполне конкурентоспособным, поскольку оказался ничуть не хуже «одноклассников» из других стран, а по удельной мощности их превосходил. Проблема состояла в том, что LAGO существовал только на бумаге. А на рынке средних танков того времени существовал не только спрос, но и предложение.
После оккупации Чехословакии Германией в марте 1939 года фирмы CKD и Skoda стали предлагать свои средние танки V-8-H (ST vz.39) и S-ll-c (Т-21) для продажи за рубеж. Например, CKD несколько раз предлагала V-8-Н самой Швеции. A Skoda Т-21 заинтересовала итальянцев и венгров. Конкуренты LAGO чуть уступали ему по бронезащите, имея при этом схожие динамические характеристики и вооружение. Но самое главное, они уже существовали в металле.
В этой ситуации конструкторское бюро Landsverk разработало улучшенный вариант танка LAGO. Его эскизный проект, датированный 8 июня 1940 года, заметно отличался от исходной машины. Длина выросла до 6 метров, а боевая масса увеличилась до 17 тонн. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что толщина лобовой брони составляла теперь солидные 50 мм. Это позволяло надежно защитить танк от тогдашних противотанковых пушек.
Серьезной переделке подверглась и ходовая часть, к примеру, число опорных катков выросло до 6. Общий состав вооружения особых изменений не претерпел (47-мм пушка, один спаренный пулемет, один пулемет в нише башни и еще один курсовой), но теперь предполагалось использовать другие пулеметы. В башне планировалось использовать пулеметы kspm/36 strv калибром 8 мм. Что же касается курсового пулемета, то он должен был иметь калибр 12,7 мм. Конкретная модель этого пулемета остается загадкой.
Как бы то ни было, танк получался вполне адекватным. Увы, Landsverk с ним опоздала: 10 июня 1940 года на полигоне под Будапештом начались испытания Skoda Т-21. Уже 7 августа было подписано лицензионное соглашение со Skoda, а 28 ноября переделанный Skoda Т-21 был принят на вооружение венгерской армии как 40М Turan.
Одновременно с самим LAGO конструкторы Landsverk разрабатывали и немного упрощенный вариант среднего танка. Машина носила обозначение Landsverk Тегго и представляла собой все тот же LAGO, но меньших размеров и с менее мощным вооружением. По сравнению с LAGO образца июня 1940 года длина корпуса Тегго уменьшилась до 5300 мм, число опорных катков было сокращено до 5. При той же толщине брони боевая масса машины снизилась до 14–15 тонн.
Еще одним отличием Landsverk Тегго стала башня, которая перекочевала на этот танк с Strv т/39. Как и у «донора», вооружение состояло из 37-мм пушки и двух пулеметов. Крупнокалиберный курсовой пулемет был заменен на kspm /36 strv. Слабее оказалась и силовая установка, которая имела мощность 190 лошадиных сил. Но и этот, «бюджетный» вариант шведского среднего танка также не заинтересовал зарубежных заказчиков.
Курс на утяжеление
Несмотря на отказ Венгрии от LAGO, конструкторское бюро Landsverk не свернуло работы над машиной. Продолжались работы и над Тегго. В марте 1941 года появился переработанный проект этого танка. Толщина брони его корпуса сократилась до 34 мм, длина выросла до 5600 мм, а количество опорных катков увеличилось до 6. Это было связано с установкой рядного 8-цилиндрового двигателя, который должен был работать с 6-скоростной электромеханической коробкой передач ZF Тур 6 EV 75. Согласно документам, боевая масса обновленного Тегго должна была составлять около 14 тонн, а в качестве основного вооружения предполагалось использовать уже 57-мм пушку.
Новый вариант LAGO был представлен примерно в это же время, 17 марта 1941 года. Длина машины еще чуть увеличилась, а ее проектная боевая масса достигла 18 тонн. Вооружение и башню конструкторы оставили без изменений, основная работа была сконцентрирована на шасси. На танке, как и на новом варианте Тегго, предполагалась установка коробки передач ZF Тур 6 EV 75, но при этом мотора было два. Моторное отделение оказалось заметно переработанным, это же касается и лобовой части танка. Как и у Тегго, лобовая деталь корпуса LAGO стала гнутой.
На этом этапе отечественным средним танком, наконец, заинтересовались шведские военные. Они внимательно следили за происходящими в Европе событиями и отчетливо понимали, что успешно воевать одними только легкими танками теперь уже не получится.
На совещании 30 апреля 1941 года шведские военные определяли характеристики нужной им машины. Армию мог бы устроить танк боевой массой 18 тонн с пушкой калибра 57 мм, бронированием толщиной 24–34 мм и ценой в 350.000 шведских крон. Примерно в эти параметры как раз и вписывался Landsverk Теrrо. Параллельно рассматривались и другие варианты нового танка. При массе в 22 тонны и с броней толщиной до 70 мм второй вариант танка должен был оснащаться 75-мм короткоствольной пушкой и стоить 425.000 крон.
В конце концов, было принято решение остановиться на промежуточном варианте. Боевая масса «компромиссного» танка должна была составлять 20 тонн, он должен был иметь броню толщиной в 60 мм. А в качестве основного вооружения для него предлагалась 57-мм противотанковая пушка, которая как раз в это время разрабатывалась (позже ее приняли на вооружение как 57 mm Pvkan m/43). В качестве альтернативы предполагалось использовать либо 75-мм короткоствольную пушку, либо 105-мм гаубицу.
В процессе обсуждения характеристик нового танка с некоторым опасением упоминался и некий «русский 30-тонный танк». Речь здесь шла о Т-28. Такие машины массово участвовали в советско-финской войне 1939–40 годов. Впрочем, опасались шведские военные не только советских танков.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По случайному совпадению, именно в июне, еще не дожидаясь изготовления опытного танка, KAF (Kungliga Armeforvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии) заказало сразу 160 тяжелых (!) танков. Именно к этому классу шведы отнесли машину, которую разрабатывала Landsverk. Для подстраховки альтернативой отечественной машине выступал переработанный проект чехословацкого среднего танка V-8-H.
Альтернатива не понадобилась. Уже в сентябре 1941 года опытный образец LAGO II вышел на испытания. Для ускорения постройки машина имела такую же башню, как проектный LAGO. За ее основу был взят проект LAGO по состоянию на март 1941 года, который подвергся переделке. Длина корпуса выросла до 6080 мм, за счет более толстой брони нагрузка на шасси увеличилась. В качестве силовой установки на танке было решено использовать спарку двигателей Scania-Vabis L 603 мощностью 162 лошадиные силы каждый.
Параллельно с ходовыми испытаниями опытного образца LAGO II продолжались работы над вооружением танка, а также его башней. Фирма Bofors, ответственная за работу над орудиями, к середине ноября 1941 года подготовила три варианта возможного вооружения. Как основное, на тот момент рассматривалось 57-мм орудие с диной ствола 50 калибров. Также рассматривалось 105-мм орудие с длиной ствола 16 калибров, представлявшее собой танковую версию гаубицы 10,5 cm haubits m/10. Наконец, в качестве второго запасного варианта была разработана 75-мм пушка с длиной ствола 31 калибр.
Существует заблуждение, что эта пушка аналогична немецкой 7.5 cm KwK L/24, которая ставилась на Pz.Kpfw.IV. На деле же это танковое орудие разрабатывали на базе 75-мм шведской зенитной пушки kanon m/18. Следует напомнить, что в начале XX века длина ствола у зенитных орудий была небольшой, например, известная 76-мм пушка Лендера обр.1914/15 гг имела аналогичную длину ствола. Кстати, похожую длину ствола имела и советская 76-мм танковая пушка Л-11, и американская 75-мм танковая пушка М2.
Как уже, вероятно, догадались некоторые читатели, это небольшое сравнение 75-мм шведской пушки с похожими танковыми орудиями других стран связано с тем, что именно ею в итоге и было решено вооружить LAGO II. Одна из основных причин этого решения выглядит несколько комично. Дело в том, что 57-мм танковая пушка сильно выступала за габариты танка, а это нарушало… безопасность дорожного движения. Звучит дико, но стоит напомнить, что в Швеции во время Второй мировой войны военного положения не вводилось. В отличие от длинной 57-мм пушки, 7,5 cm kanon m/41 выступала за габариты танка всего на 13,5 сантиметров.
Четыре коробки передач для одного танка
По итогам испытаний стало ясно, что танк в целом удался. 19 декабря 1941 года с Landsverk был заключен контракт на изготовление ста LAGO II. Танк получил официальное обозначение Strv m/42. Стоимость одной машины оценивалась в 313 тысяч шведских крон. Это было в полтора раза больше, чем цена, например, Pz.Kpfw.III, но деваться было некуда.
Шведское военное руководство понимало, что одна Landsverk всю потребность армии в «тяжелых» танках удовлетворить не сможет. Как раз в конце 1941 года предприятие в Ландскруне строило легкие танки Strv m/40, причем выходили они из ворот завода с задержкой. Поэтому перегружать Landsverk не стали, тем более что в выпуске Strv m/42 нашлась еще одна заинтересованная сторона. Речь идет о Volvo, крупнейшем шведском производителе грузовиков и легковых автомобилей. Мощностей этого предприятия вполне хватало, чтобы догрузить его танками. 2 января 1942 года с Volvo был заключен контракт на выпуск шестидесяти Strv m/42.
Между тем, даже заключение контрактов в декабре 1941 года не означало, что танки появятся в армии даже в 1942 году. Машина все еще дорабатывалась. Например, окончательный вариант ее башни был утвержден уже после декабря 1941 года. Она получилась заметно просторнее той, что стояла на LAGO.
Кроме того, башня получило одно достаточно специфичное усовершенствование, позже ставшее едва ли не визитной карточкой шведских танков. Дело в том, что пушка танка получила очень большой угол склонения – 15 градусов. Появилось такое требование неспроста: в отличие от исходного «экспортного» LAGO, Strv m/42 проектировался, прежде всего, для ведения боевых действий в Скандинавии, изобилующей холмистыми и гористыми местностями.
Помимо этого, появились у серийного танка и некоторые особенности производственного характера. Как уже упоминалось, изначально идея установки двух моторов была вынужденной мерой, поскольку подходящих двигателей необходимой мощности в Швеции попросту не производилось. Между тем, к декабрю 1942 года Volvo подготовила V-образный 8-цилиндровый двигатель Volvo А8В. Мотор объемом 22,6 литра развивал максимальную мощность 420 лошадиных сил.
Помимо этого, еще на стадии подготовки серийного производства выяснилось, что коробок передач ZF Тур 6 EV 75 на 160 танков закуплено лишь 100 штук. Это означало, что этими КПП можно обеспечить только танки, которые планировалось построить на мощностях Landsverk. Для танков с двигателями А8В, которые должна была выпускать фирма Volvo, требовались другие коробки передач.
На те Strv m/42 со спаренными моторами Scania-Vabis L 603, которым не хватало КПП ZF Тур 6 EV 75, было решено ставить гидромеханическую коробку передач Atlas Diesel DF 1,0. Для оснащения танков с двигателями Volvo А8В планировалось использовать КПП Atlas Diesel DF 1,15 S.
Чтобы в войсках не возникло путаницы с тремя типами машин, пришлось придумывать новые индексы. LAGO II получил дополнительное обозначение Strv m/42 ТМ (Т – два мотора, М – электромеханическая КПП). Танки с двумя моторами и КПП Atlas Diesel DF 1,0 получили обозначение LAGO III и индекс Strv m/42 ТН (Т – два мотора, Н – гидромеханическая КПП). Наконец, танки с моторами Volvo получили обозначение LAGO IV и индекс Strv m/42 EH (Е – один двигатель, Н – гидромеханическая КПП).
Заказ Volvo был разделен на две части: из 60 танков 55 выпускалось в варианте LAGO III, оставшиеся 5 – в варианте LAGO IV. Вариант с мотором А8В получился дороже. Он обходился в 355.000 шведских крон за танк, в то время как LAGO III стоил 319.000 шведских крон.
Таким образом, в шведских танках одной модели, выпускавшихся в одно время, устанавливались сразу два типа двигателей и три типа КПП. Такого в мировой истории танкостроения больше не встречалось.
29 июня 1942 года, не дожидаясь начала поставок первых танков, шведские военные расширили заказ на еще 122 танка Strv m/42. Фирме Landsverk снова досталась большая часть заказа – 70 LAGO III и 10 LAGO IV. Volvo получила контракт на выпуск 42 LAGO.
Как бы то ни было, ускорению выпуска эти новые контракты точно не способствовали. Strv m/42 стали выходить из ворот завода Landsverk только к маю 1943 года. Первыми их получателями оказались танковые полки Р 3 (в Стренгнесе) и Р 4 (в Шёвде). Летом 1943 года каждая из этих частей получила по 20 машин.
К тому времени тяжелыми эти танки назвать стало еще сложнее: даже с учетом приличного набора массы в ходе подготовки к производству, весил Strv m/42 всего 22,5 тонны. Впрочем, один «тяжелый» параметр у этого танка все-таки имелся. И стало им освоение Strv m/42 экипажами. Электромеханическая коробка передач доставила танкистам немало головной боли. Особой прочностью ZF Тур 6 EV 75 не отличалась, запах горелой электропроводки был постоянным спутником танкистов. Инженерам оказалось непросто довести ситуацию с КПП до удовлетворительных результатов. Имелись у танка и другие «болячки», которые пришлось устранять уже в ходе первых лет эксплуатации.
Еще одной, немного забавной, промашкой оказалась компоновка места размещения пулеметчика в корпусе. Он и так там сидел как бедный родственник, зажатый спереди снарядной укладкой. А при монтаже командирской радиостанции (их установили на 26 танках) для пулемета места внутри машины просто не осталось. По этой причине на командирских танках вместо курсовых пулеметов устанавливались их имитации.
Несмотря на все нюансы, новый танк постепенно осваивался в войсках. Неспешность выпуска привела к тому, что первые Strv m/42 модификации ЕН покинули Volvo только в декабре 1943 года. Весь же заказ на 282 танка исполнялся куда дольше. Последний Strv m/42 покинул Landsverk в декабре 1944 года, Volvo со своей долей справилась в январе 1945 года. Различные модификации танков получили регистрационные номера в следующих диапазонах:
Модификация Strv m/42 |
Диапазон присвоенных регистрационных номеров |
Strv m/42 TM |
501 – 600 |
Strv m/42 TH |
601 – 725 |
Strv m/42 EH |
726 – 782 |
Уже после войны появилась четвертая модификация Strv m/42, получившая название TV. По результатам тяжелой борьбы с капризной электромеханической КПП в этих танках ее было решено заменить на 5-скоростную механическую коробку передач Volvo Тур VL 420. Всего в Strv m/42 TV было переделано 70 машин.
Многоликий долгожитель
К концу Второй мировой войны Strv m/42 стал самым массовым танком шведской армии. Помимо полков Р 3 и Р 4, эти машины отправились в Р 1 (Энчёпинг) и Р 2 (Хельсингборг, позже Хеслехольм). Несмотря на то, что танк появился в действующих частях только летом 1943 года, определенную роль в обеспечении военной безопасности Швеции он сыграл. Появление в шведской армии более мощного, чем Landsverk L-60-S, танка, не осталось незамеченным. Для немцев он стал лишним напоминанием, что Швеция – это не Норвегия или Дания.
По рассказам сотрудников музея в Хеслехолме, среди которых немало ветеранов расформированного танкового полка Р2, Strv m/42 использовались и для введения немцев в заблуждение об истинном количестве бронетанковой техники в шведской армии. Одна из таких акций состояла в том, что группа танков из Р 2 демонстративно проезжала по морскому берегу на глазах немецких разведчиков. За поворотом танки уже ждали: номера быстро закрашивались, а на их место наносились новые. Группа снова демонстративно проезжала на виду у немецкой разведки и скрывалась за поворотом. Там процедура повторялась. И так раз 10–20. В итоге немцы, насчитав не одну сотню шведских танков, отказались от планов оккупации одного из островов на границе Швеции с Данией.
О том, что вооружение Strv m/42 постепенно устаревает, шведские военные всерьез задумались еще в 1943 году. Штатной пушки с начальной скоростью снаряда менее 600 м/с пока еще хватало для того, чтобы бороться с легкими и средними танками. Но было очевидно, что надолго ее скромных возможностей не хватит. По этой причине конструкторы Bofors начали разработку новой башни, которая должна была вмещать в себя более мощное орудие. В качестве вооружения было решено использовать 75-мм пушку с длиной ствола 54 калибра, которая в то время разрабатывалась для самоходной артиллерийской установки Pvkv m/43.
Первые наработки по проекту, получившему обозначение 7,5 cm kan L/54 Strv, были подготовлены Bofors в начале апреля 1944 года. Для того чтобы разместить более длинную пушку, пришлось заметно увеличить размеры башни. Общая высота танка выросла до 2600 мм, одновременно башню пришлось сильно расширять. Нужно это было, помимо всего прочего, и для сохранения минимального вылета ствола. Благодаря всевозможным ухищрениям удалось оставить в башне два пулемета. Правда, спаренный с пушкой пулемет здесь пришлось размещать в отдельной установке.
Не менее интересно выглядела и сама пушка. Она получила механизированную систему заряжания, позволявшую сделать серию из трех выстрелов. Угол склонения пушки уменьшился до 10 градусов, но с учетом заметного увеличения огневой мощи с этим можно было мириться.
К практической реализации проекта инженеры Bofors приступили уже после войны. В конце 1946 года один из Strv m/42 переделали, установив вместо штатной башни деревянный макет. Финальный вариант башни, получившей обозначение Delat torn, имел командирскую башенку и большой двустворчатый люк. Башня должна была защищаться броней толщиной 60 мм в лобовой части и 30 мм по бортам. Впрочем, до изготовления полноценной башни дело так и не дошло, проект Delat torn был закрыт.
Гораздо дальше зашли работы по созданию БРЭМ на базе Strv m/42. О том, что им необходима эвакуационная машина на танковом шасси, шведские военные задумались еще в 1940 году. До практической реализации этой идеи дело дошло 30 апреля 1942 года, когда Landsverk получила заказ на изготовление эвакуатора на шасси Strv m/42. Машина должна была иметь 12-тонный кран, благодаря чему могла бы поднимать легкие танки.
Стоимость переоборудования танка в БРЭМ составила 250.000 шведских крон. Всего было заказано два эвакуатора, получивших обозначение BBV m/42 (Brolaggningsbandvagn 42). К маю 1944 года на Landsverk в них переоборудовали два Strv m/42 ТН. Позже по одному экземпляру попало в танковые полки Р 3 и Р 4.
Еще одна инженерная машина на базе Strv m/42 разрабатывалась уже в 50-х годах. Для использования в качестве мостоукладчика на корпус танка монтировалась поддерживающая конструкция, поверх которой находился мост. Были проведены испытания, но дальше опытных работ дело не продвинулось. Позже выдвигалась идея машины аналогичной системы, но уже без башни. Такая концепция не была лишена смысла, поскольку опытный мостоукладчик с башней имел крайне ограниченные возможности для ведения огня. Впрочем, до практической реализации «безбашенного» варианта мостоукладчика дело не дошло.
Как и легкий Strv m/40, шведский средний (или, по национальной классификации, тяжелый) танк испытывался в рамках программы создания системы для движения по дну водоемов. Летом 1950 года один из Strv m/42 ТН получил специальное оборудование, включавшее в себя трубы для забора воздуха для двигателей. Одновременно герметизации подвергались все отверстия в его корпусе и башне, включая люки. Хотя испытания прошли в целом успешно, дальнейшего развития тема не получила.
Служба Strv m/42 оказалась еще более долгой, чем у его легких предшественников. В 1957 году начался новый этап перевооружения шведской армии, в ходе которого легкие танки были сняты с вооружения. Что же касается Strv m/42, то у них судьба была совсем иная. 225 танков со спаренными двигателями Scania-Vabis L 603 были переоборудованы в Strv 74.
Что же касается Strv m/42 ЕН, то их переквалифицировали в самоходные орудия, предназначенные для поддержки пехоты. После небольшой переделки им присвоили название Ikv 73. Помимо некоторых внутренних переделок, отличие этих машин от базовых танков заключалось в отсутствии пулеметчика в корпусе. В таком виде они прослужили еще 20 лет.
После ухода в отставку башни танков Strv m/42, а позже и Ikv 73, еще долго служили на благо обороны Швеции. Их разместили на долговременных огневых точках. Башни Strv m/42 получили обозначение Varntorn 4а, а башни Ikv 73 стали именоваться Varntorn 4b. Благодаря такому использованию, немало этих башен дожило до наших дней.
Относительно недавно часть из них была снята с укреплений и установлена на шасси Strv 74. Однако шасси Strv 74 довольно сильно отличается от Strv m/42, и для его возвращения в исходную конфигурацию нужно приложить немало усилий. Единственный танк, который доведен до исходного состояния, находится в шведском военном музее Beredskapsmuseet, расположенном севернее Хельсингборга. Что же касается Ikv 73, то его единственный экземпляр, сохранившийся без переделок, находится в танковом музее Arsenalen, что рядом со Стренгнесом.
Следует признать, что в целом первый шведский серийный средний танк получился вполне удачным. На момент создания он вполне соответствовал уровню своих одноклассников. И несмотря на то, что Strv m/42 довольно быстро устарел, главную свою задачу он выполнил. Само по себе наличие этих танков заставляло вероятного противника лишний раз подумать, стоит ли втягивать Швецию во Вторую мировую войну. Вполне удачная конструкция позволила Strv m/42 довольно долго находиться на вооружении, а затем — и пройти глубокую модернизацию. Если учитывать и годы службы Strv 74, то прослужили шасси первых шведских танков 41 год – срок очень немаленький.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Литература:
- • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
- • http://tanks.mod16.ora
- • Stridsvagn m/42 met delat torn, Kjell Svensson, PANSAR 2-2004
- • Varntorn, Kjell Svensson, PANSAR 3-2005
- • Brolaggningsbandvagn 42, Christer Baadstöe, PANSAR 3-2006
- • Stridsvagn m/42, Christer Baadstöe, PANSAR 1-2015
- • http://www.ointres.se/strv_m_42.htm
- • http://ftr.wot-news.com