«Царицы» от первой мировой до корабля музея. Часть II
Тема полностью написана Коллегой Wasa
Огромное ему Спасибо !!!
Часть вторая
первая часть тут
https://alternathistory.ru/tsaritsa-tamara-i-tsaritsa-rusudan-kvazikreisera-gruzinskogo-korolevskogo-flota
Показ флага оставался основным назначением "цариц" вплоть до начала первой мировой, не о какой модернизации речь не заходила.
Но в июле 1914 года оба корабля поставили на ремонт с чисткой котлов и переборкой машин, модернизация "Петре I" на ВМБ Поти показала, что грузинам эта работа вполне по силам. В итоге первый свой выход в море оба "крейсера" совершили только в конце ноября 1914 года и очень кстати вовремя.
10 декабря весь разведывательный дивизион оказался первым кто вышел на отражение атаки "Гебена" постоянно маневрируя за пределами эффективного действия 280 мм пушек линейного крейсера они передавали данные о передвижении турок и корректировали огонь береговой артиллерии (правда безрезультатно). После выхода линейного дивизиона "Гебен" ушел.
Зимой 1915 крейсера привлекались только для патрулирования побережья, никаких боестолкновений не было. Второй раз обе "царицы" встретились с реальным противником в начале апреля 1915, ими оказались визави «Берк-и Шевкет» и «Пейк-и Шевкет» которые двигались на соединение с крейсером "Хамидие". Кстати "царицы" оказались так далеко в море по инициативе командующего разведывательным дивизионом контр-адмирала Иванэ Лечхум-Моурави, что расходилось с прямым приказом командующего флотом вице-адмирала Сослана Колумбега не выходить за пределы 25 мильной зоны от грузинского побережья. Вот тут то и оказалось что установка 152 мм орудий оказалась очень даже верным решение. Грузины начали бить с расстояния 25 кабельтовых, правда с точностью у грузинских моряков было не очень хорошо, но близкие разрывы вынудили турок уйти, в результате в фатальном для "Хамидие" обстреле Одессе обе турецкие торпедные канонерки не участвовали.
Вплоть до середины 1916 года деятельность турецкого флота была минимальной это связано и с появлением в составе Черноморского флота линкоров и с действиями союзников у Дарданел. Единственный раз крейсера сталкивались с противником в октябре 1915 когда турецкий каботажник постарался удрать от всего дивизиона и был потоплен огнем в упор из 75 мм пушек. Спасенная команда турка показала что шли с баластом, так что такая "победа" в официальных сводках не фигурировала.
В июле того же года дивизион в полном составе снова столкнулся с "Гебеном" и "Бреслау" которые шли к Босфору после обстрела Туапсе, вступать в бой без поддержки линкоров грузины не решились, да и германо-турецкие корабли тоже не горели желанием связываться с грузинскими кораблями поскольку была вероятность того что на перехват вышли русские дредноуты.
К поздней осени 1916 г. фронт стабилизировался. Армии встали на зимние квартиры, и военные действия снова приняли позиционный характер. Но резко увеличились морские перевозки, правда конвоев как таковых практически не было и корабли шли по одному, редко с небольшим охранением. Именно с осени 1916 по весну 1917 разведывательный дивизион вместе с вышедшим из ремонта "Петре I Багратионе" достиг максимальных успехов, несмотря на откровенно отвратительные погодные условия корабли записали на свой счет 2 транспорта и тральщик врага который шел в охранении. Притом «Царица Тамара» даже применила торпедное вооружение против транспорта "Салида".
На весну объединенное командование русско-грузинских войск спланировало новые активные действия. Русские войска наступали по направлению к оз. Урмия постепенно вытесняя турок из Персии, а грузины выставив заслоны в р-не Карс-Эчмиадзин, сконцентрировались на направлениях Сарикамыш-Хорасан, и Ризе – Трабзон. Практически все корабли флота применялись для поддержки сухопутных войск. Встреч с крупными кораблями за исключения случая обнаружения соединения из 2 канонерок не было.
Кампания 1917 года была последней компанией в которой активно учавствовали русские войска, наступление кавказского корпуса в направлении Вана, было успешным. Грузины взяли Трабзон, а русские Эрзерум. Совместными усилиями русских и грузин был взят Каракёз. С юга к Мосулу подошли англичане.
Компания 1918 года охарактеризовалась уходом зимой 1917-18 гг с ТВД основной части русских войск в связи с приходом к власти в России большевиков, некоторая часть офицеров Кавказского корпуса осталась в качестве добровольцев. Их место заняли колониальные британские войска. Но с выходом России из войны грузины лишились поддержки русского флота. Теперь вся надежда была только на собственные силы. Правда грузинскому флоту откровенно везло, в январе 1918 года подорвался "Бреслау" и "Гебен" первый ушел на дно, а линейный крейсер до середине марта находился в ремонте.
Начавшееся весной 1918 г. наступление снова показало насколько важна поддержка с моря, именно артиллерия флота позволило выйти грузинским войскам к Эресуну. Кроме того крейсера поддерживали действия гидросамолетов с авиатранспорта "Аджария". "Гебен" к этому времени проходил ремонт в доке Севастополя и принять участие в боях не мог, а эсминцы соваться к крейсерам и линкорам не спешили. На этом боевые действия фактически закончились перемирьем.
В 1918 году малые крейсера наконец то прошли ремонт и модернизацию, установили новые системы управления огнем и заменили артиллерию. Теперь она была одного калибра (152 мм и 75 мм заменили на 102 мм аналогичные орудиям 650 тонных ЭМ), а 57 мм пушки заменили на 40 мм зенитки "Виккерса".
С вводом в строй крейсера "Кавкасиони" в 1924 году обе "Царицы" вывели из состава разведывательного дивизиона и переквалифицировали во фрегаты, они стали флагманами отрядов обороны водных районов. К началу второй мировой войны их скорость не превышала 16 узлов, но поскольку боевых действий на море практически не велось оба корабля использовались как брандвахты в портах Сухуми и Батуми, изредка отражая налеты немецкой авиации, для этого бортовые 102 мм заменили на 76 мм зенитные орудия. Правда успехов добились только артиллеристы "царицы Тамары" сбив один Ju-87. В 1946-47 окончательно устаревшие корабли наконец то были выведены из состава флота и переведены в Поти для разборки, если "царицу Русудан" разделали на метал в 1951, "царице Тамаре" повезло больше она стояла на приколе до 1955 ожидая свою очередь на иголки, но в честь того что корабль был любимым кораблем царя Ивана I, к тому же корабль произвел первую успешную атаку торпедную атаку в истории грузинского флота бы решено сделать из него корабль-музей. Примечательно что деньги на ремонт собирали через специально созданный фонд, при этом корабль вернули в состояние которое было во времена первой мировой.
Торжественное открытие состоялось 22 июня 1960 года, бывший крейсер установили в Поти у специально оборудованного причала, где он уже больше полувека олицетворяет историю маленького флота маленькой Грузии.