Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.
Окончание Второй Мировой войны и победа над Германией не закончили историю трофейных истребителей Me 109. Для некоторых машин данного типа это стало началом новой судьбы. Назвать эти машины захваченными в бою сложно, поскольку они сменили своих владельцев уже после капитуляции Германии. На тот момент на сотнях аэродромов оставались брошенные немецкие самолеты. Большая их часть была повреждена или уничтожена, но среди них попадались полностью исправные самолеты. Несмотря на наши самые лучшие намерения и имеющуюся в наличии информацию, невозможно описать историю даже небольшого количества этих машин, поскольку большая их часть была отправлена на слом. Также очень сложно оценить общее количество этих самолетов. Неопределенное количество пригодных к полетам Me 109 использовалось в подразделениях союзников в качестве курьерских и буксировочных самолетов, военных трофеев и талисманов, памятников и т.д..
Осенью 1944 года наступавшие во Франции союзные войска захватили на аэродромах германских ВВС большое количество брошенных «мессершмиттов». Персонал 22-й истребительной авиаэскадрильи (ИАЭ) 36-й истребительной авиагруппы (ИАГ) ВВС армии США (22 FS/36 FG USAAF) заполучил Me 109 G-10 («желтая 12»), оставленный в Реймсе эскадрильей 9./JG 5. На этом же аэродроме, возможно, был найден и Me 109 G-14 («синяя 3»; зав. № 413607), который стал одним из «стодевятых», использовавшихся французскими ВВС.
В апреле 1945 года на аэродроме Фассбург (Fassburg) в руки персонала 401-ой эскадрильи Королевских ВВС Канады попали два или три полностью исправных Me 109 G-10 («белая 43» – зав. № 130368 и «белая 44» – зав. № 130342).
Еще два боеспособных «густава» (G-14 – зав. № 464863 и G-6 – зав. № 163824) были захвачены англичанами на аэродроме Эггбек (Eggbek). Последний из упомянутых самолетов был только что изготовлен и подготовлен для отправки в истребительную авиачасть. Этот «стодевятый» был отправлен в Великобританию и затем в Австралию, где в течение последующих пятидесяти лет находился на надежном хранении. В 1979 году Me 109 G-6 (зав. № 163824) был продан проживавшему в Британии частному лицу, но австралийская таможенная служба заблокировала экспорт и конфисковала самолет. В настоящее время этот частично разобранный самолет находится в технологическом центре Треолар (Treolar Technology Center) австралийского военного музея, Канберра.
Me 109 G-10, захваченный союзниками в Реймсе
Me 109 G-14 из состава эскадрильи 9./JG 5 был одним из почти не повреждённых «густавов», брошенных на реймсском аэродроме . Самолет использовался пилотами 22-й ИАЭ 36-й ИАГ ВВС армии США. Лючок доступа к радиостанции и аптечке не окрашен
Французы также использовали самолеты, брошенные отступавшими немецкими войсками. Одним из «мессершмиттов», служивших во французских ВВС, был Me 109 G-10 (зав. № 413607), который, вероятно, был найден в Реймсе
Me 109 G-6 (зав. № 166224) из состава эскадрильи 4./JG 3 был брошен в августе 1944 года после вынужденной посадки в районе Ножан-ле-Руа (Nogent-le-Roi), Франция, на территории, контролируемой американцами. Желтый номер «97» на руле направления был, возможно, временной отметкой, нанесенной на время доставки
Американские солдаты стоят рядом с еще одним «густавом» с временным желтым доставочным номером. Обратите внимание на отсутствие других тактических обозначений
Брошенный Me 109 G-12 где-то в Германии, май 1945 года
В апреле 1945 года канадцы из 401-й эскадрильи обнаружили по крайней мере два полностью окрашенных в голубой цвет (Hellblau RLM 76) истребителя Me 109 G-10, брошенных персоналом группы II/NJG 11. Одним из этих «густавов» был самолет с заводским номером 130368, имевший небольшое сдвижное окошко на левой стороне фонаря кабины и загнутые вниз экраны выхлопных патрубков с обеих сторон
8 мая 1945 года американцы были очень удивлены, когда все «мессеры» группы II/JG 52 приземлились в Нойбиберге (Neubiberg). Их пилоты хотели сдаться союзникам и избежать попадания в плен к красноармейцам. Прибывшие самолеты, включая и два венгерских «густава» из состава Ung. JS/101 («красная 12» – зав. № 612169 и «черная 16» – зав. № 613165) не представляли интереса для военной разведки, зато очень заинтересовали американских пилотов, части из которых удалось полетать на этих «мессершмиттах».
Хотя большинство этих машин вскоре было отправлено на свалку, некоторые из них имели более долгую историю эксплуатации. Такими самолетами были «густав», ставший трофеем 326-й ИАЭ 357-й ИАГ ВВС армии США или три Me 109 G-10, которые в конечном итоге были отправлены в США. Машины были выбраны капитаном Фредом Макинтошем (Capt. Fred Macintosh), ответственным за сбор поршневых самолетов для коллекции Уотсона (т.н. «Watson’s Whizzers»). Трем истребителям Me 109 G-10 были присвоены американские номера, предназначенные для трофейных самолетов (Foreign Equipment markings): FE-122 для «желтой 13» (зав. № 611943), FE-123 для «черной 7» и FE-124 для «черной 2» (зав. № 610824).
После присвоения номеров самолеты были отправлены в Шербур, где были погружены на британский эскортный авианосец «Рипер» (HMS Reaper). Эти трофейные машины и другое немецкое оборудование были отправлены морем в США. В конечном итоге 17 мая 1946 года груз был доставлен на расположенный неподалеку от Сеймура (Seymour), штат Индиана, аэродром Фримен-филд (Freeman Field).
Когда командование авиационно-технической службы подверглось реорганизации, отдел лаборатории технических данных (Technical Data Laboratory Branch) стал частью отдела военно-технической разведки T-2. Как следствие машины получили новые номера: «FE-» были заменены на «T2-». Также им был присвоен новый статус
«только для статической экспозиции».
После этого «мессершмитты» были переданы авиакорпусу армии. В то время «стодевятые» нести псевдо-немецкий камуфляж. Вероятно, это было сделано для того, чтобы машины на выставках выглядели более привлекательно.
Вторым захваченным канадцами «густавом» был истребитель Me 109 G-10 («белая 44»; зав. № 130342). Трехцветные сине-бело-красные кокарды и прямоугольники были нанесены прямо поверх немецких белых крестов и свастик. На самолете было сделано несколько ознакомительных полетов. У обеих захваченных канадцами машин основные стойки шасси и ступицы основных колес были окрашены в бордовый цвет, что было свидетельством того, что самолеты летают на топливе с октановым числом 100
Принадлежавший учебному подразделению истребитель Me 109 G-14 (зав. № 464863) был захвачен британцами на аэродроме Эггбек
Уничтоженный истребитель Me 109 G-14 (зав. № 460520) принадлежал III группе (эскадра не установлена); Германия, май 1945 года
Истребитель Me 109 G-6 (зав. № 163842) был захвачен в Эггбеке перед его отправкой в истребительную часть. Позднее этот самолет был доставлен в Великобританию и оттуда в Австралию
В 1947 году группа «мессершмиттов» из Нойбиберга была разделена. Так, T2-122 был передан университету штата Канзас. В 1959 году его купил Эд Мэлони (Ed Maloney), куратор музея авиации (The Air Museum) и впоследствии основатель Музея авиационной славы (Planes of Fame Air Museum). На момент покупки машине не хватало некоторых частей. После приобретения Эд Мелони включил T2-122 в состав экспозиции созданного им музея (Чино, [Chino], штат Калифорния). В 1995 году самолет был передан филиалу Музея авиационной славы, расположенному в Валле-Уильямсе (Valle-Williams), штат Аризона.
О дальнейшей судьбе T2-123 мало что известно. Последняя подтвержденная информация гласит, что этот самолет был выставлен для обозрения на авиабазе Райт-Паттерсон (Wright-Patterson).
Начиная с 1948 года T2-124 уже не использовался для исследований. Вместо этого он участвовал в гастролях по различным авиабазам, выступая в качестве выставочного образца. Одним из последних пунктов турне была база армейской авиации Доббинс (Dobbins Army Air Base), расположенная неподалеку от Мариэтты, штат Джорджия. Там «мессершмитт» находился вместе с другим немецким трофейным самолетом – Focke Wulf Fw 190 D-13/R11, получившим номер T2-118. Позднее обе машины были переданы в дар технологическому институту штата Джорджия. Официально они не использовались технологическим институтом для исследований или оценки, а сохранялись для последующей демонстрации летным клубом «школа номер девять». После сорока лет блужданий по рукам многих частных владельцев этот «густав» 1 апреля 1999 году стал экспонатом музея ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, Дейтон, штат Огайо, где получил камуфляж «синей 4» из JG 300.
Остатки двух «густавов», захваченных солдатами 3-й бронетанковой дивизии в Кофене (Kophen)
Наряду с «густавами» авиагруппы II/JG 52 на аэродроме Нойбиберг приземлились два других Me 109 G-10. Хотя они принадлежали венгерской эскадрилье Ung.JS/101 («красная 12 – зав. № 612169 и «черная 16» – зав. № 613165), пока невозможно установить, кто пилотировал эти машины: венгры или немцы, «позаимствовавшие» эти самолеты у венгерской части, базировавшейся на том же аэродроме
Одним из трех Me 109 G-10, захваченных на аэродроме Нойбиберг и отправленных в США, был самолет с заводским номером 611943. В Соединенных Штатах машина получила номер FE-122, который позднее был изменен на T2-122. Хотя нам известен его поздний внешний вид, отсутствие фотографий мая 1945 года не позволяет нам с полной уверенностью сказать, действительно ли Me 109 G-10 («желтая 13»; зав.ном. 611943) выглядел так, как на этом реконструированном профиле
В начале 1950-х годов T2-122 был передан университету штата Канзас для использования его авиационным отделением. В это время самолет имел красивый камуфляж (очень темный «морской» синий), имевший, однако, мало отношения к реальности времён войны. Некоторые оригинальные детали были утеряны, в том числе винт с коком; их заменили соответствующими узлами с истребителя-бомбардировщика A-36 Apache
Истребитель Me 109 G-10 «черная 7», который был отправлен в США и получил там номер FE-123
Тот же самолёт после изменения номера (на T2-123) и статуса (на «только для статической экспозиции») демонстрировался на авиабазе Райт-Паттерсон; конец 1945 – начало 1946 года. Верхние и боковые поверхности самолета получили «привлекательный» камуфляж. Единственными достоверными элементами окраски были бортовой тактический номер и желтые треугольники заливных горловин топливных баков
Вероятно так выглядел Me 109 G-10 («желтая 2», зав. № 610842), захваченный на аэродроме Нойбиберг и отправленный в США. Перед этим машина получила номер FE-124. Представленный на рисунке профиль является частичной реконструкцией. В начале 1950-х годов T2-124 (бывший FE-124) вместе с Fw 190D-13 (T2-118) был подарен технологическому институту штата Джорджия. Официально два планера не использовались технологическим институтом для исследований или оценки и были сохранены для последующей экспозиции
* * *
Это лишь малая часть захваченных американцами «стодевятых». Американские солдаты находили более или менее поврежденные немецкие самолеты на каждом захваченном аэродроме, включая Лехвельд (Lechweld), Зальцбург, Фюрт (Fürth), Липпштадт (Lipsstadt) и многие другие. Хотя было нетрудно восстановить машины до пригодного для полетов состояния, и времени было достаточно, однако это было сочтено невыгодным. Большая часть самолетов была классифицирована как обломки и отправлена на слом.
Командир 357-й ИАГ майор Дон Х. Бочкей (Maj. Don H. Bochkay) стоит рядом с истребителем Me 109 G-10; Нойбиберг, май 1945 года
В мае 1945 года «мессершмитты» из состава авиагруппы II/JG52 совершили посадку на захваченном американцами аэродроме Мюнхен-Нойбиберг. Их пилоты не хотели сдаваться в плен Красной Армии. Далее на снимках будет представлен ряд «густавов», захваченных союзниками. На данной картинке: профиль и фотографии истребителя Me 109 G-10 («черная <2», зав. № 611Xx5) и Me 109 G-10 («белая 5», зав. № 611048) с нанесенными на руль направления семью красными отметками о победах
Истребитель Me 109 G-14/AS («белая 11»; зав. № неизвестен) с нанесенной на борт фюзеляжа надписью «Rosemarie»
Истребитель Me 109 G-14 («белая 21», зав. № 464549)
Остатки «мессершмиттов», обнаруженные союзниками весной 1945 года. Сверху: остатки «стодевятых» на аэродроме Нойбиберг, лето 1945 года. Центр: неповрежденный Me 109 G-10 на аэродроме Мюнхена. Внизу: ночной истребитель Me 109, захваченный американцами в Кельне
Остатки «мессершмиттов», обнаруженные союзниками весной 1945 года. Сверху и слева: Me 109 T-2 NG+PZ, обнаруженный американцами в Готе. Ниже: неопознанный Me 109 G-14 из неизвестной авиачасти, обнаруженный британцами в хорошем состоянии. Внизу: еще один неопознанный Me 109 G-14
Сверху: Me 109 K-4 (зав. № 330225) из состава Stab.III/ JG 27 был обнаружен в Вунсторфине (Wunstorfin) в неповрежденном состоянии. В центре и снизу: два снимка Me 109 K-4 («белая 16») из состава авиагруппы III/JG 53
Брошенные «стодевятые», обнаруженные подразделениями союзников весной 1945 года. Сверху: Me 109 K-4 из состава эскадрильи 14./JG 53, обнаруженный в лесу в районе аэродрома Райхенбах (Raichenbach). Ниже: Me 109 G-10 из состава эскадрильи 4./JG 53 в Браунсхардте (Braunshardt)
Me 109 G-10/R5, принадлежавший Aufkl.Gr.14
Хотя этот Me 109 G-14 получил серьезные повреждения в воздушном бою с истребителями союзников, его пилот сумел посадить машину. Информация о принадлежности этой машины отсутствует. Самолет был найден на одном из аэродромов, захваченных американцами
Me 109 G-14, найденный американскими солдатами на заводе компании Henschel в Аттенбауме (Attenbaum), неподалеку от Касселя, май 1945 года
Два из множества «мессершмиттов», которые были сбиты и приземлились за линией фронта весной 1945 года. Me 109 G-10 и Me 109 K-4 с неизвестными заводскими номерами (оба истребителя, возможно, принадлежали авиагруппе I/JG 52). Для пилотов обоих самолетов война закончилась вынужденной посадкой на территории, контролируемой американцами
Me 109 G-10 из состава Aufkl.Gr.14 был принужден к посадке «мустангом» ВВС армии США без единого выстрела. В Фюрте полностью исправный «густав» использовался американскими пилотами для ознакомления. У самолёта отсутствовали створки основных стоек шасси
Me 109 G-10 из состава эскадрильи 7./JG 27 с неизвестным заводским номером. Весной 1945 года этот самолет был найден войсками союзников (вероятно на аэродроме Хальберштадт [Halberstadt]) «в хорошем состоянии»
В апреле 1945 года Me 109 G-6AS с неизвестным заводским номером был обнаружен американскими войсками в Графенвёре (Grafenwöhr). Самолет нес интересный и нетипичный камуфляж: он был полностью окрашен в графитовый или черный цвет с беспорядочно нанесенными на верхние и боковые поверхности темно-зелеными пятнами
Обломки Me 109 G-14 (зав. № 463147) из неизвестной учебной части был обнаружен американскими солдатами на аэродроме Лехвельд, Германия
Говоря о технике, захваченной союзниками в годы Второй Мировой войны, стоит особо отметить один «густав», попавший в руки польских пилотов из состава базировавшейся в Италии 318-й (польской) эскадрильи Королевских ВВС (318 (Polish) Sq RAF). Это был Me 109 G-14/AS («черная 4») старшины Владимира Сандтнера, дезертировавшего из ВВС Хорватии и приземлившегося на аэродроме Фальконара (см. «Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 35»). Поляки завладели этим самолетом в экстраординарных обстоятельствах. «Мессер» был куплен флайт-лейтенантом (капитаном авиации) Яном Прейхсом (Flight Lieutenant Jan Preihs) за одну бутылку бурбона. Согласно его мемуарам, история была следующей.
В то время 318-я (польская) эскадрилья базировалась в Ризано (Risano) неподалеку от Удине (Udine). В конце мая 1945 года командир эскадрильи сквадрон-лидер (майор авиации) Влодзимеж Бережецкий (Squadron leader Włodzimierz Bereżecki) приказал флайт-лейтенанту Яну Прейхсу подготовить самолет Fairchild, чтобы он смог вылететь на встречу с командованием союзников, которая должна была состояться на аэродроме Ези (Jesi). После того как они приземлились, Березецкий отправился на встречу, в то время как Прейхс болтался без дела.
Через некоторое время к нему подошли два американских солдата и спросили, есть ли у него выпивка. Это был их последний день в Ези, и они не хотели оставлять немецкие самолеты без какого-либо технического обслуживания. Они хотели обменять самолеты на бутылку виски. Затем они показали Прейхсу два самолета, стоявших в поврежденном ангаре и покрытых брезентовыми чехлами. Ян Прейхс осмотрел самолеты, но для окончательного решения решил дождаться Бережецкого.
Для командира эскадрильи это было неожиданностью, но вскоре он решил купить самолеты у американцев. Бережецкий связался с базой и приказал дежурному офицеру Феликсу Радомскому (Feliks Radomski) найти пилота, способного перегнать Me 109 в Ризано. Затем он пошел в столовую и вернулся с бумажным пакетом, в котором были две бутылки бурбона. Влодзимеж Бережецкий купил спиртное у бармена, который оказался живущим в Чикаго польским эмигрантом. У бармена не было виски, но когда Бережецкий рассказал ему о ситуации, он принес из задней комнаты две бутылки бурбона.
Пока Бережецкий добывал спиртное, Ян Прейхс быстро слетал в Ризано и вернулся назад в Ези с добровольцем флайт-лейтенантом (капитаном авиации) Страмиком (Flight Lieutenant Stramik). Американцы нетерпеливо ждали рядом с аэродромным автотопливозаправщиком. Когда они обменяли самолеты на две бутылки бурбона, они были так счастливы, что помогли вытащить Me 109 и Me 108 Taifun из ангара и затем заправить их.
Хотя поляки нашли в самолетах инструкции лётчику по особенностям их пилотирования и руководства по эксплуатации, Страмик сомневался в способности пилотировать «мессершмитт», поскольку инструкции и руководства были написаны на немецком языке. Никто из поляков не знал немецкого языка. Им потребовалось несколько часов, чтобы запустить двигатель, и когда они наконец сделали это, из патрубков повалил черный дым. Солдаты на аэродроме в Ризано подготовили пожарное оборудование, но Страмик приземлился без каких-либо проблем.
В течение более чем трех месяцев – с мая по сентябрь 1945 года – «густав» использовался пилотами 318-й эскадрильи. На снимке польского «мессера» на заднем плане видно хвостовое оперение истребителя Mustang Mk III. Известно, что «мустанг» был передан польской эскадрильи в сентябре, и, следовательно, «мессер» ещё оставался в этой части в сентябре.
«Мессершмитт» получил серо-зеленый камуфляж Королевских ВВС и буквенный код 318-й эскадрильи – LW. Купленный самолет совершил как минимум три полета. Весьма вероятно, что таких полетов было больше, но они не были внесены в какой-либо журнал. Пожар двигателя положил конец полетам «густава» в польской эскадрилье, поскольку механики части не смогли вернуть его в рабочее состояние.
Единственный Me 109 с польской красно-белой шаховницей на капоте двигателя. Этот бывший хорватский самолет (см. «Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 35») – Me 109 G-14/AS («черная 4»; 2104) – был перекрашен и включен в состав 318-й (польской) эскадрильи Королевских ВВС. В соответствии со стандартами Королевских ВВС верхние и боковые поверхности машины были окрашены в темно-зеленый (Dark Green) и шаровый (Ocean Grey) цвета, а нижние поверхности – в ярко-голубой (Mediterranean Blue) цвет; точно такой же камуфляж несли «спитфайры», состоявшие на вооружении 318-й эскадрильи. На левой стороне фюзеляжа в районе кабины был нанесен символ эскадрильи – три карты (тройка червей, туз пик и восьмерка бубей)
В свою очередь чехи нашли совершенно другое применение бывшим немецким самолетам. Они собрали все «стодевятые» неподалеку от заводов компаний Avia и Letov. Планировалось массовое производство самолетов данного типа для оснащения ВВС восстановленной Чехословакии. Было собрано около трехсот фюзеляжей и сотни консолей крыльев. Помимо этого из Советского Союза чехословакам было поставлено около шестисот тонн деталей «мессершмиттов», которые первоначально были отправлены на советские металлургические заводы.
22 февраля 1946 года первый серийный «мессершмитт», собранный из этих узлов, был передан на испытания под обозначением C-10. Поскольку планер имел заводской номер 613156, то он идентифицируется как Me 109 G-10, изготовленный на авиационном заводе WNF. И после начала настоящего производства части бывших немецких «мессершмиттов» по-прежнему шли в дело. Так, один из проданных Израилю в 1948 году Avia S-199, в настоящее время экспонируемый в музее израильских ВВС на авиабазе Хацерим, имеет табличку с идентификационным номером 782358. Данный номер изначально принадлежал Me 109 G-14, изготовленному в Регенсбурге на заводе компании Messerschmitt.
Уже много лет ведутся споры о происхождении Me 109 G-10 (зав. № 613016), захваченного на аэродроме Прага-Кбелы. Впрочем, для чехов, включивших этот самолет в состав своих ВВС в качестве одного из первых Avia C-10, эти споры не имели никакого значения
Одним из множества Avia C-10, полученных чехословацкими ВВС в результате «переработки» остатков старых немецких «мессеров», стал Me 109 G-14 (зав. № 464633) из состава I./Erg. KG(J), обнаруженный среди обломков более чем 50 других машин на аэродроме Пльзень-Боры (Plzen-Bory)
Незавершенный Me 109 G-10 (зав. № 612802), который так и не был передан немецким ВВС. После войны машина была захвачена чехами в Тишнове (Tišnov). Предположительно этот самолет был достроен как Avia C-10
Один из истребителей Me 109 G-10 эскадры JG 52, брошенных в мае 1945 года на аэродроме Немецкий Брод (Německý Brod, Deutschbrod; с 1945 года Гавличкув-Брод [Havlíčkův Brod])
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»