Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 28

1

СССР – Me 109 F-2 (зав.ном. 9209)
Захвачен в СССР в январе 1942 года

Во время наступательного этапа Битвы за Москву (5 декабря 1941 года – 30 марта 1942 года) [1] только в декабре 1941 года советскими войсками удалось захватить 34 немецких самолета различных типов (Me 109, Me 110, Hs 126, Ju 52, He 111 и Bu 131), брошенных отступавшими нацистами на аэродромах. Большинство немецких машин было отправлено в ЦАГИ, различные конструкторские бюро и ремонтные мастерские. Специальная команда инженеров из военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского [2] сделала значительный вклад в экспертизу немецких авиационной техники и оборудования. Группа специалистов, которую возглавлял бригадный инженер В.А. Сёминов, внимательно изучила все усовершенствования, внесенные в конструкцию немецких самолетов, особенно в конструкцию истребителя Me 109F. Хотя советские войска захватили множество «фридрихов», пригодного к полетам самолета у них не было. И вот ситуация счастливым образом изменилась.

Летя на малой высоте над аэродромом Тушино, «стодевятый» командира эскадрильи 8./JG 51 обер-лейтенанта А. Низы (Oblt. A. Nisa) был обстрелян из пулеметов. Самолет получил повреждения радиаторов и топливного бака и совершил вынужденную посадку на советской территории. Позднее Me 109F-2 (зав. № 9209) был восстановлен техническим персоналом базировавшейся в Тушино 47-й авиационной дивизии. Во время первого полета произошел несчастный случай, во время которого были повреждены стойка шасси и законцовка консоли крыла.

Информация об этом трофее поступила из Тушино инженерам ЦАГИ, которые смогли восстановить самолет. Вскоре после этого в марте 1942 года самолет был отправлен в НИИ ВВС для выполнения сравнительных испытаний с советскими самолетами. Ответственным за испытания самолета был капитан-инженер А.С. Розанов, считавшийся в НИИ ВВС одним из лучших специалистов по немецким самолетам. Розанов выполнил тщательное наземное тестирование Me 109F, в ходе которого он обнаружил, что самолет ремонтировали по крайней мере четыре раза.

Сравнительные испытания «фридриха» были проведены летчиком-испытателем майором Е.П. Николаевым, имевшим небольшой опыт полетов на Me 109E. После учебных боев с Як-1 (зав. № 0511) советские пилоты получили рекомендации как бороться со «стодевятым». Руководитель НИИ ВВС генерал Федоров отправил наркому авиационной промышленности, в котором он упоминал, что

«в то время, когда в Советском Союзе нет самолета лучше Me 109F или, по крайней мере, равного ему по техническим параметрам».

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 28


Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 28
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 28

Истребитель Me 109F-2 (зав. № 9209), управлял которым командир эскадрильи 8./JG 51 обер-лейтенант А. Низа, совершил вынужденную посадку на неоккупированной немцами советской территории. В марте 1942 года самолет принял участие в проводившихся в НИИ ВВС учебных боях с советскими истребителями. На «стодевятом» был оставлен оригинальный немецкий камуфляж за исключением киля вертикального оперения и задней части фюзеляжа, закрашенных темно-зеленой краской. Тем же самым цветом были закрашены эмблема эскадры JG 51 и кресты на верхних поверхностях крыла. Немецкие опознавательные знаки на нижних поверхностях крыла и нижняя часть капота двигателя были закрашены светло-голубой краской. Советские красные звезды были нанесены в восьми местах (верхние и нижние поверхности консолей крыла, борта фюзеляжа и вертикальное оперение)

СССР – Me 109F-2 (зав.ном. 13043)
Захвачен в СССР 22 апреля 1942 года

Помимо Me 109F-2 (зав. № 9209) в ходе контрнаступления под Москвой советскими войсками был захвачен еще один «стодевятый». В день рождения Владимира Ильича Ленина красноармейцами была захвачена новейшая модификация «фридриха» – принадлежавший авиагруппе I/JG 77 истребитель Me 109F-4/R1 (зав.ном. 13043). Самолет был проверен группой инженеров под командованием военинженера 1-го ранга Степанова. В ходе проверки выяснилось, что Me 109F-4 был оснащен более мощным двигателем, нежели Me 109F-2 (DB 601E был заменен на DB 601N).


  • [1] у этих двух упоротых уродов и п*****сов 5–31 декабря 1941 года
  • [2] у этих двух упоротых уродов и п*****сов Н.И. Жуковский

источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account