1

 

Еще один симпатичный кораблик Великой Тихоокеанской войны, на этот раз совсем маленький — чилийский минный катер (по-испански — torpedera) "Колоколо". Назван в честь полулегендарного вождя индейцев-мапуче, жившего в XV веке и объединившего разрозненные племена в единое квази-государство. А его в свою очередь назвали в честь пампасского дикого кота (Leopardus colocolo), этакого мини-леопарда.

"Колоколо" был построен в 1879 году по чилийскому заказу на лондонской судоверфи "Ярроу" и в следующем году — доставлен на борту транспортного парохода в порт Вальпараисо — главную базу чилийского ВМФ. Катер имел длину 14,6 м, экипаж — 25 матросов и 2 офицера. Паровая машина мощностью 60 л.с позволяла ему развивать скорость в 12,5 узлов.

Странно, что во всех интернет-источниках, как англоязычных, так и испаноязычных, указано, что водоизмещение "Колоколо" всего-навсего 5 тонн. По-моему, это явная ошибка, так как у всех минных и торпедных катеров аналогичного размера водоизмещение в несколько раз больше — порядка 20 тонн. Скорее всего, в данном случае водоизмещение перепутано с полезной нагрузкой (экипаж, уголь, вода, боекомплект и т.д.).

Единственным штатным вооружением "Колоколо" являлась шестовая мина с контактным взрывателем и 10-килограммовым подрывным зарядом, которого должно было хватить, чтобы пробить небронированный борт атакованного корабля. Всего на катере имелись три такие мины. Однако это оружие "Колоколо" применить не пришлось.

Он участвовал в морской блокаде перуанского порта Кальяо, но там для него не нашлось достойных целей. В начале осени 1883 года катер по железной дороге доставили в порт Пуно на высокогорном озере Титикака, по которому проходила граница между Боливией и оккупированной чилийцами перуанскаой территорией. Через это озеро с территории Боливии на весельных и парусных лодках шло снабжение перуанских партизан.

"Колоколо" под командованием лейтенанта Анхеля Кустодио Линч Ирвинга (интересное сочетание испанского с английским) и еще несколько вооруженных паровых катеров начали патрулирование акватории, чтобы пресечь эти поставки. Перед началом операции "торпедеру" перевооружили. С нее сняли шестовые мины, а вместо них установили две 37-миллиметровые пятиствольные митральезы Гочкисса. Состав экипажа остался прежним. К сожалению, ни одного изображения катера после этой переделки я не нашел.

Патрулирование Титикаки продолжалось недолго, так как уже 20 октября того же года между Чили и Перу был подписан мирный договор. "Колоколо" вернули на Тихий океан и окончательно разоружили. Недолгое время он использовался как гидрографическое судно, а в 1885 году был отправлен на слом.

Торпедера "Колоколо"
профиль чилийского минного катера "Колоколо"

Торпедера "Колоколо"
пампасский дикий кот (Leopardus colocolo)
Торпедера "Колоколо"
командир минного катера "Колоколо" лейтенант Анхель Кустодио Линч Ирвинг

ПРИЛОЖЕНИЕ

Торпедера "Колоколо"

sergiovillaggio
17 июня 2018, 8:30

Насчет водоизмещения с Вами не соглашусь. 5 тонн для 14-метровой миноноски — более-менее правдоподобная цифра. Правда, скорее всего, это чистый вес, без запасов и экипажа. А вот 20-30 тонн — величина запредельная (для примера: столько весили 75-футовые миноноски Ярроу, в 1,5 раза более длинные). Да и не подняли бы чилийцы такой пароход на Титикаку.

источник: https://vikond65.livejournal.com/766679.html

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account