Терминатор лжеца
27 декабря 1936 года впервые поднялся в воздух первый прототип тяжелого стратегического бомбардировщика АНТ-42, он же ТБ-7, он же Пе-8, созданного для замены быстро устаревающего советского «стратега» ТБ-3. Я не буду расписывать историю его создания и боевого применения, поскольку всё это уже есть в интернете, например, тут. и вот тут. Остановлюсь на другом.
В постсоветской России, после выхода книги беглого разведчика Владимира Резуна «День М», посвященной подготовке СССР ко Второй мировой войне, АНТ-42 приобрел немного скандальную репутацию. Резун, в частности, писал, что с помощью этого самолета Сталин якобы мог легко и непринужденно предотвратить войну. Для этого ему надо было распорядиться построить тысячу таких бомбардировщиков, чтобы насмерть запугать Гитлера и заставить его отказаться от агрессивных намерений.
«Имея тысячу неуязвимых (???) ТБ-7, любое вторжение можно предотвратить. Для этого надо просто пригласить военные делегации определенных стран и в их присутствии где-то в заволжской степи высыпать со звенящих высот ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТОНН БОМБ (выделено автором) и объяснить: к вам это отношения не имеет, этот сюрприз мы готовим для столицы того государства, которое решится на нас напасть. (…)
Так могли бы говорить сталинские дипломаты, если бы Советский Союз имел 1000 ТБ-7. Но Сталин от тысячи ТБ-7 отказался. А тысяча ТБ-7 это как ядерная ракета, наведенная на столицу противника. Мощность такова, что для потенциального агрессора война теряет смысл. Итак, одним росчерком сталинского пера под приказом о серийном выпуске ТБ-7 можно было предотвратить германское вторжение на советскую территорию». Конец цитаты.
Показательно, что у многих людей, воспитанных советской пропагандой, этот бред зашел «на ура», а есть и такие, кто верят в него до сих пор. Хотя, сейчас любой человек при малейшем желании может узнать, что американцы и англичане применили во Второй мировой войне против Германии не тысячу, а десятки тысяч тяжелых стратегических бомбардировщиков, однако, это вовсе не заставило Гитлера капитулировать. Победа была достигнута на земле, а не в воздухе, несмотря на то, что на Германию было сброшено не пять тысяч, а более двух миллионов тонн бомб.
Одних только четырехмоторных «Либерейторов» американцы построили 18,5 тысяч, к которым надо добавить почти 13 тысяч «Летающих крепостей», 7,5 тысяч английских «Ланкастеров» и 6 тысяч «Галифаксов». Итого — 45 тысяч стратегических бомбовозов, из которых подавляющее большинство применялось в Европе.
Разумеется, Резун не мог не знать об этих цифрах, а также — о том, что на их фоне тысяча или даже две тысячи ТБ-7 выглядели бы просто смехотворно. И утверждать, что с помощью этой тысячи СССР мог бы предотвратить войну, может лишь дебил или наглый лжец. Но Резун явно не дебил, значит, остается только второй вариант.
Я уж не говорю о том, что постройка тысячи таких дорогих, сложных и высокотехнологичных изделий, как ТБ-7 (себестоимость производства — 2 миллиона рублей за штуку), для предвоенного СССР была далеко не тривиальной задачей. Ради этого ему пришлось бы пор принципу «тришкиного кафтана» перераспределять людские и материальные ресурсы (двигатели, алюминий и т.д.), которые в реале были направлены на развитие других родов авиации — истребительной, штурмовой и фронтовой бомбардировочной. Ведь один ТБ-7 стоил примерно столько же, сколько 40 истребителей И-16 или 10 бомбардировщиков СБ.
В результате СССР оказался бы в положении предвоенной Польши, которая капитально вложилась в дорогие бомбардировщики «Лось», оставшись без современных истребителей, из-за чего она не смогла эффективно защищать от налетов Люфтваффе свои войска и города. А замечательные «Лоси» (прозвище «полмиллиона злотых на ветер») почти никакой роли в войне не сыграли.
В общем, отказ от массового производства ТБ-7, которых до войны построили всего 35 штук, был вполне логичным и разумным решением, вне зависимости от того — хотел Сталин предотвратить войну или наоборот — стремился к ней. Оно было основано на реальных возможностях советской экономики в целом и авиапрома — в частности. А рассуждения о том, что этот самолет мог бы стать «терминатором», остановившим Гитлера, рассчитаны на людей совсем недалеких и малограмотных. К сожалению, у нас таких довольно много.
Кстати, о «неуязвимости» Пе-8. Для первого налета на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941, в котором участвовали эти машины, было отобрано 12 лучших экземпляров, но из них смогли вылететь только восемь. Один из восьми разбился на взлете из-за отказа двух двигателей. Над Германией отбомбились 6 самолетов, 4 из них на обратном пути были сбиты немецкими или своими зенитками. Еще два бомбардировщика совершили вынужденные посадки на своей территории. На аэродром вылета не вернулся никто. Таким образом, потери в одном ночном боевом вылете составили 75%.
ПРИЛОЖЕНИЕ