Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF. Перевод был выполнен в июле 2015 года.
В 1908 году Эдмундом Румплером в Берлине была основана компания Rumpler-Werke, которая считается старейшим авиастроительным предприятием Германии. Хотя Эдмунд Румплер занимался авиастроением всего десять лет, его работы способствовали прогрессу в авиации как в разработке конструкций самолётов, так и в моторостроении. С 1911 года самолёты Румплера во многих случаях демонстрировали лучшие характеристики. В те годы моноплан Rumpler Taube был популярнейшим немецким одномоторным самолётом. Бипланы Румплера, применявшиеся в качестве самолётов-разведчиков и многоцелевых самолётов, были любимы своими экипажами.
Самолёты типа «В» с задним сиденьем пилота в 1915 году были заменены на машины типа «С», в которых пилот сидел спереди и вел огонь из двух неподвижных синхронизированных пулемётов. Наблюдатель сидел за пилотом и стрелял из пулемета, установленного на подвижном лафете. Среди самолётов типа «С» особую роль сыграл Rumpler C IV.
продольное сечение многоцелевого самолета Rumpler C IV
Первый многоцелевой самолет Rumpler С появился в 1915 году и оснащался 160-сильным двигателем компании Mercedes. Однако решающие улучшения были сделаны в конструкции самолёта Ru C IV, силовая установка которого состояла уже из 260-сильного двигателя Mercedes. В 1917 году многоцелевые самолёты Ru С IV были запущены в крупносерийное производство и стали самыми массовыми самолётами компании Rumpler-Werke. Высокие скороподъемность и практический потолок в 6000 – 7000 метров сделали C IV особенно любимым в войсках, поскольку в варианте разведчика этот самолёт мог до четырех часов без помех со стороны противника находиться на этих высотах. Скорость Ru С IV составляла 175 км/ч, взлётный вес 1630 кг, из которых 160 кг приходились на экипаж, 100 кг – на вооружение (два пулемёта с боекомплектом) и 240 кг – на запас топлива. При необходимости можно было брать на борт до четырех бомб весом по 25 кг. Размах крыльев был 12,66 м, длина – 8,40 м, высота 3,20 м.
во время войны и в мирное время популярность Rumpler C IV оставалась неизменной
Другими известными самолётами типа «C» были Rumpler C VII, отличавшийся от C IV 240-сильным двигателем Maybach, и учебный самолёт C VIII. В ходе войны потребность в самолётах компании Rumpler-Werke была настолько высока, что в 1916 году в Аугсбурге было открыто еще одно предприятие Вayerischen Rumpler-Werke AG (Bayru), которое с 1 июля 1917 года стало выпускать самолёты.
Из более чем 2000 самолётов Rumpler-C, которые производились до ноября 1918 года на предприятиях в Берлин-Йоханнистале (Berlin-Johannisthal), Аугсбург-Хаунсштеттине (Augsburg-Haunstetten) и по лицензии на других авиазаводах события последних шестидесяти лет пережили только два самолета C IV – по одному в Германии и в Бельгии.
В 1974 году Ru C IV из Немецкого музея (Deutschen Museum), расположенного в Берлин-Лихтенфельде (Berlin-Lichterfelde) и принадлежавшего зарегистрированному обществу «Собрание немецкой авиации» (Deutschen Luftfahrt-Sammlung e.V.), был передан в Немецкий музей (Deutschen Museum). В 1960-е годы самолёт был разобран и показан на выставке «Летная гора Лилиенталя» (Fliegerberg Lilienthals) в Лихтенфельде.
последний Ru C IV в Лихтенфельде; 1960 год. Снимок этой полуразодранной птицы напоминает о картинах выставок военных трофеев времен Первой Мировой войны
О происхождении и судьбе этого самолёта мало что известно. Возможно, что в данном случае речь идёт о реплике из более раннего Собрания немецкой авиации. В те годы это был крупнейший в мире музей авиации, который в 1943 году был почти полностью уничтожен серией налетов бомбардировщиков союзников. Однако во время войны перед разрушением музея у железнодорожной станции Лертер (Lehrter Bahnhof) более ста экспонатов были перевезены на восток страны. Из спасенных экспонатов уцелели примерно 25 машин, которые и сегодня находятся в не самом лучшем состоянии в хранилищах расположенного в Кракове (в оригинале статьи Krakau) польского музея авиации (Muzeum Lotnictwa).
Ru C IV из Немецкого музея пережил войну предположительно находясь в Берлине. В 1977 году самолёт основательно отреставрировали в расположенном в Оттобрюнне (Ottobrunn) опытном цеху компании MBB и затем отреставрированную машину в качестве экспоната выставили во время проводившегося на авиабазе дня открытых дверей. В новом строящемся выставочном зале Немецкого музея для Ru C IV будет отведено место. Rumpler C IV отреставрировали так основательно, что кажется что этот самолёт только что был изготовлен. Но летать Ru C IV не способен: для показа силового набора самолета с его фюзеляжа и крыльев была частично снята внешняя обшивка.
Ru C IV в новом наряде. В таком виде он стал блестящим украшением Немецкого музея
Второй еще сохранившийся до наших дней экземпляр Rumpler C IV в разобранном состоянии находится в хранилище брюссельского музея армии и военной истории (Musee de l'Armee et d'Histoire Militaire). Вместе с Aviatik C I, Halberstadt C V и LVG C VI эта машина могла быть трофеем союзников, захваченным ими после окончания Первой Мировой войны. Бельгийский музей имеет более ста экспонатов выставленных в качестве экспонатов и находящихся в хранилищах музея. Сегодня этот музей располагает одной из самых больших коллекций авиации.
Литература:
- P. Gray und O. Thetford: German Aircraft of the First World War, London 1962
- B. Ogden: Aircraft Museums Directory, European Edition, London 1978
- Rumpler AG (Hrsg.): Die Rumpler-Werke AG, Berlin 1919
- Inspektion des Flugzeugwesens (Hrsg.): Geschichte der deutschen Flugzeugindustrie, Berlin 1918.
Фотографии: MBB, Гасн-Иоахм Кляйн (Hans-Joachim Klein), фон Лангсдорфф (v. Langsdorff)
Источник: Hans J. Ebert «Alte deutsche Flugzeuge — heute. Die Rumpler C.IV» Luftfahrt international 3/80