Специальные самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool. Израиль

18
Специальные самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool. Израиль

Специальные самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool. Израиль

Интересная статья израильского историка авиации Шломо Алони, которая, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

Предисловие редакции: Когда в 1970 году в Египте была создана объединенная советская система ПВО, Израиль столкнулся с серьезной угрозой своему превосходству в воздухе в данном регионе. Чтобы противостоять угрозе, необходимо было собрать разведданные о местонахождении зенитных ракетных комплексов – задача, которую мог безопасно выполнить только высоколетящий самолет с камерами дальнего действия. В результате три «фантом» из состава израильских военно-воздушных сил были модифицированы в самолеты-разведчики F-4E (Specials).

Разведка не может быть гламурным мероприятием и во многих случаях она намного опаснее, чем любое другое боевое задание. Это тоже очень ответственная задача, которая выводит самолеты-носители разведывательного оборудования за пределы их диапазонов эксплуатационных режимов. Во многих вариантах оперативной обстановки экипажи самолетов-разведчиков летают выше, быстрее и при значительно более серьезном противодействии противника, чем их коллеги.

Контейнер для системы LOROP

Являясь с одной стороны очень ценной целью, а с другой стороны связанный ограничениями, которые накладывает на него пассивный характер разведывательного полета, самолет-разведчик, естественно, вызывает реакцию со стороны противника. С начала 1960-х годов ракеты класса «земля-воздух» стали главной угрозой для самолетов-разведчиков. Угроза возрастала по мере совершенствования зенитных ракет и по мере того, как ранее разрозненные батареи были сгруппированы для создания интегрированной системы ПВО. Летать выше и быстрее над секторами, защищенными интегрированной системой ПВО, становилось все опаснее. Разведывательные средства, которые могли фотографировать вражескую территорию с высоты, превышающей максимальную высоту поражения целей зенитными ракетами, стали ценными средствами стратегического значения, которые могли создавать и эксплуатировать лишь несколько держав. Следовательно, средства стратегической разведки были чрезвычайно дорогими, относительно редкими и не всегда доступными даже для тех немногих стран, которые в конце 1960-х и начале 1970-х годов обладали такими ценными активами национальной безопасности. Системой, которая преодолела разрыв между тактической и стратегической разведкой, была система LOROP (LOng Range Oblique Photography – перспективная высотная аэрофотосъемка).

Ближневосточный наблюдатель

Военно-воздушные силы Израиля уделяли первоочередное внимание воздушной разведке, и самолеты-разведчики McDonnell Douglas RF-4E Phantom II были включены в первый израильский контракт на поставку пятидесяти самолетов типа F-4E. Поставки истребителей F-4E Phantom II начались в сентябре 1969 года, тогда как поставки самолетов-разведчиков RF-4E ожидались не раньше конца 1970 или начала 1971 года.

После безоговорочной победы Израиля в шестидневной войне июня 1967 года никакой дипломатической компании по прекращению арабо-израильского конфликта не последовало. Напротив, президент Египта Абдель Гамаль аль-Насер провозгласил лозунг

«то, что было взято силой, будет возвращено силой»,

а в сентябре 1967 года арабские лидеры на саммите в Хартуме приняли политику «трех нет»: нет признанию Израиля, нет переговорам с Израилем и нет миру с Израилем.

В свете этого дипломатического тупика боевые действия ограниченного масштаба продолжались и после окончания шестидневной войны. Возможно, самым важным уроком, который арабы извлекли из опыта шестидневной войны было то, что арабские летчики-истребители, использующие советскую технику и тактику, не могли соперничать с израильтянами. Ответ Египта и Сирии на проблему превосходства Израиля в воздухе был сделан не в воздухе, а на земле. В 1968 году были созданы египетские силы противовоздушной обороны (ПВО), которые взяли на себя ответственность за охрану воздушного пространства Египта. Развернув сеть зенитных ракетных комплексов, перекрывающих зоны действия друг друга, защищенных зенитной артиллерией и поддерживаемых центрами управления, радиолокационными станциями и перехватчиками МиГ-21, египетская ПВО должна была бросить вызов превосходству Израиля в воздухе.

Опираясь на поддержку СССР и будучи уверенным в возможностях восстановленных египетских вооруженных сил президент Абдель Гамаль аль-Насер начал войну на истощение, которая длилась с марта 1969 по август 1970 года. К началу 1970 года Израиль одержал победу в войне с линией фронта, проходившей вдоль 160-километрового Суэцкого канала. Египетская ПВО рухнула, а израильские истребители F-4E практически беспрепятственно бомбили стратегические цели по всему Египту. Способность Египта вести войну на истощение была исчерпана, однако египетское руководство отказывалось прекращать боевые действия без достижения военных успехов. Противодействие истребителям F-4E было нетривиальной задачей, и ответ Египта был действительно радикальным. Президент Египта Насер посетил Москву в конце января 1970 года и убедил руководство СССР [1], что единственным решением избежать еще одного унизительного поражения советского союзника является прямое советское вмешательство.

В то время в Египте уже находились полторы тысячи советских советников. Фактически советские советники были направлены в каждую египетскую военную часть уровня полка и выше, и несколько из них погибли в ходе боевых действий, но в начале 1970 года в Египет была переброшена полнокровная советская дивизия ПВО, в том числе и входящую в его состав авиационную бригаду на МиГ-21. Советская дивизия, оснащенная зенитной артиллерией, радиолокационными станциями, средствами управления и контроля, а также новейшими модификациями зенитно-ракетных комплексов С-75 Двина и С-125 Нева, первоначально взяла на себя ответственность за оборону Александрии, Каира и Асуанской плотины, тем самым освободив египетскую ПВО для участия в битве с израильскими ВВС за превосходство в воздухе к западу от Суэцкого канала.

Постепенно маятник войны качнулся в пользу поддерживаемой Советским Союзом египетской ПВО. К лету 1970 года египетские зенитчики числили за собой пять сбитых израильских F-4E и еще два серьезно поврежденных. Полеты над советско-египетской ПВО к западу от Суэцкого канала становились все более опасными в то время, когда сбор разведывательных данных в режиме, близком к реальному времени, стал критически важным для обеспечения операций по подавлению системы противовоздушной обороны.

Превосходство ПВО

Война на истощение закончилась в августе 1970 года прекращением огня при посредничестве США. Успехи советско-египетской ПВО позволили египетскому руководству принять соглашение о прекращении огня. Тем не менее, прекращение огня было хрупким, и обе стороны были готовы к возобновлению боевых действий, поскольку ни один из основных вопросов, приведших в 1969 году к войне на истощение, не был решен. Поэтому израильское наблюдение за развертыванием египетской ПВО имело решающее значение, но могло осуществляться только издалека, что является классическим случаем для системы LOROP.

У израильских ВВС было более двадцати лет опыта эксплуатации системы LOROP. Израильтяне использовали модифицированные транспортные самолеты для полетов вдоль границ, чтобы «подглядывать» за своими арабскими соседями. Первоначально в ВВС Израиля носителем системы LOROP был вездесущий Douglas C-47, оснащенный камерой K-17. С конца 1961 года задачи перспективной высотной аэрофотосъемки были возложены на военно-транспортные самолеты Nord 2501 Noratlas. Использование системы LOROP на транспортных самолетах было возможно только в полетах вдоль «мирных» границ, но неприемлемы при действующей системе ПВО противника. Израильским ВВС требовались камеры с более высоким разрешением, которые могли бы летать достаточно высоко и достаточно далеко, чтобы сфотографировать все элементы системы ПВО противника за пределами досягаемости ближайших дивизионов зенитных ракет.

Вариант RB-57F HIAC-1

Шестидневная война стала переломным моментом не только в современной истории Ближнего Востока, но и в союзнических отношениях Израиля. До 1967 года главным поставщиком оружия Израилю была Франция, но после шестидневной войны Францию сменили Соединенные Штаты. В результате этого перехода от французов к американцам оценки, которые делали израильтяне в отношении дальнего сверхзвукового бомбардировщика Dassault Mirage IV в качестве потенциального самолета-носителя разведывательного оборудования, уже были неактуальными. Делая обзор американских средств ведения разведки, израильтяне столкнулись с проблемой выбора: тактические или стратегические. Тактические системы разведки были доступны для экспорта в Израиль, но не могли противостоять угрозе со стороны ПВО арабских стран, тогда как стратегические системы разведки, такие как U-2 и SR-71, могли противостоять угрозе со стороны ПВО, но не предназначались для экспортных поставок.

Возможным исключением из экспортной политики США мог быть RB-57F. ВВС США приняли на вооружение бомбардировщики Martin B-57 Night Intruder, которые представляли собой изготовленные по лицензии британской компании English Electric легкие бомбардировщики Canberra. Самолет-разведчик General Dynamics RB-57F был модернизированным и переоборудованным вариантом бомбардировщика Martin B-57, который мог поднимать полезную нагрузку более чем в два раза большую, чем полезная нагрузка самолета-шпиона Lockheed U-2, но почти на такую же высоту. 21 модифицированный планер служил с 1963 года до досрочного вывода из эксплуатации в 1974 году из-за обнаружения трещин. Для израильтян самой важной частью оборудования самолета-разведчика RB-57F была камера перспективной высотной аэрофотосъемки General Dynamics HIAC-1. Камера HIAC-1 с фокусным расстоянием 1680 мм на расстоянии 35 километров имела разрешение 0,25 метра, которое на расстоянии 125 километров ухудшалось до 1 метра. Такие удивительные возможности были достигнуты за счет увеличения массы системы LOROP. Первоначальная масса HIAC-1 составляла ошеломляющие 1600 кг.

Хотя RB-57F не был таким «стратегическим», как U-2 или SR-71, и хотя один самолет когда-то был предоставлен в аренду Пакистану, израильский запрос на покупку RB-57F с HIAC-1 был отклонен. Именно тогда на помощь отчаявшимся израильтянам пришли технологии. К 1971 году масса HIAC-1 упала с начальных 1600 кг (1963 год) до всего 680 кг, что позволило устанавливать её помимо RB-57F на другие самолеты-носители. ВВС США воспользовались технологическим скачком, чтобы упаковать камеру HIAC-1 в огромный контейнер General Dynamics G-139 массой 1800 кг. Контейнер G-139, расположенный под осевой линией самолет-разведчик RF-4C, уже больше не мог быть обозначен как «стратегический». Тем не менее, именно неудача израильтян подчеркнула превосходство советской ПВО и фактически привела к поставке контейнеров G-139 в Израиль.

Проблемный контейнер

17 сентября 1971 года египтяне продемонстрировали силу в отношении израильского самолета-топливозаправщика Boeing KC-97G Stratofreighter. Модифицированный транспортный самолет выполнял обычную перспективную высотную аэрофотосъемку египетской военной базы к западу от Суэцкого канала. Пролетая с севера на юг вдоль Суэцкого канала на высоте почти 30000 футов (9144 м), медленный и большой самолет-носитель системы LOROP находился в пределах оккупированной Израилем территории Синайского полуострова. Однако неадекватные технические характеристики камеры в сочетании с невозможностью летать выше и быстрее привели KC-97G в зону действия египетской ПВО. Тем не менее, полет над Синайским полуостровом считался безопасным, и это убеждение было развеяно в 14:10 по местному времени, когда самолет-разведчик находился в средней точке своего маршрута. По какой-то причине египетская зенитная ракета С-75 сбила израильский KC-97G. Когда самолет по спирали пошел вниз, только один член экипажа смог выпрыгнуть с парашютом, а остальные семь членов экипажа погибли.

Региональные конфликты времен холодной войны были полигоном для испытания оружия и тактики, но они также могли привести к глобальной дестабилизации. Уничтожение самолета-разведчика KC-97G указывало на превосходство советской ПВО и потенциально могло возобновить региональный конфликт, который всего за год до этого при посредничестве США завершился хрупким перемирием. С точки зрения американской дипломатии оба варианта были неприемлемы, и поэтому контейнер G-139 с системой HIAC-1 был срочно доставлен в Израиль.

Однако установка контейнера G-139 серьезно снижала летные характеристики самолета-разведчика RF-4E. Дополнительное сопротивление большой капсулы снижало максимальную скорость до М = 1,5, в то время как наиболее важный показатель для авиационной разведки высота полета снижалась до 50000 футов (15240 м). На такой высоте преимущество камеры HIAC-1, заключающееся в получении высококачественных фотографий на большом расстоянии, не могло быть использовано в полной мере. Очевидным решение было включение камеры HIAC-1 с состав штатного оборудования высотного реактивного самолета. К счастью для Израиля, к этому времени масса камеры HIAC-1 снизилась настолько, что стала возможной ее установка на высотный реактивный самолет, в то время как в США велась разработка перспективного носителя разведывательного оборудования для выполнения совершенно других требований.

Схожесть требований

Израильтяне не могли преодолеть заслон, поставленный египетской ПВО, в то время как египтяне имели доступ к разведданным, собранным советскими самолетами-разведчиками МиГ-25, которые базировались в Египте с марта 1971 года. Экипажи израильских истребителей F-4E, пытавшиеся перехватить высотные и скоростные самолеты-разведчики МиГ-25, сумели зафиксировать лишь несколько сближений. Было очевидно, что для уничтожения разведчиков МиГ-25 требовался перехватчик, превосходящий F-4E, но в то время его не существовало. Единственным доступным вариантом было улучшение характеристик скорости и скороподъемности истребителя F-4E, и лаборатория реактивных двигателей израильского технологического института «Технион» (Israeli Technion Institute of Technology) изучала применение системы охлаждения воздуха перед компрессором (Pre-Compressor Cooling – PCC) с целью увеличения тяги турбореактивного двигателя General Electric J79 и как следствие улучшения характеристик F-4E.

Самолеты семейства МиГ-25 представляли проблему не только для Израиля. ВВС США финансировали компанию General Dynamics, разрабатывавшую вариант PCC Phantom. Результатом работ компании стал проект F-4X PCC, потребовавший значительных изменений воздухозаборников и воздуховодов и добавления двух баков для воды. Баки крепились болтами к планеру в районе верхней части фюзеляжа. Каждый из баков мог вместить по 1135 кг воды и представлял собой автономную систему, включающую все необходимые насосы, чтобы избежать дополнительных радикальных изменений конструкции самолета. Вода, распыляемая в воздухозаборники, увеличивала массовый расход воздуха с расчетным увеличением тяги на 150% на высокой скорости и большой высоте. Хотя система PCC увеличила массу и лобовое сопротивление, ожидалось, что прирост летных характеристик будет значительным. F4X был спроектирован для разгона до скорости М = 3,2 и крейсерского полета на скорости М = 2,4. Исключительные характеристики F-4X могли позволить ему перехватывать самолеты-разведчики МиГ-25, но в то же самое время угрожали крупному проекту ВВС США, который также был разработан для борьбы с машинами семейства МиГ-25. Во время разработки F-4X новейший истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle находился всего в двух-трех годах от поступления на вооружение ВВС США. Более того, после войны Судного дня (6-24 октября 1973 года) администрация президента США Джеральда Форда взяла на себя обязательство поставить истребители F-15 в Израиль, которые должны поступить на вооружение израильских ВВС в 1975 году. Аргументы в пользу «охотника на МиГ-25» F-4X испарились, хотя F-15 не мог лететь со скоростью М = 2,4 Маха или разгоняться до скорости М = 3,2. Очевидно, что PCC Phantom обладал потенциалом для превращения в превосходный носитель разведывательного оборудования.

От F-4X к RF-4X

В компании General Dynamics определили потенциал F-4X, и 12 апреля 1973 года направили командованию ВВС США предложение о разработке разведывательной версии PCC Phantom. Основным элементом самолета-разведчика была система HIAC-1, которая была размещена внутри модифицированной носовой части, из которой были удалены радар и пушка. RF-4X был спроектирован для полетов на высоте 78000 футов (23774 м) с крейсерской скоростью М = 2,4. Запасы воды ограничивали продолжительность высотного высокоскоростного полета, во время которого должна была выполняться перспективная аэрофотосъемка, десятью минутами. Пилот вручную активировал систему впрыска воды, а визуальная индикация должна была уведомить пилота о том, что запас воды закончился. Сразу после прекращения подачи воды автоматическая система уменьшала подачу топлива в силовую установку, чтобы избежать потенциального повреждения турбореактивных двигателей J 79.

Модифицированная носовая часть была длиннее и крупнее, что привело к увеличению общей длины самолета на 300 мм. Внутренний объем носовой части составлял 1,98 м³. Система кондиционирования воздуха была разработана для поддержания выбранной температуры носовой части с отклонением всего ± 2 °C. Система HIAC-1 устанавливалась на поворотном креплении и наводилась на цель с помощью оптического прицела, размещенного на борту кабины. Для HIAC-1 были предусмотрены четыре прямоугольных окна – два в бортах и два в нижней поверхности носовой части, – а пятое круглое окно предназначалось для вертикальной камеры KS-87, которая располагалась за системой HIAC-1. В качестве альтернативы вместо HIAC-1 могла быть установлена камера CAI KA-90. С установленной системой HIAC-1 ожидалось, что RF-4X за четырехминутный рывок на максимальной высоте и максимальной скорости сможет преодолеть 400 километров. Полученные изображения охватывали территорию площадью более 60000 км².

6 ноября 1974 года истребитель F-4E Kurnass (קורנס ; кувалда) с размещенным на киле бортовым номером (t/n) 167 из состава 119-й эскадрильи Haatalef (העטלף ; летучая мышь) был доставлен в компанию General Dynamics для переоборудования в образец самолета-разведчика RF-4X. В следующем месяце был преобразован в макет. На правой стороне машины находились полномасштабная модель надфюзеляжного водяного бака, увеличенное сопло и измененная носовая часть фюзеляжа, в то время как левая сторона сохраняла облик F-4E. Однако проект не продвинулся дальше этого скромного успеха. Поскольку исключительные летные характеристики перевели самолет в область «стратегических» вооружений, то США наложили запрет на экспорт RF-4X. В сочетании с приверженностью ВВС США к программе F-15 это привело к завершению работ по PCC Phantom. В свете возражений ВВС США и озабоченности госдепартамента США Израиль не мог самостоятельно поддержать этот проект. Однако, с израильской точки зрения главным вопросом было включение камеры HIAC-1 в штатный состав оборудования самолета-разведчика, тогда как система охлаждения воздуха перед компрессором имела второстепенное значение. Был принят компромисс, который касался только камеры HIAC-1 и носовой части самолета RF-4X. Новая программа получила обозначение F-4E(S), в котором литера S являлась сокращением от Special (специальный), хотя в израильских ВВС новый вариант «фантома» должен был называться Shablool (שבלול ; улитка).

Наследие «девятки»

Израиль из состава 119-й эскадрильи выделил два дополнительных истребителя F-4E Kurnass для проводившегося в рамках программы Peace Jack переоборудования в самолеты-разведчики F-4E(S). Все три самолета выполнили боевые задачи в составе 119-й эскадрильи; первый из них дополнительных самолетов нес отметку о сбитии арабского «мига», а второй был доставлен в США с заплатами, закрывавшими дыры от боевых повреждений. Компания General Dynamics переоборудовала первый «фантом» в F-4E(S) 17 декабря 1975 года, а первый полет машины состоялся 20 декабря. Первый самолет, переоборудованный в рамках программы Peace Jack, модифицированная носовая часть была покрыта шелковинками для изучения воздушного потока во время летных испытаний. В 1976 году после того, как General Dynamics завершила испытания по определению диапазона летных режимов и функциональных возможностей систем все три самолета-разведчика Shablool были доставлены в Израиль и поступили на вооружение базировавшейся в Тель-Нофе 119-й эскадрильи.

С 1964 года 119-я эскадрилья была первой израильской разведывательной авиаэскадрильей. В составе эскадрильи были два самолета-разведчика Dassault Mirage IIICJ(R) с бортовыми номерами 98 и 99. Когда в 1971 году в 119-ю эскадрилью было передано звено самолетов-разведчиков RF-4E, два новых «фантома» получили знаменитые бортовые номера. Однако к этому времени израильские ВВС перешли на трехзначную систему бортовых номеров, и два «фантома»-разведчика были переименованы в 198 и 199. Дальнейший пересмотр системы бортовых номеров самолетов израильских ВВС привела к тому, что в октябре 1973 года сразу после войны судного дня все самолеты-разведчики RF-4E в своих номерах сменили цифру 1 на 4, так что «фантомы»-разведчики несли на своих килях номера 498 и 499.

Принятие на вооружение самолетов-разведчиков F-4E(S) привело к редкому для ВВС Израиля случаю повторной нумерации. 119-я эскадрилья была настолько привязана к традиции использования бортовых номеров 98 и 99, что ее командование смогло убедить штаб ВВС присвоить эти серийные номера двум из трех из недавно поставленных самолетов Shablool. Так F-4E(S) 69-7567 стал Shablool 498, а F-4E(S) 69-7576 стал Shablool 499. Два RF-4E с номерами 98 и 99 были пере именованы в 488 и 489 переданы из 119-й эскадрильи в 69-ю эскадрилью Patishim (פטישים ; молоты). Третий F-4E (S) 69-7570 стал Shablool 492, чтобы заполнить пробел в последовательности бортовых номеров разведчиков-«девяток».

Секретные операции

Природа воздушной разведки такова, что большая скрытность имеет важное значение для успеха операций. Лишь время от времени подвиги самолетов-разведчиков предавались огласке, а самолетам F-4E(S) удавалось оставаться в глубокой тени. Одно странное исключение произошло 3 января 1982 года, когда МиГ-21 потерпел крушение при попытке перехватить Shablool 498, которым управлял командир 119-й эскадрильи подполковник Гидеон Шеффер (Lieutenant Colonel Gideon Sheffer) с капитаном Ювалем Навехом (Captain Yuval Naveh) в качестве штурмана, и Shablool 492 с экипажем из майора Рана Гранота (Major Ran Granot) и капитана Дэниеля Гроссмана (Captain Daniel Grossman). Пара «фантомов»-разведчиков выполняла разведывательную миссию над Ираком и была перехвачена на малой высоте после успешного завершения высотной аэрофотосъемки.

Подполковник Шеффер быстро проанализировал ситуацию, когда одинокий МиГ-21 приблизился к двум «фантомам». Не имевший подвесных баков МиГ-21 летел на полном форсаже и, вероятно, в таком режиме он летел с самого взлета – другими словами, топлива у него оставалось немного. В течение нескольких минут два «фантома»-разведчика вели бой с МиГ-21, обеспечив его уничтожение без единого выстрела. Более того, МиГ-21 был оснащен ракетами воздух-воздух, способными атаковать цель только в задней полусфере, в то время как F-4E(S) для самообороны несли всеракурсные ракеты Rafael Python 3. В любой момент боя «фантомы»-разведчики находились вне зоны действия ракет «мига» и в то же самое время сохраняли за собой возможность в любой момент атаковать иракский истребитель.

Несмотря на то, что возможность сбить «миг» выглядела привлекательной, экипажи «фантомов» были сосредоточены на своей задаче: доставить домой драгоценные фильмы, сохраняя при этом как можно большую скрытность. Поэтому было принято логичное решение, и два «фантома»-разведчика вышли из боя резким маневром вместо того чтобы использовать своё превосходство в огневой мощи. Возвращаясь домой к ожидающим самолетам-заправщикам A-4 Skyhawk и уже находясь в сопровождении истребителей F-15 Eagle, экипажи разведчиков F-4E(S) Shablool могли только догадываться, что МиГ-21 уже был обречен, поскольку во время боя он исчерпал свое драгоценное топливо.

Отчет разведки подтвердил тот факт, что иракский МиГ-21 действительно разбился в пустыне из-за нехватки топлива, хотя пилот катапультировался. Победа была засчитана экипажу Shablool 498 и была отмечена как «победа в маневренном бою» – термин, который заменил термин «без применения оружия» [2]. Победа экипажа Shablool 498 была последней воздушной победой израильских «фантомов», последней воздушной победой 119-й эскадрильи и единственной воздушной победой, которая была записана на счет израильских «фантомов»-разведчиков.

Завершение карьеры

В течение почти трех десятилетий три самолета-разведчика F-4E(S) Shablool обеспечивали Израилю исключительные возможности по разведке, наблюдению и рекогносцировке. В 1988 году Израиль запустил первый из серии разведывательных спутников Ofeq (אופק ; горизонт), действовавших на низких околоземных орбитах, в то время как многоцелевые истребители F-15 и F-16 получили контейнеры с разведывательным оборудованием, передававшим информацию в режиме реального времени. Все это новейшее разведывательное оборудование создает цифровые изображения, которые передаются на наземные станции через защищенный широкополосный канал передачи данных. Тем не менее, нецифровая и работающая не в режиме реального времени камера HIAC-1 обеспечивала качество изображения, с которым могут сравниться только несколько современных систем разведки, наблюдения и рекогносцировки. Именно устаревший самолет-носитель камеры HIAC-1 диктовал снятие с вооружения «фантомов»-разведчиков. Последняя глава в карьере самолетов-разведчиков Shablool была написана 17 мая 2004 года, когда тогдашний командир авиабазы Тель-Ноф (Tel-Nof), бригадный генерал Амир Эшель (Brigadier General Amir Eshel), с тогдашним командиром авиабазы Хацерим (Hatzerim) бригадным генералом Йохананом Локером (Brigadier General Yochanan Locker), сидевшим в заднем сиденье самолета Shablool 498, перегнали машину из Тель-Нофа в Хацерим, где уникальный самолет был выставлен в музее Армии Обороны Израиля.

F-4E Block 44 Kurnass 146 (номер ВВС США 69-7567) представлен на авиашоу с разнообразными внешними подвесками; 1971 год. Один из трех самолетов данного типа был выведен из состава 119-й эскадрильи и отправлен в Соединенные Штаты для переоборудования в вариант F-4E(S) Shablool

F-4E Block 44 Kurnass 146 (номер ВВС США 69-7567) представлен на авиашоу с разнообразными внешними подвесками; 1971 год. Один из трех самолетов данного типа был выведен из состава 119-й эскадрильи и отправлен в Соединенные Штаты для переоборудования в вариант F-4E(S) Shablool

самолет-разведчик F-4E(S) Shablool в полете. В течение всей своей карьеры машина несла бортовой номер 498

самолет-разведчик F-4E(S) Shablool в полете. В течение всей своей карьеры машина несла бортовой номер 498

первоначально на самолетах-разведчиках F-4E(S) Shablool (бортовой номер 492) были нарисованы фальшивые черные обтекатели, чтобы скрыть их назначение от воздушного противника и случайных наблюдателей

первоначально на самолетах-разведчиках F-4E(S) Shablool (бортовой номер 492) были нарисованы фальшивые черные обтекатели, чтобы скрыть их назначение от воздушного противника и случайных наблюдателей

в начале 1990-х годов нос самолета-разведчика Shablool 499 был выкрашен в коричневые цвета в честь знаменитого Mirage IIICJ (R) из состава 119-й эскадрильи, который был выкрашен в такой камуфляж в 1970-х годах

в начале 1990-х годов нос самолета-разведчика Shablool 499 был выкрашен в коричневые цвета в честь знаменитого Mirage IIICJ (R) из состава 119-й эскадрильи, который был выкрашен в такой камуфляж в 1970-х годах

в контейнер G-139, подвешенным под самолетом-разведчиком RF-4E, находилась камера HIAC-1 с расположенными по обеим сторонам большими оптическими окнами. Большие размеры контейнера привели к ограниченному клиренсу, а увеличение массы и лобового сопротивления привело к снижению летных характеристик

в контейнер G-139, подвешенным под самолетом-разведчиком RF-4E, находилась камера HIAC-1 с расположенными по обеим сторонам большими оптическими окнами. Большие размеры контейнера привели к ограниченному клиренсу, а увеличение массы и лобового сопротивления привело к снижению летных характеристик

макет самолета-разведчика RF-4X. На этих трех снимках изображен макет самолета-разведчика RF-4X, созданный компанией созданный General Dynamics в Форт-Уэрте в декабре 1974 года. Израильский F-4E (номер ВВС США 69-7576) получил изменения конструкции только по правому борту. Самым заметным был расположенный над двигателем макет бака, который обеспечивал впрыск воды для системы PCC. Как показано на виде спереди поперечное сечение воздухозаборника было значительно увеличено и имел сложный набор регулируемых клиньев, вихревых генераторов и труб отвода воздуха, чтобы обеспечить жесткий контроль над воздушным потоком до максимальной скорости М = 3,2. Носовая часть фюзеляжа также была переделана, чтобы показать, как она будет выглядеть после установки камеры HIAC-1. Хотя программа RF-4X не продвинулась дальше этого макета, в дальнейшем носовая часть фюзеляжа была использована в самолете-разведчике F-4E(S) 69-7576 стал головным самолетом для пересмотренной и менее амбициозной программы

макет самолета-разведчика RF-4X. На этих трех снимках изображен макет самолета-разведчика RF-4X, созданный компанией созданный General Dynamics в Форт-Уэрте в декабре 1974 года. Израильский F-4E (номер ВВС США 69-7576) получил изменения конструкции только по правому борту. Самым заметным был расположенный над двигателем макет бака, который обеспечивал впрыск воды для системы PCC. Как показано на виде спереди поперечное сечение воздухозаборника было значительно увеличено и имел сложный набор регулируемых клиньев, вихревых генераторов и труб отвода воздуха, чтобы обеспечить жесткий контроль над воздушным потоком до максимальной скорости М = 3,2. Носовая часть фюзеляжа также была переделана, чтобы показать, как она будет выглядеть после установки камеры HIAC-1. Хотя программа RF-4X не продвинулась дальше этого макета, в дальнейшем носовая часть фюзеляжа была использована в самолете-разведчике F-4E(S) 69-7576 стал головным самолетом для пересмотренной и менее амбициозной программы

в ноябре 1975 года три «фантома» были переоборудованы в самолеты-разведчики Shablool компанией General Dynamics в секретном Здании 30 (Building 30), что показано на данном снимке. Самолет слева имеет гражданский регистрационный номер N97570 и использовался американскими ВВС для летных испытаний

в ноябре 1975 года три «фантома» были переоборудованы в самолеты-разведчики Shablool компанией General Dynamics в секретном Здании 30 (Building 30), что показано на данном снимке. Самолет слева имеет гражданский регистрационный номер N97570 и использовался американскими ВВС для летных испытаний

первый F-4E(S) выведен из цеха завода компании General Dynamics в Форт-Уэрте; 17 декабря 1975 года. Отметки на носовой части фюзеляжа предназначены для нанесения шелковинки для изучения воздушного потока во время летных испытаний

первый F-4E(S) выведен из цеха завода компании General Dynamics в Форт-Уэрте; 17 декабря 1975 года. Отметки на носовой части фюзеляжа предназначены для нанесения шелковинки для изучения воздушного потока во время летных испытаний

«фантом», переоборудованный в рамках программы Peace Jack. Данные машины были возвращены 119-й эскадрилье в течение 1976 года. Самолеты получили неубирающуюся штангу системы дозаправки в воздухе, которая стала дополнением к стандартному топливоприемнику. Показанный на снимке самолет-разведчик Shablool 498 находится в укрепленном укрытии для самолетов на авиабазе Тель-Ноф; 1978 год

«фантом», переоборудованный в рамках программы Peace Jack. Данные машины были возвращены 119-й эскадрилье в течение 1976 года. Самолеты получили неубирающуюся штангу системы дозаправки в воздухе, которая стала дополнением к стандартному топливоприемнику. Показанный на снимке самолет-разведчик Shablool 498 находится в укрепленном укрытии для самолетов на авиабазе Тель-Ноф; 1978 год

слева выше: первоначально бортовой номер 499 принадлежал самолету-разведчику RF-4E из состава 119-й эскадрильи. Когда из США прибыли самолеты F-4E(S) Shablool, то бортовой номер был перенесен. В октябре 1976 года эта машина была передана 69-й эскадрилье и получила бортовой номер 488. Справа выше: в 1984 году в течение короткого времени на пластинчатых отсекателях пограничного слоя самолетов-разведчиков Shablool были нанесены две последние цифры их номеров. Справа: Shablool 499 выруливает с подвешенным контейнером станции РЭБ AN/ALQ-119; авиабаза Тель-Ноф, 1978 год

слева выше: первоначально бортовой номер 499 принадлежал самолету-разведчику RF-4E из состава 119-й эскадрильи. Когда из США прибыли самолеты F-4E(S) Shablool, то бортовой номер был перенесен. В октябре 1976 года эта машина была передана 69-й эскадрилье и получила бортовой номер 488. Справа выше: в 1984 году в течение короткого времени на пластинчатых отсекателях пограничного слоя самолетов-разведчиков Shablool были нанесены две последние цифры их номеров. Справа: Shablool 499 выруливает с подвешенным контейнером станции РЭБ AN/ALQ-119; авиабаза Тель-Ноф, 1978 год

камера HIAC-1 занимала большую часть носовой части самолета-разведчика F-4E(S) Shablool и для снятия выдвигалась вперед (слева). Объектив можно было вращать, чтобы смотреть через наклонные (справа) окна в любую сторону или вниз. В задней части выступа непосредственно перед носовой стойкой шасси находилась вертикальная камера KS-87, которая использовалась для сравнения с гораздо более мощной камерой HIAC-1

камера HIAC-1 занимала большую часть носовой части самолета-разведчика F-4E(S) Shablool и для снятия выдвигалась вперед (слева). Объектив можно было вращать, чтобы смотреть через наклонные (справа) окна в любую сторону или вниз. В задней части выступа непосредственно перед носовой стойкой шасси находилась вертикальная камера KS-87, которая использовалась для сравнения с гораздо более мощной камерой HIAC-1

подробная информация об истории операций самолетов-разведчиков Shablool скудна, но считается, что он регулярно выполняли разведывательные полеты за границами Израиля. Единственная известная операция заключалась в сбитии истребителя МиГ-21 во время маневренного воздушного боя; данная победе была одержана во время разведывательного полета в небе Ирака

подробная информация об истории операций самолетов-разведчиков Shablool скудна, но считается, что он регулярно выполняли разведывательные полеты за границами Израиля. Единственная известная операция заключалась в сбитии истребителя МиГ-21 во время маневренного воздушного боя; данная победе была одержана во время разведывательного полета в небе Ирака

подробная информация об истории операций самолетов-разведчиков Shablool скудна, но считается, что он регулярно выполняли разведывательные полеты за границами Израиля. Единственная известная операция связана со сбитием истребителя МиГ-21 во время маневренного воздушного боя; данная победе была одержана во время разведывательного полета в небе Ирака

подробная информация об истории операций самолетов-разведчиков Shablool скудна, но считается, что он регулярно выполняли разведывательные полеты за границами Израиля. Единственная известная операция связана со сбитием истребителя МиГ-21 во время маневренного воздушного боя; данная победе была одержана во время разведывательного полета в небе Ирака

для наведения камеры HIAC-1 кабина пилота была оборудована прицелом, установленным на борту кабины пилота

для наведения камеры HIAC-1 кабина пилота была оборудована прицелом, установленным на борту кабины пилота

задняя кабина самолета-разведчика F-4E(S) Shablool бортовой номер 492. Основная приборная панель была в целом стандартной для F-4E, с расположенным сверху-справа экраном предупреждения о нападении. Экран над панелью заменил индикатор РЛС, который располагался на приборной панели истребителя F-4E

задняя кабина самолета-разведчика F-4E(S) Shablool бортовой номер 492. Основная приборная панель была в целом стандартной для F-4E, с расположенным сверху-справа экраном предупреждения о нападении. Экран над панелью заменил индикатор РЛС, который располагался на приборной панели истребителя F-4E

для получения наилучших результатов аэрофотосъемки самолет летал высоко и быстро. Обычно самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool действовали на высотах свыше 60000 футов (18288 м). Наибольшая высота, зафиксированная «фантомом»-разведчиком ВВС Израиля, составила 73400 футов (22372 м)

для получения наилучших результатов аэрофотосъемки самолет летал высоко и быстро. Обычно самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool действовали на высотах свыше 60000 футов (18288 м). Наибольшая высота, зафиксированная «фантомом»-разведчиком ВВС Израиля, составила 73400 футов (22372 м)

на данном снимке самолета-разведчика Shablool 492 показана штанга системы дозаправки в воздухе. С помощью штанги и трубы керосин подавался в стандартный топливоприемник и затем в топливную систему самолета

на данном снимке самолета-разведчика Shablool 492 показана штанга системы дозаправки в воздухе. С помощью штанги и трубы керосин подавался в стандартный топливоприемник и затем в топливную систему самолета

во время полетов с целью выполнения перспективной высотной аэрофотосъемки экипажи самолетов-разведчиков F-4E(S) Shablool должны были носить высотные компенсирующие костюмы компании David Clark. Костюм стоимостью 120000 долларов весил более 10 кг (22 фунта), и его надевание занимало 20 минут. У каждого пилота был индивидуально сшитый костюм, который хранился в «высотной» комнате 119-й эскадрильи (справа)

во время полетов с целью выполнения перспективной высотной аэрофотосъемки экипажи самолетов-разведчиков F-4E(S) Shablool должны были носить высотные компенсирующие костюмы компании David Clark. Костюм стоимостью 120000 долларов весил более 10 кг (22 фунта), и его надевание занимало 20 минут. У каждого пилота был индивидуально сшитый костюм, который хранился в «высотной» комнате 119-й эскадрильи (справа)

самолет-разведчик Shablool 492 совершил посадку на авиабазу Тель-Ноф; 1990 год. Самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool были оснащены т.н. «жестким крылом», которое не имело маневренных предкрылков. С точки зрения аэродинамики это крыло было более чистым, что на скоростях свыше М = 1,5 имело особое значение

самолет-разведчик Shablool 492 совершил посадку на авиабазу Тель-Ноф; 1990 год. Самолеты-разведчики F-4E(S) Shablool были оснащены т.н. «жестким крылом», которое не имело маневренных предкрылков. С точки зрения аэродинамики это крыло было более чистым, что на скоростях свыше М = 1,5 имело особое значение

дозаправка топливом играла заметную роль в операциях самолетов-разведчиков F-4E(S) Shablool, которые имели штангу для дозаправки от летающих танкеров KC-130 и приемник для дозаправки от самолетов-заправщиков Boeing 707 Re'em (ראם ; орикс). На заднем плане другой Re'em заправляет истребитель F-15, которые часто сопровождали «фантомы» на начальном и конечном участках из разведывательных вылетов. На направляющей, установленной на переднем узле крепления ракет воздух-воздух AIM-7 Sparrow, самолет-разведчик F-4E(S) Shablool нес ракету воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

дозаправка топливом играла заметную роль в операциях самолетов-разведчиков F-4E(S) Shablool, которые имели штангу для дозаправки от летающих танкеров KC-130 и приемник для дозаправки от самолетов-заправщиков Boeing 707 Re’em (ראם ; орикс). На заднем плане другой Re’em заправляет истребитель F-15, которые часто сопровождали «фантомы» на начальном и конечном участках из разведывательных вылетов. На направляющей, установленной на переднем узле крепления ракет воздух-воздух AIM-7 Sparrow, самолет-разведчик F-4E(S) Shablool нес ракету воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

бригадный генерал Амир Эшель и бригадный генерал Йоханан Локер покидают авиабазу Тель-Ноф 17 мая 2004 года, чтобы доставить Shablool 498 в музей ВВС Израиля

бригадный генерал Амир Эшель и бригадный генерал Йоханан Локер покидают авиабазу Тель-Ноф 17 мая 2004 года, чтобы доставить Shablool 498 в музей ВВС Израиля

все три самолета-разведчика F-4E(S) Shablool были выведены из состава ВВС Израиля 12 мая 2004 года, и в этот день «фантомы»-разведчики с бортовыми номерами 498 и 492 совершили последние официальные посадки. К этому времени машины были выведены из состава 119-й эскадрильи и переведены в 201-ю Haakhat ( האחת ; единица) эскадрилью и несли хорошо известные отметки этого подразделения. На носовую часть фюзеляжа Shablool 498 нанесена отметка об уничтожении в маневренном бою иракского «мига», в то время как Shablool 492 несет отметку о сбитом самолете противника еще в те времена, когда он был не самолетом-разведчиком, а истребителем F-4E Kurnass

все три самолета-разведчика F-4E(S) Shablool были выведены из состава ВВС Израиля 12 мая 2004 года, и в этот день «фантомы»-разведчики с бортовыми номерами 498 и 492 совершили последние официальные посадки. К этому времени машины были выведены из состава 119-й эскадрильи и переведены в 201-ю Haakhat ( האחת ; единица) эскадрилью и несли хорошо известные отметки этого подразделения. На носовую часть фюзеляжа Shablool 498 нанесена отметка об уничтожении в маневренном бою иракского «мига», в то время как Shablool 492 несет отметку о сбитом самолете противника еще в те времена, когда он был не самолетом-разведчиком, а истребителем F-4E Kurnass

все три самолета-разведчика F-4E(S) Shablool были выведены из состава ВВС Израиля 12 мая 2004 года, и в этот день «фантомы»-разведчики с бортовыми номерами 498 и 492 совершили последние официальные посадки. К этому времени машины были выведены из состава 119-й эскадрильи и переведены в 201-ю Haakhat ( האחת ; единица) эскадрилью и несли хорошо известные отметки этого подразделения. На носовую часть фюзеляжа Shablool 498 нанесена отметка об уничтожении в маневренном бою иракского «мига», в то время как Shablool 492 несет отметку о сбитом самолете противника еще в те времена, когда он был не самолетом-разведчиком, а истребителем F-4E Kurnass

все три самолета-разведчика F-4E(S) Shablool были выведены из состава ВВС Израиля 12 мая 2004 года, и в этот день «фантомы»-разведчики с бортовыми номерами 498 и 492 совершили последние официальные посадки. К этому времени машины были выведены из состава 119-й эскадрильи и переведены в 201-ю Haakhat ( האחת ; единица) эскадрилью и несли хорошо известные отметки этого подразделения. На носовую часть фюзеляжа Shablool 498 нанесена отметка об уничтожении в маневренном бою иракского «мига», в то время как Shablool 492 несет отметку о сбитом самолете противника еще в те времена, когда он был не самолетом-разведчиком, а истребителем F-4E Kurnass

в настоящий момент Shablool 498 является экспонатом музея ВВС Израиля. Сразу после прибытия в Хацерим на самолет была нанесена эмблема 119-й эскадрильи в честь подразделения, в котором он летал большую часть своей карьеры

в настоящий момент Shablool 498 является экспонатом музея ВВС Израиля. Сразу после прибытия в Хацерим на самолет была нанесена эмблема 119-й эскадрильи в честь подразделения, в котором он летал большую часть своей карьеры

эмблема 119-й эскадрильи ВВС Израиля

эмблема 119-й эскадрильи ВВС Израиля

ПРИЛОЖЕНИЕ

Самый быстрый «фантом». Проект самолета-разведчика General Dynamics RF-4X. США-Израиль


[1] в тексте «своих хозяев»

[2] в случае присуждения победе отметки «без применения оружия», она записывалась только на общий счет эскадрильи, тогда как при присуждении победе отметки «победа в маневренном бою» она записывается и на счет эскадрильи, и на счет экипажа

источник: Shlomo Aloni «Israel’s special reconnaissance Phantoms F-4E(S) Shablool» «International Air Power Review» 19, стр.164-173

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account