Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 2 Avia B.H.5 год спустя
Статья из журнала «L+K» (выпуск за май 2005 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
В мае прошлого года мы получили первую информацию о том, что некоммерческая организация «Историческая эскадрилья Чехословацкой Республики» (Historická letka Republiky Československé; Историческая эскадрилья) в историческом здании компании Walter, расположенном в пражском районе Йинонице (в наши дни микрорайон Валтровка [Waltrovka] района Прага 5 – byakin) начала работы по созданию реплики знаменитого спортивного самолета Avia B.H.5 образца 1923 года. С тех пор прошло двенадцать месяцев, и справедливо возникает вопрос как продвигается вперед изготовление этой уникальной машины.
О невероятной активности небольшой группы создателей, возглавляемой Марселем Сеземским (Marcel Sezemský) лучше всего об этом свидетельствует количество затраченных рабочих часов. К середине апреля 2005 года на создание реплики спортивного самолета B.H.5 было потрачено более 9000 рабочих часов.
Благодаря таким темпам черновая сборка планера самолета в основном завершена. Деревянный силовой набор планера полностью завершен, а крупные части покрыты фанерными панелями. Однако часть левой стороны фюзеляжа пока остается непокрытой фанерой. Причина проста – в настоящий момент в фюзеляже ведутся трудоемкие работы по установке топливной системы и оборудования, а фанерная обшивка значительно затруднила бы доступ к внутреннему пространству передней части фюзеляжа.
Обе кабины уже получили ручки управления и некоторые элементы управления. Также ведутся отделочные работы на приборных панелях в кабинах членов экипажа. Они представляют собой самое большое отклонение от оригинального самолета. В соответствии с действующими правилами и в интересах безопасности воздушного движения реплика В.H.5, особенно его задняя кабина, будет оснащена современными авиационным оборудованием, поскольку приборы того периода не соответствуют действующим стандартам и их образцы в рабочем состоянии даже физически недоступны. Еще одним очевидным отклонением от исторической модели является установка двух огнетушителей под сиденьями членов экипажа. Однако из-за их местонахождения эта «аисторичность» будет известна только осведомленным лицам (в число которых теперь входят читатели журнала «L+K»). Возможно, последним небольшим отклонением от оригинального самолета являются два ветровых козырька перед кабинами членов экипажа. На большинстве сохранившихся снимков спортивный самолет B.H.5 изображен без ветровых козырьков. Однако имеются фотографии, на которых самолет компании Avia изображен с ветровым козырьком только у задней кабины (большую часть своей карьеры B.H.5 летал в одноместной конфигурации). Оба бака (топливный и масляный) были изготовлены, испытания и, таким образом, пригодны для установки на самолет.
За прошедший год наибольшего прогресса добились, пожалуй, в изготовлении крыла. В настоящий момент одна консоль полностью завершена, включая фанерную обшивку значительной части аэродинамического профиля, и остается только покрыть ее полотном. Силовой набор второй консоли крыла уже собран на специальном стенде и в настоящий момент достраивается. В ближайшие недели состоится обшивка силового набора фанерой и постепенное завершение изготовления консоли. Только после того, как взглянешь на типичную форму крыла конструкторов Павла Бенеша (Pavel Beneš) и Мирослава Хайна (Miroslav Hajn), а также на массивный фюзеляж, начинаешь понимать, что Avia B.H.5 не «маленький самолетик», а по-настоящему полноценный исторический самолет.
Практически завершено изготовление силового набора отклоняющихся поверхностей, которые были сварены из стальных труб. Элероны и рули хвостового оперения постепенно покрываются полотном и подготавливаются к окончательной установке на самолет.
Параллельно с работами над крылом и поверхностями управления также ведется изготовление шасси. Опоры основных стоек шасси уже изготовлены, и на май запланирована сложная операция, во время которой фюзеляж будет снят с монтажного стенда и с ним будет соединена ходовая часть (по-видимому, без колес). Однако Марсель Сеземский предполагает, что установка основных стоек шасси будет носить тестовый характер, после чего ходовая часть будет удалена, и планер будет возвращен к окончательной сборке самолета. С шасси связана еще одна любопытная деталь – колеса с проволочными спицами, созданные заново и соответствующие размерам оригинальных колес, перед установкой на самолет должны пройти нагрузочные испытания в специализированной лаборатории расположенного в Праге Чешского технического университета (Česke vysoké učení technické v Praze – ČVUT). Поэтому будет выпущено одно дополнительное колесо, поскольку, как ожидается, в ходе испытаний одно колесо будет полностью разрушено.
Согласно планам команды разработчиков, черновая сборка планера должна быть завершена в летние месяцы, а затем к осени планируется завершить обработку поверхностей и окончательную сборку.
На сегодняшний день самым узким местом в создании реплики спортивного самолета Avia B.H.5, которое, вероятно, может серьезно сдвинуть вправо дату первого полёта, является реконструкция оригинального двигателя Walter NZ-60. Решающим фактором станет возможность вовремя отремонтировать или изготовить ряд компонентов, которые к настоящему времени пришли в негодность. Тем не менее, реконструкция силовой установки продолжается, и на данный момент, например, ведутся работы по ремонту выхлопной системы, коромысел клапанов и ряда других узлов.
Что касается силовой установки, то следует отметить, что в пражском Авиационном научно-исследовательском и испытательном институте (Výzkumný zkušební letecký ústav – VZLÚ), который очень тесно сотрудничает с Исторической эскадрильей, для реплики спортивного самолета изготавливается пропеллер.
При сохранении нынешних темпов и графика работ изготовление летающей реплики спортивного самолета Avia B.H.5 может быть завершено уже этой осенью. Однако остается открытым вопрос: возникнут ли непредвиденные осложнения, которые никогда нельзя исключать при таком сложном производстве. Однако публике эта уникальная новинка, скорее всего, будет представлена только в сезоне 2006 года после завершения процесса сертификации.
Одновременно с изготовлением летающей реплики спортивного самолета Avia B.H.5 ее создатели в зимние и весенние месяцы работали еще над несколькими интересными проектами. Первым из них была замена полотняной обшивки на другую у реплики другого исторического самолета компании Avia – легкого самолета B.H.1. После четырех сезонов интенсивной летной эксплуатации на первоначальной полотняной обшивке начали проявляться качественные изменения, которые в будущем могут поставить под угрозу безопасность самолета и пилота. Поэтому во время зимнего затишья первоначальная обшивка была удалена и заменена совершенно новой обшивкой. На этот раз Марсель Сеземский приступил к более качественной обработке поверхности полотна, что должно обеспечить гораздо лучшую защиту от воздействия непогоды, а значит, и в несколько раз увеличить долговечность обшивки.
В рамках этого ремонта некоторым изменениям подверглась и передняя кабина реплики. На пустой доселе фанерной доске был установлен исторический спидометр рубежа 1920-1930-х годов, который ранее принадлежал другому самолету производства компании Avia (по всей видимости Ba.33).
В задней кабине, разумеется, остается установленное современное сертифицированное приборное оборудование. Реплика легкого самолета Avia B.H.1 с новой обшивкой будет готова к эксплуатации уже к началу летного сезона.
Пожалуй, самой интересной работой, ожидавшей членов Исторической эскадрильи в марте и апреле 2005 года, была совместная работа по созданию двух копий истребителя Nieuport XVII, которые непригодны к полетам и изготавливаются в масштабе 1 к 1,1. Хотя оба «ньюпора» не предназначены для полетов, они имеют тщательно изготовленную (столярной компанией) деревянный ферменный силовой набор и полотняную обшивку. Одна из копий даже внутренними проволочными расчалками ферменной конструкции фюзеляжа, чтобы иллюзия настоящего самолета была действительно идеальной. Времени на подготовку каждой копии у членов Исторической эскадрильи сравнительно мало – всего десять дней. Средства, полученные за создание нелетающих копий истребителей Nieuport XVII, также будут способствовать реализации проекта B.H.5.
Несмотря на максимальные усилия, приложенные к достройке реплики спортивного самолета Avia B.H.5, внимание уделялось и другим проектам, одним из которых является реконструкция истребителя МиГ-19С, изготовленного по лицензии компанией Aero Vodochody. В течение зимы, когда не было условий для работ с планером самолета, были проведены работы по полной реконструкции кабины пилота. На данный момент завершен ремонт катапультируемого сиденья, кинофотопулемета, приборной панели, фонаря кабины и дульных тормозов пушек. Самой большой проблемой на сегодняшний день является поиск оригинальных приборов и верхней части ручки управления, которые безвозвратно исчезли с самолета за те годы, когда он служил памятником.
Создание летающей реплики спортивного самолета Avia B.H.5 с оригинальным двигателем Walter NZ-60 успешно продолжается благодаря энтузиазму и инициативе любителей авиации, и можно только пожелать, чтобы их энтузиазм в ближайшем будущем увенчался успешным полетом этой уникальной машины.
В заключение следует сказать, что члены Исторической эскадрильи просят всех читателей журнала «L+K», у которых есть материалы, фотографии или компоненты, связанные со спортивным самолетом Avia B.H.5 или его преемниками, связаться с ними через веб-сайт или через редакцию журнала «L+K».
источник: Jan Máče «Avia B.H.5 po roce» «Letectví + Kosmonautika» 2005-05, str. 64-65
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-sozdanie-repliki-sportivnogo-samoleta-avia-bh5-boska-02