Советский «Москито» или как стать заместителем наркома

0

 Аннотация: данная статья является еще одним дополнением к статье коллеги Вадима Петрова, посвященной подковерной борьбе чиновничьих кланов в ВПК "Кто говорит, что не страшно на войне …" и посвящена самолетам семейства ББ-22, благодаря которым Александр Яковлев стал заместителем наркома авиационной промышленности.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Сталин ходил по кабинету с погасшей трубкой в руке.

— Удивительно, скорость разведчика 560 километров в час. Это больше, чем у лучших истребителей. Товарищ Яковлев, как вам это удалось?

Интересно, а как все же удалось конструктору А. Яковлеву создать разведчик, впоследствии превращенный в ближний бомбардировщик ББ-22 с такой большой скоростью?

Из книги А. Яковлева «Рассказы авиаконструктора :

« В 1938 году наше конструкторское бюро по собственной инициативе, еще не имея на то задания, стало работать над созданием скоростного разведчика. Спроектировали и построили его очень быстро. Получилась красивая машина. Хорошие летные качества и особенно скорость сразу привлекли к ней внимание командования ВВС.

После нескольких испытательных полетов, когда стало, ясно, что эта машина опередила по своим летным качествам другие самолеты, решено было пустить ее в серийное производство. В связи с этим 27 апреля 1939 года меня вызвали в Кремль.

В ходе беседы Сталин высказал пожелание использовать созданный нами разведчик в качестве скоростного бомбардировщика, соответственно приспособив его к этой цели. Машина была названа «ББ-22» … После обсуждения этого вопроса, к концу заседания, неожиданно объявили, что я представлен к награде орденом Ленина ».

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

опытный ББ-22

С целью проверки летно-технических данных и предварительной оценки 29 мая 1939 года самолет был представлен на государственные испытания. Проводили испытания ведущий инженер Холопов, ведущий летчик-испытатель Шеварев и ведущий штурман Третьяков. Облетывали самолет начальник института Филин летчики-испытатели Кабанов и Стефановский.

 В выводах отчета по первому этапу государственных испытаний отмечалось:
 

« Самолет № 22 с двумя моторами М-103 имеет максимальную скорость 567 км/час на высоте 4900 метров, время набора высоты 7000 м — 8,7 мин, без учета охлаждения, что удовлетворяет тактико техническим требованиям 1939 года и ставит его по летным данным на одно из первых мест среди самолетов этого класса как в СССР, так и за границей.

Максимальная скорость 567 км/ч не является предельной и может быть доведена до 590 — 600 км/час  ».

 

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

схема ББ-22

А дальше следует перечень дефектов, выявленных в ходе испытаний, насчитывающий 72 пункта. На самолете, заявленном как ближний разведчик, даже не предусмотрена установка фото- и радиооборудования, вооружения. Дальность полета была недостаточной. Время набора высоты 7000 м, определенное, как 8,7 мин, фактически составляло 33 минуты, так как ввиду недоработки винтомоторной группы приходилось в ходе подъема делать горизонтальные площадки для охлаждения двигателей. Высокая скорость достигалась благодаря снижению лобового сопротивления за счет максимального обжатия фюзеляжа, мотогондол, внешней отделка планера и высокой удельной нагрузки на крыло — 171,1 кг/м2. Самолет был отполирован, как рояль, что совершенно исключалось в условиях серийного производства. Низкая масса планера в значительной мере была обусловлена применением неразъемного крыла, не позволяющего перевозить его на железнодорожных платформах. Это также противоречило предъявляемым требованиям, но тем не менее вошло в практику КБ на долгие годы. Совершенно очевидно, что «самолет № 22 был не боевой, а рекламной машиной.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Однако в те годы вопросы, связанные с принятием на вооружение тех или иных образцов военной техники, решал лично Сталин. Для этого дилетанта главным и едва ли не единственным показателем, характеризующим самолет, была максимальная скорость. Поэтому неудивительно, что уже 20 июня 1939 года вышло постановление Комитета обороны при СНК СССР № 171 о запуске «самолета № 22» в серию. Для этой цели на заводе № 1 было организовано серийное конструкторское бюро КБ-70, а в производстве самолет стал именоваться как изделие «70». Высокая же скорость 22-ю стала очередной ступенькой на служебной лестнице Яковлева. Интересно отметить, что созданный примерно в это же время в тюремном КБ НКВД самолет «100», превосходивший будущий Як-4 по всем параметрам, не смог помешать принятию на вооружение последнего. Почему тик произошло, остается только догадываться.

 

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

серийный Як-2

Но вернемся из кремлевского кабинета в НИИ ВВС. Еще входе государственных испытаний А. Яковлев представил макет самолета в варианте бомбардировщика. Комиссия под председательством И. Петрова порекомендовала назвать этот самолет ББ-22, установив на нем бомбодержатели на 400 —700 кг и заднюю стрелковую установку. НИИ ВВС также предложил А. Яковлеву устранить на самолете выявленные дефекты и к 1 августа 1939 года вновь предъявить его на государственные испытания.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома
схема Як-2

Однако самолет не только к указанному сроку, но и вообще не был предъявлен на испытания, а на заводе № 1 тем временем уже развернулся выпуск первой серии бомбардировщиков ББ-22. Одновременно на заводе № 30 начался выпуск центральных частей фюзеляжа ББ-22. Требования НИИ ВВС и макетной комиссии в этих машинах были выполнены лишь частично. Прежде всего рабочее место штурмана было размещено в одной кабине с летчиком и оснащено шкворневой стрелковой установкой с пулеметом ШКАС, убирающимся в полете под козырек фонаря. В носовой части фюзеляжа был установлен неподвижный пулемет ШКАС для стрельбы вперед. В бомбоотсеке размещалось оборудование для внутренней подвески бомб общим-весом до 400 кг. Была предусмотрена наружная подфюзеляжная подвеска двух бомб ФАБ-100. В кабине экипажа установили прицелы для стрельбы из носового пулемета и для бомбометания, а также радиостанцию РСР-бис. Установка аэрофотоаппарата не предусматривалась. Таким образом, идея А. Яковлева о самолете-разведчике без вооружения, реализованная в годы войны в английском «Москито» , была похоронена. Видимо, в этом есть и вина конструктора, не сумевшего, а может, не захотевшею доказать жизнеспособность своей идеи. Были внесены изменения в винтомоторную группу и тем самым несколько улучшен тепловой режим моторов, а также установлены воздушные винты изменяемого шага ВИШ2К. Переделка из демонстрационного в боевой привела к росту массы пустого самолета с 3696 до 3748 кг, при этом взлетный вес достиг 5298 кг.

 

Первый серийный самолет был завершен постройкой 31 декабря 1939 года, а первый полет совершил 20 февраля 1940 года.

С момента запуска в серию самолета, получившего впоследствии обозначение Як-2, военное представительство на заводе № 1 настоятельно требовало устранения выявленных на государственных испытаниях недостатков. Но директор завода Воронин и главный инженер Дементьев эти требования игнорировали, ссылаясь на указание главного конструктора А. Яковлева впускать самолеты по чертежам без каких-либо изменений. А завод № 1 должен был выпустить в 1939 году 50 самолетов. Более того, предполагалось организовать производство ББ-22 в Москве на заводе № 81 с выпуском 300 машин в 1940 году. Вышедшее в январе 1940 года постановление Комитета обороны при СНК СССР № 23 утверждало заказ на выпуск в этом году 580 самолетов ББ-22, а постановление этого же комитета № 116 от 4 марта обязывало авиационную промышленность построить модификации самолета с моторами М-105 и М-107. Причем предполагалось, что максимальная скорость последнего возрастет до 650 км/ч с бомбовой нагрузкой 400 кг.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

 Компоновочная схема Як-2

Но Яковлев опередил это постановление и под видом разведчика Р-12, включенного в план опытного строительства на 1939 год, запустил в производство два самолета — бомбардировщик и разведчик с двигателями М-105. Бомбардировщик был построен к концу 1939 года как изделие 70 бис, а в 1940 году из сборочного цеха выкатели и Р-12.

20 января 1940 года макетная комиссия проверила выполнение требований по установке вооружения и пришла к выводу, что выпуск ББ-22 с предъявленным вооружением в серии свыше 10 машин считать нецелесообразным. В феврале все 10 серийных машин были переданы НИИ ВВС для войсковых испытаний.

При подготовке самолетов к войсковым испытаниям в НИИ ВВС на них было обнаружено большое количество неустраненных известных и вновь выявленных дефектов. Военное представительство завода № 1 потребовало устранения дефектов, но под давлением А. Яковлева, к тому времени ставшего заместителем наркома авиационной промышленности, и с согласия руководства НИИ ВВС самолеты в начале февраля 1940 были сданы на войсковые испытания недоделанными, так и не пройдя государственных испытаний. Среди этих самолетов была одна машина с уменьшенной высотой гаргрота, ставшая эталоном для последующих серий Як-2.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома
Як-2 316-го РАП ЮЗФ  

Можно понять главного конструктора, всеми правдами и неправдами проталкивающего свое детище. Но позиция НИИ ВВС непонятна. Какие силы управляли начальником института Филиным, остается лишь догадываться, и эти силы продолжали добиваться принятия на вооружение никому не нужной машины.

 В заключении отчета по войсковым испытаниям отмечалось:

« Самолеты ББ- 22 с моторами М- 103 производства завода № 1 в предъявленном виде испытания прошли неудовлетворительно.

Для выявления резервов скорости считать необходимым просить наркома авиационной промышленности т. Шахурина — направить один из серийных самолетов завода № 1 в большую трубу ЦАГИ для продувок в натуру ».

Но резервы скорости так и не были найдены.

15 марта 1940 года войсковые испытания были прерваны ввиду опасности полетов на самолетах из-за вибраций хвостового оперения, ненадежности в работе гидросистемы управления шасси, щитками и разрушения болтов крепления двигателей. Неудовлетворительный ход войсковых испытаний вынудил сотрудников 1 управления ГУАС КА написать наркому обороны ходатайство о прекращении серийной постройки ББ-22.

30 марта летчик военной приемки на заводе № 1 полковник Ларюшкин, все время летавший на этом самолете, в своем заключении требовал прекратить постройку ББ-22 ввиду непригодности и непрспективности. Требования о прекращении выпуска небоеспособных самолетов шли также из военного представительства завода № 1 и НТК ВВС, но их будто никто не слышал. Более того, прилагались все усилия, чтобы самолет строился. Начальник ГУАС генерал-лейтенант Алексеенко вместо поддержки своих сотрудников дал указание о доводке самолета. Более того, руководство ГУАС и наркомата авиационной промышленности распорядились подготовить 21 самолет для участия в первомайском параде.

В мае 1940 года НИИ ВВС предпринял попытку улучшить тепловой режим работы моторов. Однако вместо улучшения скоростных характеристик произошло обратное — максимальная скорость снизилась в среднем на 15 км/ч. Самолет явно преследовали неудачи.

На основании проведенных войсковых испытаний технический совет НИИ ВВС вынужден был констатировать, что летные характеристики самолета резко ухудшились. Максимальная скорость полета снизилась с 567 км/ч у опытной машины до 515 км/ч. Время набора высоты 5000 метров возросло с 5,75 до 7,7 мин, а дальность полета составила всего лишь 630 км. Кроме всего этого, было выявлено183 дефекта! В результате комиссия постановила, что в таком виде самолеты к эксплуатации в частях ВВС не могут быть допущены. Тут уже и ГУАС «зашевелился», резко изменив свое мнение, и ходатайствовал перед наркомом обороны Тимошенко и Комитетом обороны о прекращении производства ББ-22.

Как вспоминал летчик-испытатель НИИ ВВС Николай Адексеевич Стеланов, на одном из совещаний у Сталина против самолета Яковлева резко выступил летчик-испытатель И. П. Пискунов, и это, похоже, было последней каплей. Самого конструктора на совещании не было, тем не менее Сталин приказал разобраться и прекратить выпуск негодных самолетов.

Но время было упущено. Молодой заместитель наркома выкрутился, свалив всю вину на завод № 1. В результате производство самолетов на этом заводе прекратили и весь задел передали на завод № 81. Но и здесь ситуация не улучшилась. Директор завода всеми правдами и неправдами пытался сдать заказчику недовведенные самолеты.

К середине лета 1940 года на аэродроме Лебедено (Харьковский военный округ) базировались двадцать пять ББ-22 с таким количеством дефектов, что они не были пригодны к эксплуатации и длительное время доводились заводской бригадой.

Несмотря на то, что ББ-22 не прошел ни государственные, ни войсковые испытания, Яковлев предпринял очередной шаг для спасения своего военного первенца. В ноябре 1940-го на заводе № 81 был запущен в серию ББ-226ис (изделие 70бис) с моторами М- 105 и воздушными винтами ВИШ-22Е. Были изменена компоновка кабины экипажа в связи с установкой опытной турели ТСС- 1 у штурмана, увеличена емкость бензобаков с 600 до 800 кг. Установлены замки для наружной подвески бомб калибра 250 кг.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Осмотр первого серийного ББ-22бис, с декабря 1940 года получившего обозначение Як-4, показал, что самолет хуже, чем его предшественники. Кроме того, положение центра тяжести, достигшее 31 — 32%, делало его опасным для полетов, а кабина летчиков стала более тесной. И вот в этой обстановке Яковлев умудрился запустить самолет в серийное производство.

Установка новых моторов и вооружения, изменение конструкции планера повлекли за собой увеличение массы пустого самолета до 4140 кг при максимальном полетном весе 6200 кг.

Предварительные летные испытания эталонною самолета № 70601, установленного на серию из 100 машин, показали, что по сравнению с Як-2 максимальная скорость полета возросла с 515 до 540 км/ч, но результат, полученный при испытании опытной машины № 22, таки не был достигнут. Правда, улучшилась скороподъемность (время набора высоты 8000 метров снизилось до 8 мин) и возросла дальность до 1000 км, а с подвесными баками до 1200 км.

В ходе заводских летных испытаний не обошлось и без неприятностей. 28 декабря 1940 года летчик Пауль после снятия высотно -скоростных характеристик из-за остановки моторов не долетел до аэродрома и произвел вынужденую посадку, разбив самолет.

В июле 1940 года на заводе № 115 подготовили к заводским испытаниям специализированный разведчик Р-12. На самолете установили радиостанцию РСР-3, аэрофотоаппарат НАФА- 19 и АФА- 1. Создавая Р-12, А. Яковлев остался верен своим принципам, проигнорировав указания НИИ ВВС, сделанные еще год назад при испытании опытного самолета № 22. Вдобавок плохая конструкция антенны определила неработоспособность радиостанции на половине частотного диапазона. Р- 12 так и остался в единственном экземпляре.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

Як-4

В 1941 году, почти одновременно с самолетом МиГ-5 (ДИС), был выпущен истребитель сопровождения ББ-22ИС, вооруженный двумя пушками ШВАК. Работы по самолету прекратились в 1942 году.

Трудно давался Яковлеву первый боевой самолет, но доверие Сталина надо было оправдать, и темпы выпуска Як-4 все возрастали.

Первые серийные машины стали поступать в 316-й разведывательный и 136-й авиаполки, а также — в 3-й дальний разведывательный авиаполк, дислоцировавшийся перед войной в Барановичах.

Несмотря на то, что самолеты Як-2 и Як-4 обладали недостаточной устойчивостью, по технике пилотирования они были несложны и могли быть довольно быстро освоены летчиками средней квалификации, ранее летавшими на СБ и ДБ-З. Последнее обстоятельство способствовало быстрому освоению летным составом 207-го дальнебомбардировочного полка самолетов Як-4, оказавшихся па полковом аэродроме совершенно случайно уже в ходе войны.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

 Опытный ББ-22бис

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

  Як-4 316-го РАП ЮЗФ

Н. А. Степанов, встретивший войну на Як-4, рассказывал: 

«Самолеты эти с трудом можно было назвать боевыми. Малая бомбовая нагрузка, ненадежная работа пулеметов делали его малопригодным для боевых действий. Дефекты, выявленные еще перед войной, так и не были устранены. В добавление ко всему нам приходилось возить с собой под креслами трубки со штуцерами для заправки воздушных баллонов, так как нестандартные штуцеры Як-4 не позволяли делать это на чужих аэродромах и соответственно — запускать двигатели. Правда, Як-4 обладал высокой скоростью, позволившей уходить от «мессеров», и довольно плохо горел в случае попадания в самолет вражеских снарядов. Тем не менее, к концу 1941 года почти все эти машины были уничтожены, и наш полк перевооружился на Пе-2 ».

Несмотря на то, что, согласно архивным документам, был выпущен 201 самолет (по данным А. Яковлева около 600) Як-2 и Як-4, в боевых действиях они почти не участвовали главным образом из-за большого количества таки не устраненных дефектов.

Советский "Москито" или как стать заместителем наркома

  схема Як-4  

В марте 1941 года в НИИ ВВС проходил испытания учебно-тренировочный вариант Як-2.

Интересно сравнить Як-4 с двухмоторным истребителем Ме -110, появившимся примерно в то же время. Эти самолеты при близких полетных массах и одинаковой мощности двигателей обладали исходными летно-техническими характеристиками, за исключением разве что посадочной скорости, которая у Як-4 была в полтора раза выше. При этом стрелковое вооружение и бронирование Ме-110 гораздо мощнее, чем у яковлевской машины. Таким образом, напрашивается вывод, что создание самолета ББ-22 было рассчитало лишь на внешний эффект, и он проявился, проторив дорогу А. Яковлеву к креслу заместителя наркома.
 

Основные ЛТХ самолетов ББ-22, Як-2, Як-4

Характеристики

ББ-22

опытный

ББ-22

серийный

Як-2

серийный

Як-2

серийный

ББ-22бис

опытный

Як-4

серийный

Заводской номер

1012

1041

70204

1002

70603

Завод-изготовитель

№ 115

№ 1

№ 1

№ 81

№ 1

№ 81

Окончание испытаний

02.40  

03.40  

09.40  

10.40  

06.40  

12.40

Экипаж, чел

2

Габаритные размеры

Длина самолета, м

10,17

Размах крыла, м

14,00

Площадь крыла, м²

29,40

Силовая установка

Мотор

2 x М-103

2 x М-103

2 x М-103

2 x М-103

2 x М-105

2 x М-105

Мощность, л.с.

2 x 960

2 x 960

2 x 960

2 x 960

2 x 1050

2 x 1050

Массы и нагрузки

Масса полетная, кг

5315

5380

5660

5630

5845

6200

Лётные данные

Максимальная скорость, км/ч

у земли

449

439

399

410

460

450

на расчетной высоте

535

515

478

498

574

533

расчетная высота, м

5000

5000

4600

4800

4800

4900

Время набора высоты 5000 м, мин

7,4

7,7

9,5

8

5,45

8

Практический потолок, м

8900

8900

8100

8700

10100

9000

Источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

114 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account