0

Система "Skyhook": самолеты для эсминцев

А родилась эта идея в Британии, в 1982 году. Называлась она "Skyhook" ("небесный крюк") и была результатом долгой и упорной борьбы флота против сокращения военного бюджета.

Хотя Фолклендская Война спасла британские авианосцы от полного забвения, тем не менее, дефицит бюджета довлел над британским флотом, вызывая у него примерно столь же приятные ассоциации, что и стая стервятников. Да и три маленьких авианосца не были в полной мере тем, что флот хотел получить. Но… было ясно, что ничего лучшего чем авианосцы серии "Инвинсибл" в ближайшем будущем у флота не будет. Шансы в 1982 году получить кредиты на постройку большого авианосца в Британии немногим отличались от шансов на холодную, снежную зиму в Сахаре.

И тогда, от полной безнадеги, кому-то вдруг пришла в голову идея: если нам не дают денег сделать авианосец больше, то может быть, нам сделать авианосец МЕНЬШЕ?

Идея затронула струны инженера BAE Хайнца Эрвина Фрика (шведского пилота-испытателя на службе в BAE). Большое впечатление на него произвела возможность Sea Harrier свободно ховерить над поверхностью, не обращая внимания на воздействия ветра. И его внезапно осенило — если у нас есть самолет, который может выписывать такие штуки, то зачем нам для него ЛЕТНАЯ ПАЛУБА?

В конечном концепте, идея "Skyhook" выглядела следующим образом:

1) Готовящийся к приземлению "Харриер" подлетал к кораблю, переводил сопла в вертикальное положение и плавно зависал рядом с бортом (особой проблемы с этим не было, так как на посадке самолет был существенно легче чем на взлете и мог ховерить довольно долго)

2) С корабля за борт выдвигался механический кран на жесткой стабилизированной штанге

3) Особый манипулятор-робот с несколькими захватами подцеплял истребитель за специальные упоры на обшивке. Датчики синхронизировали движения крана и самолета. Пилот отключал двигатели, и кран аккуратно и бережно переносил самолет через "окно" в борту в ангар

Схема:

Система "Skyhook": самолеты для эсминцев

Идея выглядела абсурдной, но проведенные BAE исследования неожидано дали позитивный результат. И тут уже застучало в висках у адмиралов, так как в теории, идея давала возможность базировать самолеты на кораблях, РАЗМЕРОМ С ЭСМИНЕЦ!!!

Энтузиазму адмиралов не было предела. Теоретические рассчеты показали, что вполне возможным является базирование "Sea Harrier" на кораблях, размером со стандартный эсминец "Шеффилд". Тут уж адмиралы могли быть уверены, что сумеют выбить финансирование из Парламента. Некоторые сомнения, правда, вызывал ограниченный радиус действия "Харриеров" при вертикальном взлете, но взлет с трамплина уже был отработан.

Согласно полученным даным, "Ski-jump escort carrier" должен был быть кораблем водоизмещением порядка 5200 тонн.

Система "Skyhook": самолеты для эсминцев

Его надстройка была интегрирована в единое целое с проходящим через весь корпус ангаром, и расположенной сверху трамплинной летной палубой, у основания которой располагался самолетоподъемник. Два размещенных на корме крана, должны были выполнять посадку самолетов через бортовые окна, и на всякий случай — на корме имелась посадочная площадка.

В теории, корабль мог бы нести 5 самолетов и 1 вертолет. Считалось, впрочем, что это не предел.

Проект "Skyhook" привлек значительное внимание. Но… выявились все же проблемы проекта. Несмотря на все старания. было уже ясно, что качества "Sea Harrier" как основного флотского истребителя явно недостаточны. Его дальность, а главное — скорость полета были слишком малы, и не компенсировались даже уникальной маневренностью в воздушном бою. Для надежного воздушного прикрытия флота требовался сверхзвуковой самолет ВВП — а такого не было, как и денег на его разработку. Таким образом, функцией нового авианосца должно было стать максимум, прикрытие конвоев в океане — или воздушная поддержка в конфликтах низкой интенсивности.

Само по себе это не остановило адмиралов… но по рассчетам  BAE на продолжение работ требовалась сумма в 12 миллионов долларов. Эту сумму на разработку, не являющуюся несомненно необходимой, флот уже не потянул. Министерство не высказало интереса в проекте, и идея "Скайхукизации" флота была отложена в долгий ящик — к искреннему огорчению адмиралов.

В то же время, у программы нашелся неожиданый иностранный клиент — Японские Военно-Морские Силы Самообороны. Японский флот, быстро развивавшийся в конце 1980-ых был весьма заинтересован в усилении своих средств ПВО.

Система "Skyhook" привлекла внимание японцев как возможность, не нарушая прямо запрета на строительство авианосцев, переоснастить для нужд ПВО свои большие эсминцы-вертолетоносцы класса "Харуна" и "Сиранэ". Несущие по 3 вертолета в большом кормовом ангаре, эти корабли выглядели хорошими кандидатами на переоснащение в эсминцы ПВО.

Был проведен ряд технических работ, показавших принципиальную возможность адаптации системы. Тем не менее, были сделаны все те же выводы — что истребитель "Sea Harrier" уже не обеспечивает должной степени защиты от авиации противника, а лучших истребителей вертикального взлета и посадки не имеется. Помимо этого, было ясно, что недостаточное количество самолетов все равно не позволит эсминцам "Сиранэ" создать "зонтик" флота.

В результате разработка японской программы была отменена в пользу создания кораблей с системой ИДЖИС в 1990-ых.

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account