Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 3 Легкий бомбардировщик Sopwith Churchill

2

 

Хотя имена Sociable и Tweenie были справедливо применены к этому увеличенному в размерах развитию оригинального двухместного «таблоида», важно отметить следующие факты:

  • 1) термин «sociable» в течение 1913-14 годов широко использовался для обозначения любого самолета, в котором места расположены бок о бок;
  • 2) термин «tweenie» являлся разговорным в иерархии компании Sopwith и обозначал тип, находившийся между Tabloid и Three-seater (также следует помнить, что «tweenie» был сугубо внутрифирменным обозначением компании Sopwith).

Имя Churchill было присвоено самолету не только потому, что оно было столь же «правильно». Была другая причина – создатели самолета знали, что из-за «особой» ассоциации машины с первым лордом Адмиралтейства ее очень хорошо запомнит британский народ.

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 3 Легкий бомбардировщик Sopwith Churchill


самолет, названный в этой книге как Sopwith Churchill, был также известен как Sociable и Tweenie. Данный самолет компании Sopwith с двухстоечным крылом, длинным тонким фюзеляжем и размещенными бок о бок сиденьями членов экипажа отличался от стандартных «таблоидов» не только внешне

В любом случае, утверждение, что в декабре 1913 года первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль продиктовал свою общую спецификацию (в данной спецификации двойное управление было доминирующим требованием), является правдоподобным и похвальным, особенно с учетом будущей военной службы этого «одноразового» аэроплана. Тут мы должны сделать еще одно отступление и сказать, что в феврале 1914 года лейтенант Спенсер Грей не только принял данную машину и выступил в качестве инструктора для первого лорда, но и отправился на этой машине на войну.

В отличие от двухместного «таблоида» Sopwith Churchill был двухстоечным бипланом с выносом верхнего крыла и нес трапециевидные элероны с обратным сужением. Фюзеляж Sopwith Churchill был длинным и тонким, что придавало самолету полное сходство с Avro 504 (в частности благодаря длинному плечу рычага и рулю направления с балансировкой в виде «запятой»). Самолет не имел киля, а его шасси также как и на «таблоидах» было с двумя колесами и двумя полозьями. Первоначально установленный 80-сильный двигатель Gnome позднее был заменен на 100-сильный авиамотор той же компании (предположительно Monosoupape, хотя это не является окончательной информацией). Есть информация, что к марту 1914 года на руль направления был нанесен номер 149. Кроме того, примерно в это же время Спенсер Грей, летавшей на Sopwith Churchill в одиночку, набрал высоту 10600 футов (3140 м).

Sopwith Churchill подходил для военной службы, что в сентябре 1914 года продемонстрировал экипаж из сквадрон-лидера Спенсера Грея и лейтенанта Ньютона Клэра (Lieut Newton Clare). Даты и подробности рейдов того времени трудно определить с абсолютной точностью, но то, что Спенсер Грей «потерял» бомбу во время полета на №149 кажется вполне обоснованным. Эта бомба, предположительно, вибрировала, находясь на держателе, к которому были прикреплены и другие бомбы.

К. Г. Грей (C. G. Grey; не имел никакого отношения к Спенсеру Грею, хотя и знал его) рассказал об обстоятельствах, которые произошли после возвращения 149-го в Антверпен (самолет считался «полностью потерянным»), в следующих выражениях, которые читатели могут интерпретировать по своему усмотрению:

«Когда Спенсер-Грей и Ньютон-Клэр (sic – фамилия последнего писалась по-разному) приземлились, то они увидели пустое пространство под бомбодержателем, показавшее, что одна из бомб из-за вибраций освободилась из крепления. Они лишь надеялись, что она упала в Германии, а не в Бельгии.

После обеда они отдыхали в гостиной своей гостиницы – в те начальные дни война была игрой в комфортных условиях, – когда ворвался возбужденный бельгийский штабной офицер и сказал им, что от голландского правительства поступило жалоба, что один из самолетов союзников сбросил на Маастрихт бомбу, которая разрушила школу и некоторые дома, а также убила множество женщин и детей. Также сообщалось, что правительство Нидерландов всерьез подумывает о том, чтобы объявить войну Бельгии. Спенсер повернулся к Ньютон-Клэру и заметил:

«Это, должно быть, ч***овски хорошая бомба».

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 3 Легкий бомбардировщик Sopwith Churchill
Sopwith Churchill No.149 (на снимке хорошо видна цифра «4», нанесенная на руль направления). Среди людей на данном снимке присутствуют сквадрон-лидер Спенсер-Грей и лейтенант Ньютон-Клэр и другие люди, связанные с делом о «потерянной бомбе»

На этой, посвященном «черчиллю» заметке, наше краткое описание биплана компании Sopwith могло бы быть завершено за исключением, пожалуй, одного момента: в те дни Королевский флот был бы очень доволен тем, что имеет бомбу с указанным выше потенциалом.

В заключение следует сказать о гибели этого самолета. Как вспоминал сэр Томас Сопвич, Sopwith Churchill под управлением Спенсера Грея перевозил офицера-механика Королевского флота Джерри Альдвелла (Jerry Aldwell) в Истчерч. Во время полета самолет сорвался в штопор и ударился о землю. По данным сэра Томаса Сопвича они летели со скоростью 90 миль/ч (149 км/ч). Эта скорость может показаться высокой, но скорость сваливания составляла всего 50 миль/ч (80 км/ч). Ручка управления была оттянута назад, и самолет вошел в штопор. Результатом стало не только досрочное прекращение полета, но и лучшее понимание природы штопора и как следует его избегать.

Таким образом, Sopwith Churchill можно считать наиболее полезным продуктом 

«игрушечного магазинчика Винни»,

чем некоторые другие машины, появившиеся в последующие годы. Также небезынтересно отметить, что дело о «потерянной бомбе» состоялось в сентябре 1914 года, тогда как 3 октября человек, в честь которого был назван самолет, прибыл в Антверпен из Дюнкерка.

источник: H.F. KING «SOPWITH AIRCRAFT 1912-1920»

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account