Самые быстрые самолеты в мире. Часть 40 Истребитель-перехватчик Convair F-106A Delta Dart, США 1959
В последний октябрьский день 1959 года советский летчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов установил абсолютный рекорд скорости. Это сообщение ударило по самолюбию командования ВВС США, которое рассматривало владение мировым рекордом скорости в качестве отражения собственного технического превосходства. Советский успех следовало превзойти, и сделать это нужно было как можно скорее!
Среди претендентов на установление нового рекорда рассматривались истребители сотой серии. Самолеты типов F-100 Super Sabre, F-101 Voodoo и F-104 Starfighter уже участвовали в гонке за призраком скорости, и у командования ПВО США оставался еще незадействованный в рекордных полетах двухмаховый истребитель-перехватчик F-106 Delta Dart. Летом 1959 года самолеты данного типа после длительного периода доводки были приняты на вооружение, и их характеристики давали хорошие шансы на успех.
На базе ВВС Эдвардс, штат Калифорния, где в последние годы американские самолеты выполняли рекордные полеты, был подготовлен специально выделенный для этих целей истребитель Convair F-106A (зав. номер 56-459). Пилотировать самолет было поручено майору Джозефу Р. Роджерсу (Joseph P. Rogers) – ветерану Второй Мировой войны и войны в Корее, – являвшемуся одним из лучших летчиков-испытателей авиабазы Эдвардс. В начале декабря 1959 года он выполнил шесть тренировочных полетов для того, чтобы улучшить навыки управления «сто шестым» перед полетом в соответствии со строгими правилами ФАИ.
В отличие от прошлых рекордных полетов, каждый из которых сопровождался проблемами той или иной степени сложности, на этот раз все прошло хорошо. 15 декабря 1959 года Роджерс вылетел в 09:30 и за 26 минут пролетел мерную базу длиной 18,1 километров. Джозеф Роджерс выполнил рекордный полет на высоте 12200 метров и даже на разворотах отклонялся от нее не более чем на 50 метров. Для рекордных полетов это было самым трудным делом. Роджерс отлично справился с пилотированием истребителя F-106A и в обоих пролетах показал скорость свыше 2400 км/ч. Средняя скорость составляла 2455,37 км/ч; это означало, что абсолютный рекорд скорости возвращается Соединенным Штатам. Как обычно в литературе следующие после запятой дробные знаки различаются от издания к изданию. В статье представлены данные ФАИ, в то время как во многих источниках указываются 2455,77 км/ч и другие подобные результаты.
Для F-106A, Роджерса, компании Convair и ВВС США это означало большой успех. Для компании Convair этот успех был особенно важен, поскольку для тех лет создание F-106 было одним из самых сложных и продолжительных по времени. История F-106 началась с оснащенного треугольным крылом истребителя-перехватчика XF-92, который не пошел дальше стадии прототипа. В компании Convair, в которой три ведущих инженера Дж. Ирвин (J. Irvine), А. Бернстайн (A. Burnstein) и Р. К. Шик (R. H. Shick) благодаря трофейным данным о работах Александжра Липпиша решили проблему треугольного крыла, в течение длительного времени оставались верными компоновке «самолет-бесхвостка» с треугольным крылом.
В 1955 году ВВС США объявили конкурс на разработку истребителя-перехватчика для защиты воздушного пространства Соединенных Штатов от советских бомбардировщиков. В качестве вероятного противника рассматривались перспективные и фантастические (вроде TuG-75) советские машины, поскольку Ту-4, являвшиеся копиями американского B-29, вряд ли могли причинить Америке какой-либо ущерб. В ответ на требования ВВС в компании Convair разработали проект Model 8-80, который фактически представлял собой увеличенный в масштабе 1,22:1 прототип XF-92. Самолет имел заостренный нос и был оснащен более мощным двигателем Pratt & Whitney J57-P-11 с тягой 48,5 кН (4950 кгс) на максимальном режиме и с форсажной тягой 64,5 кН (6583 кгс). Не дожидаясь окончания испытаний ВВС США приняли машину на вооружение под обозначением F-102 и наименованием Delta Dagger. Истребитель-перехватчик Convair F-102 стал частью системы вооружения WS-201A, представлявшей собой не только конструкцию самолета, но и ракеты с активными и пассивными головками наведения и система автоматического направления самолета в район, где находится цель. Для 1950-х годов это был футуристический проект, в котором пилот должен был поднимать самолет в небо и сажать его на аэродром, а все остальное выполняла автоматика.
Система вооружения WS-201A выглядела многообещающе, и хотя разработка систем затянулась, самым большим ударом по программе её создания стал сам самолет. Несмотря на то, что разработчики рассчитывали на достижение сверхзвуковых скоростей, первый прототип YF-102, впервые поднявшийся в воздух в октябре 1953 года, за свою короткую карьеру так и не смог преодолеть звуковой барьер. Второй прототип, начавший полеты в январе 1954 года, также оказался дозвуковым. Только тщательное исследование, проведенное специалистами НАСА под руководством аэродинамика Ричарда Уиткомба (Richard Whitcomb), позволило выяснить причину этого феномена: конструкторы не следовали еще неизвестному им правилу площадей. По этому правилу комбинация крыла с фюзеляжем будет иметь наименьшее сопротивление, если распределение по длине самолета сечений, нормальных к потоку, имеет тот же характер, что и у тела вращения наименьшего сопротивления. Практически это значит, что для снижения волнового сопротивления, которое препятствовало достижению более высоких скоростей, сечения фюзеляжа на участке крыла должны быть уменьшены на величину, равную площади нормального к потоку данного сечения крыла.
За десятью экземплярами YF-102 последовала перепроектирование самолета до варианта Model 8-90 или YF-102A, в котором проблема была решена: в задней части фюзеляжа на бортах были установлены профилированные надставки. С двигателем J57-P-23, развивавшим тягу 76,6 кН (7800 кгс), максимальная скорость увеличилась до 1328 км/ч. Затем F-102A, оснащенные доработанной системой наведения, были запущены в серийное производство, но и в командовании ВВС США, и в самой компании Convair решили, что это «не то».
Производство истребителей-перехватчиков F-102 носило ограниченный характер, и в компании Convair сосредоточились на значительно более усовершенствованном Model 8-24 с фюзеляжем новой формы, рядом улучшений и еще более мощным двигателем Pratt & Whitney J75-P17 с тягой на максимальном и форсажном режимах 76,5 кН (7810 кгс) и 109 кН (11125 кгс) соответственно. Данная машина должна была быть принята на вооружение под обозначением F-102B, но изменения конструкции были столь масштабными, что самолету было присвоено новое обозначение F-106.
Первый полет первого прототипа YF-106 Delta Dart был совершен 26 декабря 1956 года. Медленная доводка новых систем вооружения привела к тому, что первые серийные истребители-перехватчики были переданы расположенной на авиабазе Гейгер (Geiger Air Force Base), штат Вашингтон, 498-й эскадрилье истребителей-перехватчиков (Fighter Interceptor Squadron) лишь в мае и октябре 1959 года. Эта эскадрилья подчинялась командованию ПВО (Air Defense Command), призванному защищать Соединенные Штаты от самого страшного направления возможной атаки советских межконтинентальных бомбардировщиков: северо-запад и север.
В 1960-х годах истребители-перехватчики F-106A стали основой противовоздушной обороны Соединенных Штатов. В 1967 году «сто шестыми» были вооружены 13 эскадрилий, и это число оставалось неизменным и в 1970-х годах. Машины были оснащены системой управления огнем Hughes MA-1 Digitair, соединенной с наземной сетью наведения. Вооружение состояло из ракет AIR-2 Genie (модификации A и G) и AIM-4 Sparrow (модификации E, F и G). Также компанией Convair была создана двухместная версия F-106B, но это уже выходит за рамки тематики нашей статьи.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Convair F-106A Delta Dart
Назначение: истребитель-перехватчик
Статус: серийное производство
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J75-P17 с тягой 76,5 кН (7810 кгс) на максимальном режиме и 109 кН (11125 кгс) на форсажном режиме
Размеры:
размах крыла 11,67 м
длина 21,66 м
высота 6,18 м
площадь крыла 64,83 м²
Масса:
взлетная 15875 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 2470 км/ч
источники:
-
-
- текст — VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa CONVAIR F-106A DELTA DART USA-1959» «L+K» 14/93, стр.14-15/898-899
- часть фотографий — https://www.f-106deltadart.com/speedrecord_joe_rogers.htm
-