Самые быстрые самолеты в мире. Часть 29 Рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey, США

17
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 29 Рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey, США

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 29 Рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey, США

Упомянутые в прошлой статье цикла опасения британцев по поводу конкуренции со стороны США были полностью оправданы. Америка, которой Великобритания в годы войны помогла в области создания турбореактивных двигателей, семимильными шагами догоняла своих учителей и была готова вырваться вперед. В рамках союзнических обязательств в 1941 и 1942 годах из Великобритании в Соединенные Штаты были отправлены техническая документация и образцы двигателя Фрэнка Уиттла – лучшего на тот момент турбореактивного двигателя союзников.

Вскоре после этого компания General Electric подписала соглашение о лицензионном производстве двигателя W-1 под обозначением I и права на дальнейшее развитие. Первый двигатель был испытан в марте 1942 года, после чего последовала серия двигателей I-A, которые были аналогичны британским W-2B и развивали тягу 695 кгс (6,815 Н). Для их практического испытания компания Bell получила заказ на постройку истребителей P-59, известных также как Airacomet. Прототип XP-59 (Model 27) впервые поднялся в воздух 1 октября 1942 года. Истребители Airacomet помогли получить американской армейской авиации первый опыт эксплуатации самолетов нового поколения, но в качестве боевого самолета данный тип не состоялся.

Появлению этой машины способствовало приобретение в 1943 году лицензии на британский двигатель de Havilland H-1b Goblin. Двигатель, развивавший на максимальном режиме тягу 1120 кгс (10,9 кН), подходил для создания первого поколения полноценных реактивных истребителей Lockheed Model 80 или P 80 Shooting Star. Подробнее о создании, развитии и эксплуатации истребителей P 80 Shooting Star можно прочитать в монографии, опубликованной в «L+K» № 4-7 1991 года, и в данной статье достаточно будет сказать, что оснащенный двигателем Goblin прототип XP-80 впервые поднялся в воздух 9 января 1944 года и развил скорость 808 км/ч. Два других прототипа, получивших обозначение XP-80A, летали уже с отечественными двигателями General Electric I-40 (военное обозначение J33). В дальнейшем варианты двигателя J33 стали стандартными для серийных машин. Установленный на прототипе XP-80A двигатель развивал тягу 1916 кгс (17,8 кН) и на высоте 1700 метров разгонял машину до скорости 890 км/ч. На серийных истребителях P-80A, принятых на вооружение в феврале 1945 года, были установлены двигатели J33-GE-11 с тягой 1746 кгс (17,11 кН). С данным двигателем, равно как и изготавливавшимся по лицензии двигателем Allison J33-A-9, P-80A у земли развивал максимальную скорость 898 км/ч.

Shooting Star был очень быстрым и эффективным боевым самолетом. В течение некоторого времени P-80A были основными реактивными истребителями ВВС армии США (с 1946 года ВВС США), командование которых было также заинтересовано в спортивном и рекордном вариантах данной машины. Эта карьера была богата событиями.

Так, 26 января 1946 года три самолета P-80A-1 вылетели из аэропорта Лонг-Бич (Long Beach), штат Калифорния, и, совершив трансконтинентальный перелет, приземлились в аэропорту Ла-Гуардия (LaGuardia), штат Нью-Йорк. Два самолета несли меньшее количество дополнительных баков и были вынуждены дозаправиться в Топике (Topeca), штат Техас. Эти машины приземлились в Ла-Гуардии через 4 часа и 24 и 33 минуты соответственно. Третий P-80A-1 (серийный номер 44-85123), пилотировал который полковник Уильям Консул (William Council), был загружен топливом под завязку и потому не нуждался в промежуточной посадке. Трансконтинентальный перелет длиной 3949 километров Консул осуществил за 4 часа 13 минут 54 секунды (средняя скорость 934,9 км/ч).

Затем в июне 1946 года лейтенант Генри Джонсон (Henry Johnson) установил рекорд скорости в полёте по замкнутому маршруту (трасса Нью-Йорк – Вашингтон, округ Колумбия) протяженностью 1000 километров – 687 км/ч. И, наконец, на рубеже августа и сентября 1946 года P-80A принял участие в проходивших в Кливленде национальных авиагонках в новой категории «J» (Jet – реактивный). Пилоты «восьмидесятых» заслуженно завоевали три награды. Победу в гонке на приз Бендикса (Bendix Trophy) одержал самолет-фоторазведчик FP-80A полковника Леона Грея (Leon Gray), прошедший трассу Ван-Найс (Van Nuys), штат Калифорния, – Кливленд за 4 часа 8 минут. В гонке на приз Томпсона (Thompson Trophy) победил P-80A-1 полковника Густава Лундквиста (Gustav Lundquist), пройдя 180-километровую трассу со средней скоростью 830 км/ч. Финальный трофей на вновь организованных гонках реактивных машин Weatherhead Jet Speed Dash Trophy был завоеван истребителем P-80A-1 лейтенанта Уильяма Дж. Рейли (William J. Reilly), показавшим скорость 930,79 км/ч. В 1947 году P-90A повторили свой прошлогодний успех.

Однако командующий ВВС США генерал Генри Харли Арнолд настаивал на установлении Соединенными Штатами нового рекорда скорости, который должен был превысить 1000 км/ч. Первая попытка была предпринята на базе Мюрок, расположенной в Калифорнии на одноименном сухом озере. На стандартном P-80A-1, который был лишен военного оборудования и оснащен баком с 420 литрами воды (для впрыска в модифицированный двигатель J33-GE-11), майор Хилстром (Chilstrom) смог разогнаться лишь до 959 км/ч, чего было недостаточно для установления нового рекорда. В то же самое время в сентябре 1946 года, действуя с той же базы, Уоллес Лейн (Wallace Lein) на прототипе Republic XP-84 Thunderjet (фирменное обозначение AP-23) разогнался до скорости 978,5 км/ч, но это значение не превышало на один процент уже существующее достижение. Было очевидно, что необходима специальная модификация, но компания Republic отказалась от дальнейших работ в связи с проблемами двигателя J35-GE-7.

Главный конструктор компании Lockheed Кларенс (Келли) Л. Джонсон для работ по созданию рекордного самолета подключил научно-исследовательское подразделение компании Skunk Works; для переоборудования в рекордный самолет XP-80R был использован прототип XP-80B (серийный номер 44-85200). Первоначально прототип XP-80B был девятым серийным самолетом P-80A-1 с более тонким профилем крыла и более толстой обшивкой. Теперь эта машина получила фонарь с уменьшенной высотой и двигатель Allison J33-A-17 с тягой 1815 кгс (17,8 кН) и системой впрыска воды, предназначенной для увеличения тяги. После консультаций с НАСА Келли Джонсон использовал специально разработанные воздухозаборники, утопленные в борта фюзеляжа. 2 и 4 октября 1946 года летчик-испытатель компании Lockheed Тони Левье (Tony LeVier) выполнил тестовые полеты с авиабазы Мюрок. На 5 октября был запланирован рекордный полет, однако произведенные 4 октября замеры показали скорость 965 км/ч и привели к отмене мероприятия.

схема рекордного самолета Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200); рисунок инженера З. Одехнала

схема рекордного самолета Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200); рисунок инженера З. Одехнала

воздухозаборники рекордного самолета Lockheed XP-80R

воздухозаборники рекордного самолета Lockheed XP-80R

XP-80R был возвращен Skunk Works, где спустя восемь месяцев работ был превращен в вариант XP-80R-1 Racey. У его крыла была острая стреловидная передняя кромка и прямые «рубленные» законцовки. Двигатель Allison 400 (J33-A-23) был оснащен системами впрыска метанола и воды и мог развивать тягу 2090 кгс (20,4 кН), а его воздухозаборники имели классическую форму с бóльшим поперечным сечением. Во время тестирования, проведенного 17 июня 1947 года, машина под управлением полковника Альберта Бойда (Albert Boyd) – командира расположенной на авиабазе Мюрок летно-испытательной станции – показала скорость 1041 км/ч.

полковник Альберт Бойд на фоне рекордного самолета Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200)

полковник Альберт Бойд на фоне рекордного самолета Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200)

Полковник Бойд летит на Lockheed XP-80R по трехкилометровой дистанции на армейском аэродроме Мюрок, 19 июня 1947 года

Полковник Бойд летит на Lockheed XP-80R по трехкилометровой дистанции на армейском аэродроме Мюрок, 19 июня 1947 года

рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200)

рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200)

рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200)

рекордный самолет Lockheed XP-80R-1 Racey (бортовой номер 485200)

19 июня Альберт Бойд с уверенностью сел в кабину самолета XP-80R-1 Racey и поднял машину в небо. К сожалению во время первых двух проходов «восьмидесятый» немного разочаровал, показав скорость 993 и 998 км/ч. Однако в следующих – третьем и четвертом проходах – Racey пролетел над мерной трассой со скоростью 1018 и 1015 км/ч, завоевав для Соединенных Штатов абсолютный рекорд скорости – 1003,60 км/ч. Рекордный самолет XP-80R-1 Racey стал первой машиной, который преодолел тысячекилометровый рубеж.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Lockheed XP-80R-1 Shooting Star

Назначение: рекордный самолет

Статус: единичное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: турбореактивный двигатель Allison 400 (J33-A-23) с тягой 2090 кгс (20,4 кН)

Размеры:

размах крыла 11,28 м
длина 10,49 м
площадь крыла 25,17 м²

Масса:

взлетная 5427 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 1041 км/ч

Примечание: оригинальный XP-80R имел массу 5400 кг и скорость 990 км/ч

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa LOCKHEED XP-80R SHOOTING STAR» «L+K» 3/93, стр.14-15/150-151

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account