Самолет для специальных штурмовых атак Nakajima Ki-115 Tsurugi (中島 キ115 剣). Япония
К 1945 году Япония шаталась от града ударов, которые один за другим ей наносили войска союзников и в умах японских военных руководителей и штабных аналитиков уже вырисовывалась возможность высадки противника на островах метрополии. Для противодействия этому были исследованы несколько способов дать отпор захватчикам. Большая часть была окончена на стадии проетирования или создания прототипов, но в некоторых случаях их удалось довести до логического завершения. Одной из разработанных идей были применение самолетов в специальных штурмовых атаках (миссии симпу) против флота вторжения, когда все годные к полетам самолеты должны были быть брошены против судов союзников. Для успешного выполнения задания волны атак были задуманы с участием десятков самолетов. Одно только их количество позволило бы обеспечить успешное поражение боевых кораблей и десантных судов даже в условиях сильного зенитного огня и воздушных групп прикрытия. Даже один самолет, поразивший корабль, потенциально мог причинить значительный ущерб. Однако такие массовые атаки могли привести к тому, что запас имеющихся в наличии самолетов будет быстро истощен. Таким образом, возникала необходимость разработать специальный быстроизготавливаемый самолет для выполнения миссий симпу. Компания Накадзима смогла дать ответ на поставленную задачу.
20 января 1945 года Императорская армия выпустила спецификацию, согласно которой будущий самолет для специальных штурмовых атак должен был:
- — изготавливаться с применением низкоквалифицированной рабочей силы и с минимальным количеством дефицитных материалов военного назначения;
- — оснащаться двигателем любого типа с мощностью в дивпазоне от 800 до 1300 л.с.;
- — быть простым в эксплуатации в полевых условиях;
- — иметь возможность нести как минимум одну бомбу;
- — иметь максимальную скорость с шасси 340 км/ч и без шасси 515 км/ч.
Реализация требований спецификации была возложена на компанию Наказдима, руководителем проекта был назначен инженер Аори Кунихиро (Aori Kunihiro). Помощь в работе ему должны были оказывать Mitaka Kenkyujo (三鷹術研究所 — исследовательский институт Митака) и Ota Seisakusho K.K. (大田機製作所株式会社 — производственная компания Ота (далее Ота)).
Поскольку изготавливать самолет Кунихиро должны были низкоквалифицированные рабочие, то Ki-115 Ko был сама простота. В фюзеляже использовались стальная конструкция со стальными панелями обшивки в передней его части, тогда как задняя часть покрывалась полотном. В обшивке капота двигателя должна была применяться жесть. Хвостовое оперение изготавливалось из дерева. Крыло с небольшой стреловидностью имело металлический каркас и работающую обшивку консолей.
схемы Ki-115
На Ki-115 Ko могли устанавливаться различные радиальные двигатели, которые в целях упрощения монтажа крепились к универсальной мотораме при помощи всего четырех болтов. На прототип Ki-115 Ko устанавливался двигатель Nakajima [Ha-35] 23 (Ha-25), этот же мотор планировалось использовать и на серийных машинах.
Пилот располагался в открытой кабине с простым набором приборов и органов управления. Также в кабине находился простейший телескопический прицел.
Изготовленные из труб основные стойки шасси, которые после взлета могли сбрасываться, помимо толстых шин низкого давления не имели никакой амортизации.
самолет Ki-115. Шасси еще без амортизации, но закрылки уже установлены. Хорошо видны маслорадиатор, верхний воздухозаборник для двигателя и металлический винт. Вместо телескопического прицела установлен кронштейн с мушкой и прорезью
Вооружение Ki-115 Ko состояло из одной бомбы и размещалось в подфюзеляжной нише, самая тяжелая из подвешиваемых бомб весила 800 кг. Поскольку машина предназначалась для миссий симпу, то сброс бомбы пилотом был невозможен.
В марте 1945 года прототип Ki-115 Ko, получивший у этому времени наименовение Tsurugi (剣 — меч, сабля), был выкатан из цеха и отправлен на летные испытания. Проблемы возникли сразу же как только началось тестирование: сразу же было выяснено, что конструкция шасси способствовала плохим характеристикам управляемости на земле. Эта проблема усугублялась плохим обзором пилота. Как только самолет оказывался в воздухе, то обнаруживалось, что летные характеристики Ki-115 Ko были так далеки от идеальных и что даже опытные летчики-испытатели испытывали трудности (не говоря уже пилотах с минимальной подготовкой).
Тем не менее, учитывая стоящие перед Ki-115 задачи, летные испытания продолжались одновременно с исследованиями возможностей улучшить самолет. К июню 1945 года начальные летные испытания были завершены. В конструкцию Ki-115 Ko были внесены два изменения: введена амортизация шасси и на внутренней части задней кромки крыла были установлены закрылки.
Ki-115. Видно шасси с ломающейся стойкой, снабженное амортизацией
Серийные машины должны были оснащаться двумя ракетными ускорителями, установленными под консольями крыла. Целью ракет было увеличение скорости самолета при пикирование самолетом на цель на конечном участке траектории.
После того как Ki-115 Ko был сочтен приемлимым, компания Накадзима начала его производство на своих заводах в Ивате и Ота. В Императорской армии предполагали, что ежемесячный выпуск Tsurugi на разбросанных по всей Японии предприятиях составит 8000 машин.
Параллельно с производством предпринимались шаги по дальнейшему упрощению конструкции Ki-115. Чтобы сэкономить драгоценный металл крыло было заменено на деревянный вариант с увеличенной площадью. Для лучшего обзора кабина пилота была перенесена вперед. Новая версия Tsurugi получила обозначение Ki-115 Otsu. Вариантом Ki-115 Ko был Ki-115-III (также известный как Ki-115 Hei). Рассматривались еще две модификации, имевший функцию сброса бомб и перемещенную вперед кабину, однако развития эти работы не имели, поскольку все усилия были переброшены на разработку Ki-230, являвшегося дальнейшим развитием Ki-115.
вариант окраски Ki-115
В Императорском флоте, узнав о новом самолете, возникли заинтересованность и желание изготавливать машину для себя. Чтобы облегчить эту задачу Накадзима перелада Showa Hikoki K.K. (飛行機株式会社ショーワ — авиастроительная компания Сёва (далее Сёва)) два самолета Ki-115. В Императорском флоте самолет должен был получить наименование Toka (藤花 — цветок глицинии). Сева должна была адапьтировать конструкцию под любые радиальные двигатели, разрабатывавшиеся по заданиям Императорского флота, — как старые отремонтированные, так и новые находящиеся на вооружении.
ни один из 104 построенных Ki-115 не использовался в боевых действиях. Эти самолеты были оставлены на заводе
К моменту окончания войны Накадзима смогла изготовить только 104 Ki-115 Ko (22 на заведе в Ивате и 88 на заводе в Ота), но ни один не был применен по назначению. Ki-115 Otsu, Ki-115-III и Ki-230 так и не были никогда построены, оставшись на стадии конструкторских проработок. У компании Сёва также не было времени для производства Toka.
модель Ki-115
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Современники: Bell XP-77 (США), Blohm und Voss BV40 (Германия), Zeppelin 'Fliegende Panzerfausl' (Германия), Messerschmilt Me 328 (Германия), Messerschmitl P 1104 (Германия)
Тип: специальный штурмовой самолет
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima [Ha-35] 23 мощностью 1130 л.с. на взлете, 980 л.с. на высоте 6000 м [тот же двигатель должен был использоваться на Ki-115 Otsu/Ki-115-III]
Размеры:
размах крыла 8,6 м [9,7 м]
длина 8,53 м [8,53 м]
высота 3,3 м [3,3 м]
площадь крыла 12,4 м² [14,5 м²]
удельная нагрузка на крыло 208 кг/м² [181,13 кг/м²]
удельная нагрузка на мощность 2,31 кг/л.с. [2,31 кг/л.с.]
Вес:
пустого 1640 кг [1690 кг]
с полной нагрузкой 2580 кг [2630 кг]
максимальный 2880 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 551 км/ч на высоте 2800 м [620 км/ч на 5800 м]
крейсерская скорость 300 км/ч
дальность 1200 км [1200 км]
практический потолок 6500 м [6500 м]
Вооружение:
одна 250-кг, 500-кг или 800 кг бомба [одна 250-кг, 500-кг или 800 кг бомба]
Уцелевшие:
Nakajima Ki-115 Ko Tsurugi (FE-156)
Один из четырех захваченных на заводе в Ота (завод №1 компании Накадзима), префектура Гунма, Ki-115 Ko (серийный номер 1002) был включен в перечень датированного 1 августа 1946 года отчета MAMA (Middleton Air Material Area at Olmstead Field in Middleton, Pennsylvania — Миддлтонская зона авиаматериалов, Олмстед-Филд, Миддлтон, штат Пенсильвания. Место хранения захваченных USAAF японских самолетов) как находящийся на хранении. В сентябре 1949 года машина была отправлена в Парк-Ридж (Park Ridge). Самолету посчастливилось пережить свалку и в настоящее время Ki-115 Ko в плохом состоянии находится в хранилище музея авиатехники Пола Гербера (Paul E. Garber), Сайтленд-Силвер Хилл (Suitland-Silver Hill), штат Мэриленд.
Ki-115 с американскими опознавательными знаками на авиабазе Йокота (Yokota)
остатки уцелевшего Ki-115 (EF-156)
Nakajima Ki-115 Ko
По-видимому еще сохранившийся Ki-115 Ko восстанавливался в Японии, но нет никаких подробностей об участниках и истории восстановления Ki-115. В 1991 году сообщалось, что были обнаружены два других Ki-115 — один в Канда (Kanda), а другой в Коганеи (Koganei). Оостается неизвестным у кого они находятся и в каком состоянии.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ**
Наименование: Nakajima Ki-230
Тип: специальный штурмовой самолет
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения развивавший по меньшей мере 1100 л.с.
Размеры:
размах крыла 9,7 м
длина 8,47 м
высота 3,3 м
площадь крыла 13,1 м²
Вес:
пустого 1700 кг
с полной нагрузкой 2400 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 557 км/ч на высоте 2800 м
дальность 1200 км
практический потолок 6500 м
Вооружение:
одна 250-кг или 500-кг бомба
Развитие:
Нет. В общей сложности было построено 105 самолетов Ki-115 Ko, которые не приняли участия в боевых действиях. Ki-115 Otsu, Ki-115-III, Ki-230 и Toka не были построены
- * — данные в квадратных скобках приведены для Ki-115 Otsu/Ki-115-III и являются ориентировочными. Toka имел схожие размеры, хотя скорость и вес могли изменяться в зависимости от используемого двигателя
- ** — данные расчетные
источник: Edwin M Dyer "Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939-1945"