2

С броненосными крейсерами, годными для крейсерской стратегии применения Тихоокеанского флота, было сложнее. Немногие уцелевшие броненосные крейсера подходили далеко не по всем параметрам. Да и что мы после Р-Я имели?! Всё что уцелело (включая броненосные крейсера Владивостокского отряда), ушло на Балтику «зализывать раны» при том стремительно устаревая (включая достраиваемые «по инерции» «Баяны»).

Рюриковичи

Естественно, первое, что приходит в голову – это заказать ещё один «Рюрик» — единственный современный корабль, на который мог рассчитывать флот. Корабль просто великолепный, но к величайшему сожалению, для рейдерства абсолютно непригодный. Слишком большой, слишком дорогой, слишком сильный и слишком тихоходный – это был сильный боец линейного флота, но никак не рейдер (даже учитывая то обстоятельство, что задача крейсерства в Тихом океане была второстепенной перед первостепенной необходимостью прерывания японских коммуникаций в Японском море в случае очередной войны против империи Микадо).

Но, корабль действительно был для нашего тогдашнего флота «вершиной хайтека» и, желая превзойти японцев если теперь уже не в количестве, то в качестве, постановили, все программы по строительству новых броненосцев временно отложить (до окончательного прояснения вопроса, какие собственно корабли линейного флота наиболее оптимальны), сконцентрировавшись на постройке серии мощных крейсеров, взяв за «эталонный образец» именно «Рюрик».

Рюриковичи

Рюриковичи

Для нужд Дальнего Востока в этой программе тоже нашлась особая (АИ) статья – предполагалось на базе «Рюрика» разработать существенно облегченный во всех смыслах, более скоростной и дальноходный крейсер. Притом, по возможности, максимально унифицированный с «Рюриком».

И вот тут, произошёл большой облом. Заточенный под успешную борьбу с разными «Асамами», «Рюрик» вдруг, оказался вовсе не столь уж крут по сравнению с новыми японскими броненосными крейсерами типа «Цукуба», уже вступавшими в строй и имевшими и броню потолще и главный калибр аж в 305 мм.

Рюриковичи

Но, настоящим шоком, мгновенно сделавшим «Рюрика» морально устаревшим кораблём, стали ТТХ строящихся на японских верфях, новейших броненосных крейсеров типа «Курама» (две единицы вступят в строй в 1907 г.). Два эти монстрюка («Курама» и «Ибуки») оказались для «Рюрика» полным «ибуки» ибо бронированы были значительно лучше, скорость имели чуть выше, а вооружение несли, каждый по 4 12-дюймовых и по 8 восьмидюймовых орудий (не считая всякой прочей мелочи).

Рюриковичи

Скорее всего, именно из-за этих «ибуки», не имея на момент их вступления в строй ни денег, ни достойного проекта на игру в догонялки по ТТХ, Россия, скрипя зубами, достроила заказанный в Англии ещё в 1905-ом «Рюрик», воздержавшись от прежних планов тиражировать этот крейсер на своих верфях, логично рассудив, что если уж мы не в состоянии «сейчас и много» клепать такие линкороподобные крейсера, то лучше ими и незаморачиваться, а строить сразу нормальные (точнее, какие сможем себе позволить) линкоры. А там и линейные крейсера как класс подоспели, дав дорогу будущим «Измаилам», для которых разные «Курамы» были просто курам на смех.

Но, это в РИ. У нас же, согласно принятой программе экстренного восстановления Тихоокеанского флота, для его крейсерских бригад срочно требовались в качестве флагманов два очень сильных крейсера. Не замахиваясь на открытое противоборство с «Цукубами», которые японцы поставят в охранение к транспортам только если их очень уж сильно припечёт, бронезащита «охотника за крейсерами» для ТОФа, должна была обеспечивать приличную зону свободного маневрирования на реальных дистанциях боя с японскими 203-мм броненосными крейсерами — т. е. очень приличный по площади главный бронепояс толщиной в шесть дюймов, главную палубу не менее чем двухдюймовой толщиной, ну и бронезащиту башен ГК и боевой рубки, как минимум, аналогично. Обременяться излишней бронезащитой из-за единичной десятидюймовки на «Касуге» бессмысленно. Тем более, что от этого джаповского тихохода (макс. скорость в процессе эксплуатации всего 18 узлов), при необходимости, можно уйти так же просто как от неуклюжих броненосцев.

Торпедное вооружение нашему БКр-у концептуально не нужно. Его задача – связать боем крейсерское охранение конвоев японских транспортов и используя свою мощную артиллерию, усердно наносить крейсерам тяжкие телесные повреждения до тех пор, пока малые крейсера-скауты не пустят все транспорты на дно.

Одним из итогов осмысления опыта Р-Я войны стали глубокие сомнения в целесообразности оснащения «Рюрика» двумя ГК. Тем более что в том виде главных калибров, какие должен был получить корабль, они не полностью соответствовали доктрине его применения: десятидюймовки бронебойными и полубронебойными снарядами ломают самую мощную броню, а восьмидюймовки, интенсивным огнём, фугасами, разрушают собственно корабль, сперва, вне главного бронепояса, а когда десятидюймовки его разрушат, то и вообще весь корабль в целом. Дело в том, что скорострельность двухорудийные башни с восьмидюймовками имели явно недостаточную. А учитывая реально запредельную разрушительную силу десятидюймовок по отношению к кораблям крейсерского класса, решение напрашивалось само-собой – просто отказаться от восьмидюймовок в пользу единого десятидюймового калибра, «публично» признав теорию двух ГК устаревшей и не актуальной.

Это тем более было необходимо, чтоб как-то уровнять в бою шансы «Рюрика» и тех же «Цукуб» с их четырьмя 12-дюймовками.

Так и поступили, потребовав внести в проект существенные изменения (благо время позволяло – в РИ «Рюрик» был заложен только в августе 1905-го).

Чтоб уложиться в исходный вес, на позициях восьмидюймовых спарок, решили установить десятидюймовки в новых, специально сконструированных одноорудийных башнях с существенно облегченным бронированием. Так же ради снижения веса и оптимизации архитектуры и вооружения, вспомогательный калибр ограничили 12 казематными 120 мм артустановками. 120 мм пушки решено было использовать новые, пятидесятикалиберные – точно такие же, какими предполагалось вооружать проектируемые для Дальнего Востока лёгкие крейсера-скауты. Сами казематные установки так же предполагалось усовершенствовать, увеличив углы горизонтального наведения и доведя угол вертикального наведения до 35 гр.

Точно такой же угол ВН имели и двухорудийные и одноорудийные башни  ГК. Поскольку габариты последних (в боковой проекции, по крайней мере), довольно значительно превзошли размеры прежних, восьмидюймовых, чтоб обеспечить максимальный сектор обстрела, пришлось вынести башни дальше от продольной оси корабля, что потребовало в свою очередь, украсить корпуса бортовыми выступами-спонсонами.

Рюриковичи

По данному, окончательно утверждённому проекту, в Англии и был построен «эталонный» крейсер «Рюрик», который должен был послужить образцом для постройки уже непосредственно в России, целой серии подобных кораблей, двум из которых и надлежало стать флагманскими в составе крейсерских бригад новой Крейсерской Эскадры Тихого океана.

Должны были, но не стали. Дело в том, что «Рюрики» российской постройки предполагалось оснащать передовой паротурбинной СУ вместо паровых машин. Но, с их разработкой ещё имелось много неясностей и в РИ, закладка крейсеров была отложена на неопределённое время.  А там и точная информация о монструазных «Курамах» до нас дошла, поставив на «Рюриках» окончательный крест.

В АИ, учитывая жуткий дефицит военно-морской силы (на ДВ прежде всего), два корабля по существенно облегченному проекту решили-таки построить с привычными ПМ аналогичными тем, что стояли на прототипе, получив выигрыш в скорости лишь за счёт облегчения конструкции и вооружения. Предполагалось, что новые крейсера будут уверенно топить японские крейсера с артиллерией ГК по 203 мм включительно и при этом, иметь возможность уклоняться от боя с более сильными.

Для решения задачи создать мощный броненосный крейсер, скоростной и дальноходный настолько, чтоб не сильно ограничивать маневренность 26-узловых скаутов при совместных действиях, в проект «Рюрика» внесли весьма значительные изменения. Он предусматривал сохранение двух изначальных башен ГК при отказе и от второго восьмидюймового ГК, и от одноорудийных десятидюймовок.

В дополнение же к двум двухорудийным башням с десятидюймовками (коими и предполагалось разносить в клочья любые японские крейсера), и вместо казематных противоминоносных установок с их ограниченными углами горизонтального наведения, помятуя о вездесущих японских миноносцах, крейсер решили вооружить в максимально возможном количестве лёгкими двухорудийными башнями строящихся «Рубинов» с новыми, да ещё и существенно модернизированными 120/50 мм пушками. Пушки, имея отличные дальнобойность и скорострельность, как нельзя лучше подходили для отражения атак миноносцев. Такая унификация очень благоприятно должна была сказаться и на производстве вооружения и на обучении экипажей и на снабжении дальневосточного крейсерского флота.

За счёт снижения веса брони (толщина верхнего пояса была уменьшена втрое, а главный пояс, сохранил шестидюймовую толщину только напротив СУ и артпогребов), конструкций корпуса и вооружения, корабль был полностью избавлен от даже намёка на строительную и какую-либо другую перегрузку, что в сочетании с усовершенствованными МП и более паропроизводительными котлами, позволило увеличить максимальную скорость до 23.5 узлов. А чтоб корабль на этой скорости чувствовал себя более комфортно (не захлёстывался в свежую погоду и экономно расходовал топливо) у него видоизменили носовую оконечность, придав ей более оптимальные обводы.

Рюриковичи

Закладка двух крейсеров для Дальнего Востока по этому проекту («Александр Невский» и «Дмитрий Донской») состоялась в середине 1906 года. И в отличие от «Рюрика», который решили использовать в качестве флагмана Балтийского флота до постройки новых линкоров (при этом, постройку новых «Рюриков» отложить, как и в РИ), крейсера по данному проекту предполагалось тиражировать в полном соответствии с развитием дальневосточной программы строительства лёгких крейсеров-скаутов типа «Рубин». На каждую четвёрку «Рубинов», предполагалось построить по «своему» «князю». Причём все последующие корабли обоих типов должны были оснащать паротурбинной СУ.

Впрочем, исходя из не очень простых экономических реалий того времени, объём этого самого тиражирования (и «Рубинов» и «Князей») будет полностью зависеть от финансирования. Сумеют чины военно-морского ведомства убедить минфин и Думу, что достаточно экономная сама по себе крейсерская доктрина, снова делает наш ТОФ потенциально опасным для наиболее вероятного противника – притом без астрономических расходов – может быть, со временем, таких крейсерских бригад у нас появится ещё несколько, причём не только на ДВ.

Однако, реалии оказались вовсе не столь радужными. «Невские» тоже оказались чрезмерно большими и дорогостоящими – в российском варианте постройки, их итоговая стоимость оказалась несущественно ниже чем у гораздо сильнее вооружённого «Рюрика» британской постройки. Кроме того, политическая и экономическая обстановка складывалась достаточно сложно и на первый план выходила задача первостепенного усиления Балтийского флота. В результате, оба «Невских» были авансом зачислены в новоформируемую крейсерскую бригаду Балтийского флота (флагман – «Рюрик»), а для бригад Дальнего Востока, был срочно, почти в авральном порядке, разработан проект нового крейсера – относительно недорогого, с использованием многих «рюриковских» технологических решений. И, кстати, это был первый российский проект крейсера, изначально выполненный под паротурбинную силовую установку, обеспечивавшую ему максимальную расчётную скорость в 26 узлов.

Сохранив лишь локально исходное бронирование, крейсер был почти полностью перепроектирован и по архитектуре и по вооружению.

Признав наиболее сильными из вероятных противников (устаревших достаточно для их использования в качестве эскорта транспортов) японские броненосные крейсера типов «Идзумо», «Якумо», «Асама» (плюс их возможные последователи с аналогичным составом вооружения – не более 203 мм), новый крейсер должен был получить вдвое большее количество восьмидюймовых стволов в башнях, спроектированных англичанами для «Рюрика» и от которых Россия отказалась в пользу единого десятидюймового калибра.

В качестве вспомогательного калибра, крейсер получил четыре лёгкие двухорудийные башни со 120/50 мм пушками – аналогичные «Рубинам» и «Невским». Уменьшение количества противоминоносной артиллерии критичным не посчитали, рассудив, что, достаточно скорострельные башенные установки делают противоминоносную артиллерию более живучей, а повышенная скорость крейсера даёт ей больше времени, чтоб топить миноносцы обходясь меньшим количеством стволов.

Рюриковичи

Несмотря на не слишком удачное расположение артиллерии (сказалась спешка в разработке проекта) и изначальное предназначение для нужд сугубо Тихоокеанских крейсерских бригад, в 1907 году, под совершенно неясное финансирование, состоялась закладка сразу шести (2 +4) кораблей данного типа, лишь два первых из которых («Андрей Боголюбский» и «Юрий Долгорукий»), впоследствии вошли в состав Тихоокеанского флота.

Четыре других крейсера (заложенных четырьмя месяцами позже, головной «Иван Калита») составили Вторую (после «Рюрика со товарищи) разведывательную крейсерскую дивизию Балтийского флота. Они строились по несколько видоизменённому, усовершенствованному проекту. В частности, введением новинки – линейно-возвышенного расположения башен, были улучшены сектора обстрела кормовых башен ГК. Помимо своего боевого назначения – разведки в интересах эскадры линейного флота (прежде для этой цели предполагалось построить 4 лёгких крейсера), эти вполне себе серьёзные корабли, служили ещё и своеобразной разминкой нашей судостроительной промышленности перед предстоящей закладкой в 1909 году первых российских супердредноутов.

Рюриковичи

После вступления в строй восьми скаутов типа «Рубин» и двух броненосных «Боголюбских», экстренная программа усиления Тихоокеанского флота (точнее его возрождения) была полностью свёрнута в пользу «Малой судостроительной программы», предусматривавшей постройку одной мощной эскадры Балтийского флота (8 линкоров, 4 линейных крейсера, 4 лёгких крейсера нового типа и т. д.) и усиления Черноморского флота. Как и в РИ, к реализации этой программы приступили в 1909 году – практически сразу же после спуска на воду со стапелей последних российских броненосных крейсеров, заложенных в 1907 году.

Состав крейсерских бригад Тихоокеанского флота на 1911-й год (когда они были полностью укомплектованы):

1-я Владивостокская. Флагман — броненосный крейсер «Андрей Боголюбский», крейсера-скауты: «Алмаз» (прежний крейсер второго ранга «Алмаз» был переклассифицирован в посыльное судно и переименован), «Аметист» и «Топаз».

 2-я Камчатская. Флагман – броненосный крейсер «Юрий Долгорукий», скауты: «Рубин», «Корунд» и «Сапфир».

В непосредственном подчинении командира Дивизии крейсеров Дальнего Востока (он же командир 1-й бригады) скаут «Изумруд». В непосредственном подчинении начальника Камчатской базы крейсеров (он же командир 2-й бригады) скаут «Опал» (над попавшими служить на сей корабль, шутили соответствующе его названию и предназначению).

Как тогда говорили «на посылках» у начальника Владивостокской военно-морской базы (он же командующий Тихоокеанским флотом) – «старичёк» «Жемчуг».

Несколько позже, непосредственно в состав каждой бригады включили по дивизиону новых эскадренных миноносцев, а в подчинение командования баз, в изрядном количестве начали поступать малые миноносцы, субмарины, тральщики и минные заградители.

Вот, в сущности, и весь крейсерский состав ТОФа. «Князья» и их «драгоценности»…

ТТХ крейсеров РИФ.

ТТХ

«Рюрик-2»

РИ (1905 г.)

«Рюрик-2»

АИ (1905 г.)

« А. Невский»

АИ (1906 г.)

Водоизмещение (т)

16 930

17 100

14 500

Размерения (м)

161.2/22.9/8.7

162/23/8.7

160/22/8.6

СУ

2 ПМ/28 ПК

2 ПМ/28 ПК

2 ПМ/28 ПК

Мощность СУ (л.с.)

19 650

22 500

23 000

Скорость (уз)

21.4

21,5 уз.

24 уз.

Дальность (миль)

4 000

3 500

4 500

Бронирование:

Пояс

Траверз

Палуба

Казематы ПМК (120)

Башни ГК

Башни 2 ГК

Рубка

 

152

184

38+25

76

203

178

203

 

152

152

38+25

76

203/102*

203

 

152

127

38+25

25

152

152

Вооружение:

ГК

2 ГК

ПМК

МА

 ТА

 

4 (2х2) 254/50

8 (4х2) 203/50

20 (20х1) 120/50

4 (4х1) 47/43

2 (2х1) 450

 

8 (2х2+4х1) 254/50

12 (12х1) 120/50

2 (2х1) 47/43

2 (2х1) 450

 

4 (2х2) 254/50

14 (7х2) 120/50

2 (2х1) 47/43

2 (2х1) 450

 

ТТХ

«Андрей Боголюбский»

АИ (1907 г.)

«Иван Калита»

АИ (1907 г.)

Водоизмещение (т)

12 500

12 700

Размерения (м)

160/21/8.5

161/21/8.6

СУ

2 ПТ/18 ПК

2 ПТ/18 ПК

Мощность СУ (л.с.)

23 000

23 000

Скорость (уз)

26.5

26

Дальность (миль)

5 000

4 000

Бронирование:

Пояс

Траверз

Палуба

Башни ГК

Башни ПМК

Рубка

 

152-102

102

25+25

152

25

152

 

152-102

102

25+25

152

25

152

Вооружение:

ГК

ПМК

МА

 ТА

 

8 (4х2) 203/50

8 (4х2) 120/50

2 (2х1) 47/43

2 (2х1) 450

 

8 (4х2) 203/50

8 (4х2) 120/50

2 (2х1) 47/43

2 (2х1) 450

 

Подписаться
Уведомить о
guest

44 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account