Проекты легких истребителя и боевого самолета компании Dornier. 1972 год
Небольшая винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, оснащенный компактным передним горизонтальным оперением и способный развивать максимальную скорость М=2,0, разрабатывается компанией Dornier в качестве возможного стандартного истребителя стран НАТО начала 1980-х годов. Разрабатываемый истребитель, получивший обозначение Do. P-471, должен иметь двухмоторную силовую установку и взлетную массу менее 22 000 фунтов (10 000 кг).
Проектные работы по легкому истребителю основываются на той предпосылке, что низкая удельная нагрузка на крыло предлагает более экономически эффективный подход, чем высокая тяговооруженность, поскольку скорости свыше М=2,0 и большая дальность полета не имеют высокого приоритета для поставленных перед самолетом боевых задач.
Выбранная компанией Dornier компоновочная схема «утка» обеспечивает следующие преимущества:
- основное крыло большой площади, в котором можно разместить основные стойки шасси и топливные баки;
- увеличение подъемной силы с помощью переднего горизонтального оперения;
- лучшие характеристики крена;
- хорошие характеристики сваливания.
Разрабатываемый самолет будет одноместным истребителем с укороченными взлетом и посадкой и в первую очередь рассматривается в качестве самолета противовоздушной обороны.
В конструкторском бюро компании Dornier также ведется разработка легкого боевого самолета КВП/ВВП, предназначенного для поддержки наземных войск и сопровождения вертолетов.
Легкий боевой самолет КВП/ВВП, разрабатываемый параллельно с легким истребителем Do. P-471, будет представлять собой уменьшенную версию СВВП Hawker-Siddeley Harrier и будет способен атаковать противника как на высокой скорости, так и при зависании.
В качестве силовой установки легкого боевого самолета КВП/ВВП планируется использовать турбовентиляторный двигатель компании General Electric того же типа, которые использовались в экспериментальном СКВП/СВВП Ryan XV-5A. Инженеры Dornier считают, что можно достичь скоростей, приближающихся к скорости звука, с помощью регулируемого решетчатого дефлектора, отклоняющего тягу на 90 градусов для полета в режиме висения. Также в самолете будут использоваться два канальных вентилятора.
Размещенный в носу дополнительный вентилятор будет использоваться во время полета в режиме висения и во время обычного полета для продольной балансировки и управления по тангажу. Управление по крену будет осуществляться дифференцированием тяги в главных вентиляторах, а управление по рысканию – с помощью регулируемого решетчатого дефлектора.
В качестве оптимального средства решения проблемы массы самолета конструкторы компании Dornier рассматривали возможность использования вентилятора с приводом от вала с перепадом давлений в районе 1,1, но без использования системы с горячим газом.
Боевой самолет КВП/ВВП должен будет получить шасси с тандемным расположением стоек и позднее будет оснащен дополнительными боковыми поддерживающими опорами. Машина будет иметь расположенную в носу автоматическую пушку.
С боевой нагрузкой в одну тонну дальность полета боевого самолета КВП/ВВП составит 120 миль (200 км).
источник: «Dornier Studying Light Mach 2 Fighter» // Aviation Week & Space Technology, November 6, 1972, стр.18